О правомерности введения сбора для нужд жилищного строительства на селе администрацией Белгородской области (Выпуск 5, март 1996 г.)

203. Постановлением главы администрации Белгородской области с 1 апреля 1994 г. был установлен сбор для нужд жилищного строительства на селе в размере 10%, уплачиваемый за счет прибыли банка в доход бюджета. Определение объекта налогообложения, порядка исчисления и уплаты сбора осуществляется в порядке, установленном для исчисления налога на прибыль предприятий и организаций. Указанный сбор закреплен в Законе о бюджете области, принятом областной Думой. С учетом данного сбора размер налога с прибыли банка превышает предельный размер, установленный Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", и составляет 40%. Правомерны ли действия областной администрации?


Введенный на территории Белгородской области сбор для нужд жилищного строительства на селе является самостоятельным обязательным платежом в областной бюджет и не имеет никакого отношения к налогу на прибыль предприятий и организаций, несмотря на то что источником уплаты данного сбора является чистая прибыль банка.

Один из важных принципов налогового права - однократность налогообложения. В российском налоговом законодательстве он закреплен в ст.6 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" - один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения. При этом Закон разделяет налоги на отдельные виды по степени компетенции органов власти различных уровней в отношении решения вопросов об их установлении (ст.18 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ").

Таким образом, на территории РФ взимаются три вида налогов: федеральные налоги, налоги субъектов Федерации, местные налоги.

Учитывая вышеизложенное, указанные в вопросе налоги нельзя отнести к налогам одного вида, даже несмотря на то что они имеют один и тот же объект налогообложения. Следовательно, в Вашем случае о двойном налогообложении речь не идет.

Тем не менее правомерность действий областной администрации в данном случае не является однозначной и зависит от сроков принятия решения по введению сбора.

1. До начала второго квартала 1994 г. Установление налогов, сборов органами законодательной власти субъектов Федерации осуществлялось исключительно в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ". Иными словами, органы законодательной власти области вправе устанавливать на подведомственной территории только те обязательные платежи в бюджет, которые предусмотрены данным Законом (п.2 ст.18, ст.1 Закона). Указанный в вопросе сбор для нужд жилищного строительства на селе к их числу не относится (ст.20 Закона).

Решение областной Думы, принятое в указанный период времени, может быть опротестовано прокурором, который вправе обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании такого акта недействительным (п.3 ст.22 Закона РФ от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре РФ" (в редакции Федерального закона РФ от 17.11.95 N 168-ФЗ)). Возможность обращения непосредственно юридических лиц в судебные органы с такого рода иском процессуальным законодательством РФ не предусмотрена.

2. С апреля 1994 г.

Со второго квартала 1994 г. действует указ Президента РФ от 22.12.93 N 2268 "О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 г.". П. 7 данного Указа органам власти субъектов Федерации (к которым относится и Белгородская область) предоставлено право вводить дополнительные налоги и сборы, не установленные законодательством. Источник финансирования вновь установленных налогов и сборов - чистая прибыль юридических лиц-плательщиков.

Таким образом, после вступления в силу настоящего Указа принятие указанного решения органами власти Белгородской области является правомерным.

ГАРАНТ:

Согласно Официальному разъяснению Государственно-правового управления Президента РФ от 11 октября 1995 г. N 13 норма, содержащаяся в п. 7 Указа имеет длящийся характер, однако согласно преамбуле Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268, нормы Указа действуют до принятия Закона "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1994 год". 1 июля 1994 г. Президентом подписан Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1994 год". Закон вступил в действие с момента официального опубликования


Е. Тимохина

Выпуск 5, март 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.