О правовом регулировании строительной деятельности в части лицензирования (Выпуск 7, апрель 1996 г.)

292. Ст. 49 ГК РФ предусматривает, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии. Ст. 27 Федерального закона от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" утверждает, что лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых на железнодорожном транспорте гражданами (физическими лицами), а также юридическими лицами, не входящими в систему железнодорожного транспорта, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, установленном федеральным законом.

Так как такого закона еще нет, в Министерстве путей сообщения России не создан лицензионный центр. Возникает вопрос, как вести строительную деятельность на железнодорожном транспорте в 1996 г. и в последующих периодах?

До появления Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" наше предприятие осуществляло строительную деятельность на железнодорожном транспорте на основании лицензий, выдаваемых Мосстройлицензией. После появления названного Федерального закона осуществление строительной деятельности на железнодорожном транспорте на основе лицензий Мосстройлицензии стало как бы незаконно.


Рассмотрим как развивалось правовое регулирование строительной деятельности в части лицензирования.

1. 8 ноября 1991 г.

Лицензирование строительной деятельности предприятий любой формы собственности было введено постановлением Совета Министров РСФСР от 08.11.91 N 593 "О введении государственного лицензирования строительной деятельности на территории РСФСР".

2. 25 октября 1994 г.

Правительство г. Москвы и Министерство строительства Российской Федерации принимают совместное постановление от 25.10.94 N 959-18/25 "О совершенствовании лицензирования строительной деятельности в г. Москве". Согласно указанному Постановлению, лицензирование строительной деятельности осуществлялось Мосстройлицензией и Федеральным лицензионным центром при Минстрое России.

Оба нормативных акта предусматривали выдачу лицензий на строительную деятельность без выделения строительства на железнодорожном транспорте в отдельный вид строительной деятельности. Поэтому формально можно было осуществлять строительную деятельность на железнодорожном транспорте по лицензии на строительную деятельность, выданной Мосстройлицензией.

3. 24 декабря 1994 г.

Правительство Российской Федерации принимает постановление от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Постановление, N 1418), установившее новый перечень лицензируемых видов деятельности. Согласно Постановлению субъекты Федерации и федеральные органы исполнительной власти утратили право самостоятельно определять виды лицензируемой деятельности. В нашем случае это означало, что Правительство г. Москвы и Минстрой России утратили право определять необходимость лицензирования строительной деятельности и выдаваемые Мосстройлицензией лицензии не соответствовали постановлению федерального Правительства и после истечения сроков, на которые они были выданы, не подлежали продлению.

Постановление N 1418 не включало в перечень лицензируемых видов деятельности строительство на железнодорожном транспорте. Кроме того, необходимость лицензирования этого вида деятельности не была предусмотрена ни в законах, ни в указах Президента России. С правовой точки зрения с момента вступления в действие Постановления N 1418 и до момента принятия Федерального закона РФ "О федеральном железнодорожном транспорте" строительство на железнодорожном транспорте должно было осуществляться на основании лицензии на строительно-монтажные работы, выдаваемой Минстроем России (см. приложение N 1 к Постановлению N 1418).

4. 25 августа 1995 г.

После вступления в действие Федерального закона РФ от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" отдельные виды деятельности на железнодорожном транспорте подлежат лицензированию федеральным органом исполнительной власти. Строительство на железнодорожном транспорте по своему характеру может войти в состав "отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте". С этой точки зрения Вы правильно отметили незаконный характер строительной деятельности Вашего предприятия на железнодорожном транспорте в силу действия ст.49 Гражданского кодекса РФ и ст.27 Федерального закона РФ от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте".

Однако, во-первых, Федеральный закон, который должен урегулировать порядок лицензирования строительной деятельности на железнодорожном транспорте и необходимость принятия которого предусмотрена ст.27 Федерального закона РФ "О федеральном железнодорожном транспорте", еще не принят. Во-вторых, не ясно, войдет ли в "отдельные виды деятельности на железнодорожном транспорте" строительство. В-третьих, Федеральный закон РФ "О федеральном железнодорожном транспорте" не определяет перечень лицензируемых видов деятельности.

В такой ситуации по вопросам лицензирования строительной деятельности должны действовать нормативные акты Правительства России (ст.4 Федерального закона РФ от 30.11.94 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Вам можно рекомендовать осуществлять строительную деятельность на железнодорожном транспорте на основании лицензии Минстроя России.

И. Павлов

Выпуск 7, апрель 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение