Нарушение налогового законодательства - основание для ликвидации предприятия (Выпуск 10, май 1996 г.)

НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ГАРАНТ:

О порядке предъявления в арбитражные суды исков о ликвидации предприятий см. также письмо Госналогслужбы РФ от 16 февраля 1996 г. N НП-6-11/104


В качестве примера из судебно-арбитражной практики, иллюстрирующего деятельность налоговых органов, мы остановимся на случае, когда налоговой инспекцией было предъявлено исковое требование по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, но не признанным таковыми арбитражным судом. Данная ситуация была изложена в Постановлении президиума ВАС РФ от 21.12.95 N 6564/95, доведенном до сведения налоговых органов письмом Госналогслужбы РФ от 22.02.96 N НП-6-11/126.

Так, Государственная налоговая инспекция по Советскому району Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области обратилась в арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском о ликвидации ИЧП "Стап" в связи с тем, что рассматриваемым предприятием не сформирован уставный фонд и в налоговую инспекцию не представлялись отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, а также документы и сведения для исчисления и уплаты налогов.

Арбитражный суд определением в принятии искового заявления отказал, мотивировав тем, что в соответствии со ст.14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" налоговые инспекции вправе предъявлять иски о ликвидации предприятия лишь по основаниям, предусмотренным законодательством. По мнению суда, законодательных актов, предусматривающих ликвидацию предприятий по основаниям, изложенным налоговой инспекцией в исковом заявлении, не имелось.

Однако заместителем председателя ВАС РФ на данное определение был принесен протест с предложением отменить указанное определение и направить дело для рассмотрения по существу в тот же суд.

Президиум ВАС РФ, посчитав, что протест подлежит удовлетворению, определение арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа отменил и направил в тот же суд для принятия к производству и рассмотрения по существу, изложив следующие основания для удовлетворения протеста.

Во-первых, в соответствии со ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Во-вторых, в силу ст.11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" налогоплательщики обязаны уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о своей финансово-хозяйственной деятельности и представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

Таким образом, при вышеизложенных обстоятельствах, а также основываясь на ст.14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", в соответствии с которой налоговым органам предоставлено право обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации предприятий, президиумом ВАС РФ было признано, что налоговая инспекция предъявила иск в пределах своих полномочий, а потому данный спор должен быть принят к рассмотрению по существу арбитражным судом указанного субъекта РФ.

Комментируя данное Постановление президиума ВАС РФ, следует признать, что споры в сфере налогообложения, при разрешении которых для правильного применения налогового законодательства ключевое значение имеют определение статуса хозяйствующего субъекта, его организационно-правовая форма, установление фактов прекращения юридического лица путем его ликвидации или реорганизации, в последнее время стали достаточно частыми в практике арбитражных судов. Объясняется это тем, что многими предпринимателями нередко допускаются грубые нарушения установленного законодательством порядка создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, их филиалов и представительств.

Указанный порядок закреплен несколькими нормативными актами, основными из которых являются:

1) Гражданский кодекс РФ 1994 г. (ст.51);

2) положение "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденное указом Президента РФ от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ";

3) Закон РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации";

4) постановление Правительства РСФСР от 28.11.91 N 26 "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями";

5) постановление Президиума ВС РСФСР от 04.03.91 N 764-1 "О государственной пошлине за регистрацию предприятий в РСФСР";

6) Порядок взимания государственной пошлины за регистрацию предприятий в РСФСР, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 14.06.91 N 327.

В случае выявления подобных нарушений гражданского законодательства налоговым органам наряду с другими компетентными субъектами в силу действия п.11 ст.7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе в РСФСР" и подп."б" п.1 ст.14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" предоставлено право предъявлять в арбитражные суды исковые заявления о ликвидации юридических лиц исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, что и было специально подчеркнуто в п.2 письма ВАС РФ от 23.11.92 N С-13/ОП-329 "О практике разрешения споров, связанных с применением налогового законодательства".

Однако при рассмотрении данной категории дел особые сложности вызывают именно критерии отнесения тех или иных юридических фактов к основаниям, с которыми закон связывает ликвидацию юридического лица, поскольку, как предусмотрено п.2 ст.61 ГК РФ, подобные основания могут быть установлены не любым федеральным законом, а исключительно Гражданским кодексом РФ.

В соответствии с п.1 ст.61 ГК РФ основаниями для такого иска могут служить:

- осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

- осуществление деятельности, запрещенной законом;

- неоднократные и грубые нарушения закона или иных правовых актов;

- основания, предусмотренные другими статьями ГК РФ (статьи 81, 86, 88, 90, 97, 99).

Что касается других оснований принудительной ликвидации юридических лиц, предусмотренных иными (помимо ГК РФ) федеральными законами, то они могут служить поводом для предъявления налоговыми инспекциями иска в арбитражный суд только в том случае, когда представляют собой обстоятельства, которые могут быть одновременно квалифицированы как осуществление юридическим лицом деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями законодательства. В данном случае речь идет о ст.6 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", где сказано, что при повторном нарушении ст.7 Закона (ведение денежных расчетов без ККМ, использование неисправной ККМ, отсутствие указания цены на товар, невыдача чека и пр.) налоговые органы обязаны обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации данного юридического лица с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением. При этом повторным признается нарушение, предусмотренное указанным Законом, при условии, что за первое нарушение был наложен штраф (п.1.2 письма ВАС РФ от 28.08.95 N С1-7/ОП-506 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике"). Наложение штрафа за первое нарушение на должностное лицо не дает налоговым органам такого права.

Анализируя Постановление президиума ВАС РФ с правовой точки зрения, следует согласиться с обоснованностью позиции указанного судебного органа, признавшего неуплату ИЧП "Стап" установленных налоговым законодательством налогов, отсутствие ведения бухгалтерского учета, несоставление отчетов о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности и непредставление налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов сведений достаточно грубыми и к тому же систематическими нарушениями налогового законодательства, а именно неисполнением возложенных ст.11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" обязанностей налогоплательщика.

Отсутствие же у индивидуального частного предприятия на рассматриваемый период сформированного уставного капитала как некоего минимального размера имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов, нарушением гражданского законодательства не является, поскольку в действовавшей на момент создания предприятия такой организационно-правовой формы норме ст.8 Закона РСФСР от 25.12.90 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" было закреплено правило об ответственности собственника индивидуального частного предприятия по его обязательствам в пределах, определенных уставом. Это могла быть и полная личная имущественная ответственность, и ответственность, ограниченная размерами уставного капитала. В связи с этим формирование уставного капитала с точки зрения законодательства обязательным не было и могло осуществляться исключительно по инициативе и в интересах собственника ИЧП с целью предотвращения возможности обращения взысканий кредиторов на его личное имущество.

Следует отметить, что арбитражный суд в случае принятия решения о ликвидации ИЧП "Стап" сам не будет заниматься непосредственно его ликвидацией, поскольку он вправе возложить обязанность осуществления всех ликвидационных действий на учредителей юридического лица либо орган, уполномоченный его учредительными документами на проведение ликвидации в установленном законодательством порядке (п.9 письма ВАС РФ от 10.12.92 N С-13/ОП-357 "О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий").

Порядок проведения ликвидационных процедур подробно изложен в статьях 62, 63, 64 ГК РФ.

При этом ликвидированное предприятие может обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта ликвидации до момента исключения его из единого Государственного реестра юридических лиц (п.10 того же письма).


Комментарии Ю. Камфер

Выпуск 10, май 1996 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.