Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 декабря 2005 г. N Ф09-5471/05-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.07.2005 г. по делу N А71-391/05.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Отдел культуры администрации Малопургинского района Удмуртской Республики (далее - отдел культуры, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 04.03.2005 г. N 292.
Решением суда первой инстанции от 21.07.2005 г. заявление удовлетворено.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению налогового органа, отдел культуры с основным кодом Общероссийского классификатора экономических видов деятельности (далее - ОКВЭД) 75.11.31. не имеет права пользоваться льготой, предусмотренной подп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод инспекции, сделанный в результате камеральной налоговой проверки представленной отделом культуры уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1-й квартал 2004 г., о неправомерном использовании налогоплательщиком льготы, установленной подп. 20 п. 2 ст. 149 Кодекса, в связи с тем, что соответствующие коды Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (далее - ОКОНХ) и ОКВЭД, позволяющие отнести налогоплательщика к учреждению культуры, ему не присвоены.
Полагая, что решение инспекции противоречит нормам законодательства о налогах и сбора, нарушает его права и законные интересы, отдел культуры обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования отдела культуры и признавая оспариваемое решение недействительным, суд исходил из того, что налогоплательщик правомерно использовал указанную льготу по НДС, поэтому у инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения его к ответственности, начисления НДС и пеней.
Данный вывод является правильным, соответствует материалам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно подп. 20 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства.
При этом к учреждениям культуры и искусства в целях гл. 21 Кодекса относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Из смысла ст. 149 Кодекса следует, что от обложения НДС освобождаются не налогоплательщики, а операции по реализации товаров и услуг, то есть любой налогоплательщик, который самостоятельно или через свои структурные подразделения осуществляет операции, освобожденные от налогообложения по НДС в соответствии с данной статьей, имеет право на льготу.
Как правильно указал суд, присвоение кода ОКОНХ и ОКВЭД может рассматриваться как одно из доказательств соответствия осуществляемой налогоплательщиком деятельности указанным в законе признакам, но само по себе правообразующего значения не имеет.
Поскольку судом установлено и материалами дела подтверждено, что отдел культуры через подведомственные учреждения оказывает платные услуги в сфере культуры и искусства, которые в силу подп. 20 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежат налогообложению по НДС, вывод суда о недействительности оспариваемого решения налогового органа является правильным.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит.
Доводы инспекции, в том числе изложенные в жалобе, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение суда первой инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.07.2005 г. по делу N А71-391/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп.20 п.2 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории РФ оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства.
Налоговый орган полагает, что отдел культуры администрации района не вправе применять льготу, предусмотренную подп.20 п.2 ст.149 НК РФ, т.к. ему не присвоен ОКВЭД, позволяющий отнести его к учреждению культуры.
Проанализировав материалы дела, суд пришел к выводу, что отдел культуры правомерно применил льготу по НДС.
Согласно подп.20 п.2 ст.149 НК РФ к учреждениям культуры и искусства в целях исчисления НДС относятся кинотеатры, концертные организации, концертные кассы, библиотеки, музеем, дома культуры, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады и зоопарки.
По мнению суда, из смысла указанной нормы следует, что от обложения НДС освобождаются не налогоплательщики, а операции по реализации товаров и услуг. Поэтому любой налогоплательщик, который самостоятельно или через свои структурные подразделения осуществляет операции, освобожденные от налогообложения по НДС в соответствии с данной статьей, имеет право на льготу.
При этом суд указал, что присвоение кода ОКОНХ и ОКВЭД может рассматриваться как одно из доказательств соответствия осуществляемой налогоплательщиком деятельности указанным в законе признакам, но само по себе правоустанавливающего значения не имеет.
Поскольку отдел культуры через подведомственные ему учреждения оказывает платные услуги в сфере культуры и искусства, суд пришел к выводу о правомерности использования им спорной льготы по НДС.
Суд поддержал позицию отдела культуры, решение по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 декабря 2005 г. N Ф09-5471/05-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника