Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 апреля 2007 г. N Ф09-1693/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.10.2006 по делу N А76-18059/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2006 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции Зимецкий В.А. (доверенность от 10.01.2007 N 05-09/163).
Индивидуальный предприниматель Лойтерштейн Григорий Шимович (далее -предприниматель, налогоплательщик), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными решения инспекции от 16.06.2006 N 489, требования N 489 об уплате налога по состоянию на 16.06.2006. Кроме того, предприниматель просил обязать налоговый орган возвратить 5834 руб., уплаченных на основании требования инспекции N 489 об уплате налога по состоянию на 16.06.2006, 107 руб. 35 коп., взысканных на основании решения инспекции N 489 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, 1166 руб. 80 коп., взысканных на основании решения инспекции N 489 о взыскании налоговых санкций за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
Решением суда первой инстанции от 13.10.2006 (резолютивная часть от 11.10.2006) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2006 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, полагая правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности, поскольку плательщиком транспортного налога является физическое лицо, в связи с чем уплаченные им суммы транспортного налога не могут быть включены в затраты, связанные с получением дохода от предпринимательской деятельности.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка деятельности предпринимателя по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах за 2005 г. при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - единый налог).
По результатам проведенной проверки инспекцией составлен акт проверки от 25.05.2006 N 1599 и принято решение от 16.06.2006 N 489, которым налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 1166 руб. 80 коп., ему доначислен единый налог в сумме 5834 руб., начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 107 руб. 35 коп.
Основанием для доначисления единого налога, взыскания соответствующих сумм пени, штрафа за проверяемый период послужили выводы налогового органа о неполной уплате предпринимателем налога в связи с занижением налоговой базы на сумму 38890 руб. 35 коп.
По мнению инспекции, налогоплательщиком неправомерно включен в состав расходов, уменьшающих облагаемую базу по единому налогу, транспортный налог в сумме 38890 руб. 35 коп.
Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, руководствуясь подп. 22 п. 1 ст. 346 Кодекса, п. 2 ст. 346.16 Кодекса и исходя из правомерности включения налогоплательщиком транспортного налога в расходы при исчислении единого налога.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подп. 22 п. 1 статьи 346.16 Налогового кодекса
В силу ст. 346.12 Кодекса плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в установленном порядке. При этом отнесение предпринимателей к плательщикам данного налога не ставится в зависимость от фактического осуществления ими предпринимательской деятельности и получения доходов.
Согласно ст. 346.14 Кодекса объектом налогообложения единого налога признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов, порядок определения которых установлен ст. 346.16 Кодекса.
В подп. 22 п. 1 ст. 346.16 Кодекса указано, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, предприниматель является плательщиком единого налога. Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
На основании п. 2 ст. 346.16 Кодекса расходы, указанные в п. 1 данной статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что основным видом деятельности налогоплательщика является торговля транспортными средствами.
Таким образом, понесенные предпринимателем расходы в виде уплаты транспортного налога связаны с осуществлением им предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода (реализация транспортных средств), экономически обоснованы и документально подтверждены, то есть отвечают критериям, указанным в ст. 252 Кодекса.
Доказательств иного инспекцией в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах выводы судов о правомерности включения предпринимателем уплаченного транспортного налога в расходы при исчислении единого налога основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
Оснований для переоценки установленных судами фактических обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.10.2006 по делу N А76-18059/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2006 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.22 п.1 ст.346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы налогов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Налоговый орган полагает, что предприниматель неправомерно включил в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу, транспортный налог.
Суд пришел к выводу, что предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, обоснованно учел в составе расходов транспортный налог.
В соответствии со ст.346.12 НК РФ плательщиками единого налога признаются предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
Согласно ст.346.14 НК РФ объектом налогообложения единым налогом признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с п.2 ст.346.16 НК РФ расходы, указанные в п.1 ст.346.16 НК РФ, принимаются при их соответствии критериям, указанным в ст.252 НК РФ.
Согласно ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика.
Суд установил, что предприниматель является плательщиком единого налога. Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Основным видом деятельности предпринимателя является торговля транспортными средствами.
Учитывая вышеизложенное, суд указал, что расходы в виде уплаты транспортного налога связаны с осуществлением предпринимательской деятельности и направлены на получение дохода. Доказательств обратного налоговый орган, по мнению суда, не представил.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 апреля 2007 г. N Ф09-1693/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника