248. С 15 сентября 1994 г. для нашего АООТ установлен порядок, при котором 30% средств, поступающих на расчетный счет, направляется на выплату зарплаты, а оставшиеся 70% - в уплату платежей, причитающихся бюджету и государственным внебюджетным фондам.
В ГНИ нас заверили, что недоимка на сумму средств, направленных на выплату заработной платы (30%), является по существу отсрочкой уплаты налогов и в этой связи на нее не будет производиться начисление пени.
Однако 13 сентября 1995 г. от ГНИ поступило письмо, которым нас уведомили о том, что пени будут начислены задним числом начиная с 15 сентября 1994 г. При этом в обоснование положен тот факт, что мы выплачивали зарплату из наличной выручки, не производя ее предварительное зачисление на расчетный счет. Правомерны ли действия ГНИ?
Указанный Вами порядок использования средств был изложен в телеграммах Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 14.09.94 N 1-35/64, ВП-6-13/349; от 14.02.95 N 04-01-01, ВГ-6-13/81; от 31.03.95 N 04-01-01/2, ВГ-6-01/180. Он заключается в том, что предприятиям сферы материального производства и бюджетным организациям было предоставлено право при наличии недоимки по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды как федерального, так и местного уровня и невозможности погашения этой недоимки ввиду отсутствия денежных средств на расчетном счете направлять 30% средств, поступающих на расчетный (текущий) счет, на выплату заработной платы рабочим и служащим. Оставшиеся 70% поступающих на расчетный счет средств подлежали направлению в первоочередном порядке на уплату имеющихся недоимок.
Другими словами, данный порядок применим к тем, кто не имел возможности каким-либо образом выплатить зарплату.
Данный вывод подтверждается и вновь принятым постановлением Правительства РФ от 13.10.95 N 1020 "О введении временного порядка использования денежных средств, поступающих на расчетные (текущие) счета предприятий и организаций", которым было уточнено, что данный порядок распространяется на те организации, которые имеют задолженность не только по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, но и задолженность "по выплате заработной платы работникам".
Кроме того, следует заметить, что размер этих средств данным Постановлением был изменен - с 16 октября по 30 ноября 1995 г. Вы могли бы направлять на такие нужды 20 %, а с 1 по 31 декабря 1995 г. - 10 % денежных средств, поступающих на расчетный (текущий) счет.
Однако поскольку Вы не только имели такую возможность, но и фактически ее осуществляли, производя выплаты из наличной выручки, то действия ГНИ в этом случае абсолютно правомерны, тем более, что с точки зрения налогового законодательства появление данного порядка не совсем правомерно.
Так, порядок предоставления отсрочек и рассрочек уплаты платежей в бюджет предусмотрен таким нормативным актом, как Указ Президента РФ, точнее, п.30 указа от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Но этим актом поставлены определенные рамки для практического осуществления порядка. Во-первых, рассрочка или отсрочка уплаты может быть предоставлена на срок не более 6 месяцев, а во-вторых, отсрочка уплаты платежей в бюджеты и внебюджетные фонды федерального уровня может быть предоставлена только в том случае, если такая "льгота" была уже предоставлена по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды местного уровня. И эти условия в вышеперечисленных документах просто не соблюдены.
Ю. Чинков
Выпуск 6, март 1996 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".