Об определении понятий "оптовая торговля" и "розничная торговля" (Выпуск 7, апрель 1996 г.)

289. Предприятие имеет АЗС, через которую производит: заправку автомобилей предприятия, реализацию ГСМ населению за наличный расчет и заправку ГСМ автомобилей других организаций по договорам (эти организации оплачивают стоимость полученных ГСМ по безналичному расчету).

Что является для нас оптовой, а что розничной торговлей?


Для ответа на поставленный вопрос прежде всего необходимо определить, что подразумевается под понятиями "оптовая торговля" и "розничная торговля".

В действующих в настоящее время нормативных документах нет конкретного определения, что такое оптовая торговля. По общепринятым правилам к сфере оптовой торговли относится реализация товаров в том случае, если покупателями эти товары не предназначены для конечного потребления (т.е. оптовой считается торговля товарами, которые приобретаются для последующей перепродажи либо использования в процессе производства какой-либо продукции в качестве сырья, материалов и т.д.). При этом ни одним нормативным документом не регламентирован обязательный размер минимальной партии поставки (т.е. в принципе можно продать оптом и одну штуку). Не установлен также и порядок расчетов (возможен как наличный, так и безналичный расчет).

Четкое определение розничной торговли имеется только в части второй Гражданского кодекса РФ (вводится в действие с 1 марта 1996 г. Федеральным законом РФ от 26.01.96 N 15-ФЗ). Ст.492 ГК РФ указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Таким образом, начиная с 1 марта 1996 г. единственным критерием отнесения сделки по продаже товара к сфере розничной торговли является приобретение его для использования на нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью.

До 1 марта 1996 г. единственным известным нам документом, дающим определение, что относится к сфере розничной торговли, является Инструкция по учету розничного товарооборота и товарных запасов в предприятиях розничной торговли и общественного (массового) питания (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 08.02.93 N 17). П.1 указанной Инструкции предусмотрено включение в состав розничного товарооборота стоимости товаров, отпущенных юридическим лицам для текущих хозяйственных нужд. При этом следует иметь в виду, что п.2.2 этой Инструкции определено, что в состав розничного товарооборота не включается, в частности, стоимость товаров, отпущенных юридическим лицам для производственных нужд, а также стоимость реализованных юридическим лицам ГСМ. Таким образом, Инструкцией разграничены понятия "текущие хозяйственные нужды" и "производственные нужды", и, руководствуясь названной Инструкцией, предприятие розничной торговли должно включать в состав розничного товарооборота стоимость не всех товаров, реализованных юридическим лицам. Заметим, однако, что данная Инструкция регламентирует порядок определения розничного товарооборота при составлении отчетов по этому показателю в органы статистики и возможность использования ее в иных целях (даже в условиях отсутствия иных нормативных актов по данному вопросу) является спорной.

ГАРАНТ:

Постановлением Госкомстата РФ от 1 апреля 1996 г. N 25 названная Инструкция признана утратившей силу

В настоящее время следует руководствоваться Инструкцией по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от формы собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание (утв. постановлением Госкомстата РФ от 1 апреля 1996 г. N 25)


На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для АЗС реализация ГСМ населению будет являться розничной торговлей, а продажа ГСМ другим юридическим лицам - оптовой. Заправка собственного автотранспорта в принципе не может быть отнесена к торговым операциям, так как одним из условий купли-продажи является передача товара от продавца к покупателю (т.е. смена владельца), а в данном случае товар по-прежнему остается в собственности того же юридического лица.

Г. Касьянова

Выпуск 7, апрель 1996 г.




Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение