Упрощенная система налогообложения и учета: семь раз отмерь - один отрежь (Выпуск 14, июль 1996 г.)

Упрощенная система налогообложения и учета: семь раз отмерь - один отрежь


Федеральным законом РФ от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон) значительной части предприятий со среднесписочной численностью до 15 человек предоставлено право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности путем замены части уплачиваемых предприятием налогов единым налогом, а также изменения порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности.

Во исполнение этого Закона Минфином РФ и Госналогслужбой РФ издан ряд нормативных документов, и наш журнал уже обращался к рассмотрению основных положений этого Закона (см.: ФПА "Предпринимательская практика: вопрос - ответ". 1996. N 3). Тем не менее применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности вызывает у читателей множество вопросов, и прежде всего перед предприятием встает вопрос о целесообразности перехода на эту систему. В предлагаемой Вашему вниманию статье мы постарались установить, какие изменения предприятие ожидает при таком переходе, принесет ли он желаемое облегчение налогового бремени, иными словами, изменится ли общая сумма платежей предприятия в бюджет от изменения ее составляющих.


Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности


В соответствии со ст.2 указанного Закона круг субъектов упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности значительно отличается от круга субъектов малого предпринимательства, установленного Федеральным законом РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации с предельной численностью работающих до 15 человек, а также:

- организации, занятые производством подакцизной продукции;

- организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий;

- кредитные организации;

- страховщики;

- инвестиционные фонды;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- предприятия игорного или развлекательного бизнеса;

- хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности (к таким субъектам можно отнести, например, негосударственные пенсионные фонды).

Переход на упрощенную систему налогообложения учета и отчетности возможен при выполнении ряда условий:

- совокупный размер валовой выручки налогоплательщика в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, не должен превышать сумму стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Например, заявление было подано 31 мая 1996 г. В этом случае совокупный размер валовой выручки за период с 1 апреля 1995 г. по 31 марта 1996 г. не должен превышать 7590 млн руб. (75 900 руб. х 100 000).

- организация не должна иметь просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;

- организацией должны быть своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.

В соответствии с п.4 ст.5 Закона заявление на выдачу патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности должно быть подано налогоплательщиком в налоговый орган, в котором организация находится на налоговом учете, не позднее чем за месяц до начала очередного квартала.

При этом п.1 ст.5 Закона установлено, что патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности выдается сроком на один календарный год. Однако ни в одном нормативном документе не содержится разъяснений по поводу того, что в данном случае подразумевается под календарным годом: текущий год до 31 декабря включительно или 12 календарных месяцев с момента выдачи патента. Действующее налоговое законодательство не содержит ни порядка исчисления сроков, ни определения понятия "календарный" для рассчитываемых периодов. И, несмотря на то что в форме патента на право применения упрощенной системы налогообложения, утвержденной приказом Госналогслужбы РФ от 24.01.96 N ВГ-3-02/5, срок прекращения действия патента уже указан "31 декабря", это не исключает того, что впоследствии Госналогслужба РФ расценит такой порядок расчета срока действия патента как ошибочный.


Порядок ведения бухгалтерского учета и представления отчетности


Согласно п.4 ст.1 Закона, организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме (без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170).

Следует обратить особое внимание на тот факт, что упрощенный порядок ведения учета установлен только для оформления первичных документов бухгалтерской отчетности. Таким образом, для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок оформления первичных бухгалтерских документов, ведения кассовых и банковских операций, представления статистической отчетности, а также необходимой отчетности во все иные организации.

Упрощенная форма книги учета доходов и расходов, а также порядок отражения в ней хозяйственных операций установлены приказом Минфина РФ от 22.02.96 N 18 "О форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности". Этот документ был опубликован в газете "Экономика и жизнь" за 1996 г. N 13.


Изменения в налогообложении организаций при переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности


Единая система налогообложения предусматривает замену единым налогом следующих налогов:

- налог на прибыль;

- налог на добавленную стоимость;

- налог на имущество;

- налог на пользователей автодорог;

- налог с владельцев транспортных средств;

- налог на реализацию ГСМ;

- транспортный налог;

- местные налоги и сборы.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты:

- таможенных платежей;

- государственных пошлин;

- налога на приобретение автотранспортных средств;

- лицензионных сборов;

- отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (Фонд обязательного государственного социального страхования, Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ).

Объектом налогообложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период.

Валовая выручка определяется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), выручки, полученной от продажи имущества организации в отчетном периоде, и внереализационных доходов.

Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства:

- сырья;

- материалов;

- комплектующих изделий;

- приобретенных товаров;

- топлива;

- эксплуатационных расходов;

- текущего ремонта;

- затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности;

- затрат на аренду транспортных средств;

- расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 3%);

- полученных услуг сторонних организаций;

- сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам;

- налога на приобретение автотранспортных средств;

- отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды;

- уплаченных таможенных платежей;

- уплаченных государственных пошлин;

- уплаченных лицензионных сборов.

Как видим, перечень расходов, принимаемых при исчислении совокупного дохода, значительно отличается от перечня затрат, включаемых в себестоимость выпускаемой продукции в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552). Следует обратить особое внимание на тот факт, что на суммы начисленной заработной платы валовая выручка для целей исчисления единого налога не уменьшается.

Максимальные ставки единого налога установлены ст.4 Закона:

- единый налог на совокупный доход - не более 30%;

- единый налог на валовую выручку - не более 10%.

Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида деятельности субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются решением органов государственной власти субъектов РФ.


* * *


Поскольку на большей территории РФ органами государственной власти РФ до настоящего времени не утверждены ставки единого налога, рассмотрим на конкретном примере изменения в налогообложении различных типов организаций в случае их перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, исходя из максимальных ставок единого налога*.


-----------------------------

* В настоящей статье мы не рассматриваем порядок обложения единым налогом предпринимателей без образования юридического лица, так как эта категория плательщиков находится в особых условиях: для них предусмотрена замена уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доходы, полученные от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.


В целях упрощения в приводимых ниже расчетах выделены только основные налоги, уплачиваемые практически всеми без исключения предприятиями. В расчетах не учтен налог на имущество, а также прочие внереализационные доходы и расходы в связи с тем, что у подавляющего большинства малых предприятий их сумма относительно незначительна.

Кроме того, следует иметь в виду, что в случае, когда значительную долю в выручке предприятия составляет выручка от реализации собственного имущества, то при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности положение промышленного предприятия значительно приближается к положению предприятий торговли.

Для наибольшей наглядности ниже приводятся расчеты по типичным предприятиям, позволяющие продемонстрировать общую тенденцию. Предприятия разделены на группы в зависимости от структуры себестоимости выпускаемой ими продукции и уровня рентабельности продукции. Отдельно выделены предприятия торговли.

По структуре себестоимости нами приводятся расчеты по двум группам:

- организации, выпускающие трудоемкую промышленную продукцию;

- организации, выпускающие материалоемкую промышленную продукцию.

Уровень рентабельности продукции, т.е. отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости, - один из основных показателей эффективности производства, который тесно связан с размером чистой прибыли предприятия.

Такое разделение обусловлено тем, что в структуре налоговых платежей предприятия наибольший удельный вес имеют налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды, производимые от фонда оплаты труда.


Организация выпускает трудоемкую промышленную продукцию и имеет низкий уровень рентабельности (6,7%) (табл. 1).


Таблица 1







Показатель




Традиционная
система
налогообложения
Упрощенная
система
налогообложения

Облагаемая база
по единому налогу
Совокупный
доход
Валовая
выручка
1 2 3 4
Реализована продукция (включая
НДС), руб.

НДС, полученный от покупателей,
руб.

Материальные затраты и услуги
сторонних организаций, руб.

НДС, уплаченный поставщикам,
руб. (стр.3 х 20%)


Фонд оплаты труда (ФОТ), руб.

Начисления на ФОТ, руб., всего

В том числе:
Фонд социального страхования РФ
(5,4%)
Пенсионный фонд РФ (28%)
Фонд обязательного медицинского
страхования РФ (3,6%)
Фонд занятости населения РФ
(1,5%)
транспортный налог (1%)
Налог на пользователей
автодорог (2%), руб.

Местные налоги (в целях
упрощения расчетов учтены только
два наиболее распространенных),
руб., всего

В том числе:
налог на содержание жилищного
фонда и объектов
социально-культурной сферы
(1,5%)
налог на общеобразовательные
нужды (1%)
Налогооблагаемая прибыль, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.5 -
- стр.6 - стр.7 - стр.8)
Налог на прибыль, руб.
(стр.9 х 35%)
Налогооблагаемый совокупный
доход, руб. (стр.1 - стр.3 -
- стр.4 - стр.6)
Единый налог, руб.
стр.11 х 30%
стр.1 х 10%
Чистая прибыль организации,
руб. (стр.1 - стр.2 - стр.3 -
- стр.4 - стр.5 - стр.6 -
- стр.7 - стр.8 - стр.10 -
- стр. 12)
12 000


2 000


2 000


Для целей
данного расчета
не требуется*

5 000

1 975


270

1 400
180

75

50
200


200





150



50

625


219

-



-
-
406
12 000


-


2 000


400



5 000

1 925


270

1 400
180

75

-
-


-





-



-

-


-

7 675



2 302
-
373
12 000


-


2 000


400



5 000

1 925


270

1 400
180

75

-
-


-





-



-

-


-

-



-
1 200
1 475

-----------------------------

* При применении традиционной системы налогообложения НДС, уплаченный поставщикам по материальным ценностям, работам и услугам, включаемым в себестоимость выпускаемой продукции, подлежит возмещению из бюджета и на размер получаемой предприятием прибыли влияния не оказывает.


Организация выпускает трудоемкую промышленную продукцию и имеет высокий уровень рентабельности (33,9%) (табл. 2).


Таблица 2







Показатель




Традиционная
система
налогообложения
Упрощенная
система
налогообложения

Облагаемая база
по единому налогу
Совокупный
доход
Валовая
выручка
1 2 3 4
Реализована продукция (включая
НДС), руб.

НДС, полученный от покупателей,
руб.

Материальные затраты и услуги
сторонних организаций, руб.

НДС, уплаченный поставщикам,
руб. (стр.3 х 20%)


Фонд оплаты труда (ФОТ), руб.

Начисления на ФОТ, руб., всего

В том числе:
Фонд социального страхования РФ
(5,4%)
Пенсионный фонд РФ (28%)
Фонд обязательного медицинского
страхования РФ (3,6%)
Фонд занятости населения РФ
(1,5%)
транспортный налог (1%)
Налог на пользователей
автодорог (2%), руб.

Местные налоги (в целях
упрощения расчетов учтены только
два наиболее распространенных),
руб., всего

В том числе:
налог на содержание жилищного
фонда и объектов
социально-культурной сферы
(1,5%)
налог на общеобразовательные
нужды (1%)
Налогооблагаемая прибыль, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.5 -
- стр.6 - стр.7 - стр.8)
Налог на прибыль, руб.
(стр.9 х 35%)
Налогооблагаемый совокупный
доход, руб. (стр.1 - стр.3 -
- стр.4 - стр.6)
Единый налог, руб.
стр.11 х 30%
стр.1 х 10%
Чистая прибыль организации,
руб. (стр.1 - стр.2 - стр.3 -
- стр.4 - стр.5 - стр.6 -
- стр.7 - стр.8 - стр.10 -
- стр. 12)
12 000


2 000


1 500


Для целей
данного расчета
не требуется*

4 000

1 580


216

1 120
144

60

40
200


190





150



40

2 530


886

-



-
-
1 644
12 000


-


1 500


300



4 000

1 540


216

1 120
144

60

-
-


-





-



-

-


-

8 660



2 598
-
2 062
12 000


-


1 500


300



4 000

1 540


216

1 120
144

60

-
-


-





-



-

-


-

-



-
1 200
3 460

Организация выпускает материалоемкую промышленную продукцию и имеет низкий уровень рентабельности (4,7%) (табл. 3).


Таблица 3







Показатель




Традиционная
система
налогообложения
Упрощенная
система
налогообложения

Облагаемая база
по единому налогу
Совокупный
доход
Валовая
выручка
1 2 3 4
Реализована продукция (включая
НДС), руб.

НДС, полученный от покупателей,
руб.

Материальные затраты и услуги
сторонних организаций, руб.

НДС, уплаченный поставщикам,
руб. (стр.3 х 20%)


Фонд оплаты труда (ФОТ), руб.

Начисления на ФОТ, руб., всего

В том числе:
Фонд социального страхования РФ
(5,4%)
Пенсионный фонд РФ (28%)
Фонд обязательного медицинского
страхования РФ (3,6%)
Фонд занятости населения РФ
(1,5%)
транспортный налог (1%)
Налог на пользователей
автодорог (2%), руб.

Местные налоги (в целях
упрощения расчетов учтены только
два наиболее распространенных),
руб., всего

В том числе:
налог на содержание жилищного
фонда и объектов
социально-культурной сферы
(1,5%)
налог на общеобразовательные
нужды (1%)
Налогооблагаемая прибыль, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.5 -
- стр.6 - стр.7 - стр.8)
Налог на прибыль, руб.
(стр.9 х 35%)
Налогооблагаемый совокупный
доход, руб. (стр.1 - стр.3 -
- стр.4 - стр.6)
Единый налог, руб.
стр.11 х 30%
стр.1 х 10%
Чистая прибыль организации,
руб. (стр.1 - стр.2 - стр.3 -
- стр.4 - стр.5 - стр.6 -
- стр.7 - стр.8 - стр.10 -
- стр. 12)
12 000


2 000


6 155


Для целей
данного расчета
не требуется*

2 000

7 900


108

560
72

30

20
200


170





150



20

685


240

-



-
-
445
12 000


-


6 155


1 231



2 000

770


108

560
72

30

-
-


-





-



-

-


-

3 844



1 153
-
691
12 000


-


6 155


1 231



2 000

770


108

560
72

30

-
-


-





-



-

-


-

-



-
1 200
644

Организация выпускает материалоемкую промышленную продукцию и имеет высокий уровень рентабельности (26,9%) (табл. 4).


Таблица 4







Показатель




Традиционная
система
налогообложения
Упрощенная
система
налогообложения

Облагаемая база
по единому налогу
Совокупный
доход
Валовая
выручка
1 2 3 4
Реализована продукция (включая
НДС), руб.

НДС, полученный от покупателей,
руб.

Материальные затраты и услуги
сторонних организаций, руб.

НДС, уплаченный поставщикам,
руб. (стр.3 х 20%)


Фонд оплаты труда (ФОТ), руб.

Начисления на ФОТ, руб., всего

В том числе:
Фонд социального страхования РФ
(5,4%)
Пенсионный фонд РФ (28%)
Фонд обязательного медицинского
страхования РФ (3,6%)
Фонд занятости населения РФ
(1,5%)
транспортный налог (1%)
Налог на пользователей
автодорог (2%), руб.

Местные налоги (в целях
упрощения расчетов учтены только
два наиболее распространенных),
руб., всего

В том числе:
налог на содержание жилищного
фонда и объектов
социально-культурной сферы
(1,5%)
налог на общеобразовательные
нужды (1%)
Налогооблагаемая прибыль, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.3 - стр.5 -
- стр.6 - стр.7 - стр.8)
Налог на прибыль, руб.
(стр.9 х 35%)
Налогооблагаемый совокупный
доход, руб. (стр.1 - стр.3 -
- стр.4 - стр.6)
Единый налог, руб.
стр.11 х 30%
стр.1 х 10%
Чистая прибыль организации,
руб. (стр.1 - стр.2 - стр.3 -
- стр.4 - стр.5 - стр.6 -
- стр.7 - стр.8 - стр.10 -
- стр. 12)
12 000


2 000


5 000


Для целей
данного расчета
не требуется*

1 800

711


97

504
65

27

18
200


168





150



18

2 121


742

-



-
-
1 379
12 000


-


5 000


1 000



1 800

693


97

504
65

27

-
-


-





-



-

-


-

5 307



1 592
-
1 915
12 000


-


5 000


1 000



1 800

693


97

504
65

27

-
-


-





-



-

-


-

-



-
1 200
2 307

В табл. 5 приведен размер чистой прибыли при различных системах налогообложения и уровнях рентабельности.


Таблица 5







Уровень рентабельности




Традиционная
система
налогообложения
Упрощенная
система
налогообложения

Облагаемая база
по единому налогу
Совокупный
доход
Валовая
выручка
Для организации, выпускающей
трудоемкую промышленную
продукцию:
низкий (6,7%)
высокий (33,9%)

Для организации, выпускающей
материалоемкую промышленную
продукцию:
низкий (7,4%)
высокий (26,9%)



406
1644




445
1379



373
2062




691
1915



1475
3460




644
2307

Таким образом, при применении промышленными предприятиями упрощенной системы налогообложения размер их чистой прибыли в большинстве случаев возрастает.

Для предприятий, осуществляющих выпуск трудоемкой продукции (так же как и для организаций, занимающихся оказанием услуг - ремонтом, переработкой давальческого сырья, научно-исследовательскими разработками и т.д.), между увеличением чистой прибыли и уровнем рентабельности продукции существует прямая связь. Это объясняется тем, что значительную часть себестоимости продукции на таких предприятиях составляют заработная плата и отчисления в социальные фонды, которые не заменены единым налогом. Следовательно, чем выше прибыль (налог на прибыль заменен единым налогом, ставка которого ниже ставки налога на прибыль), тем больше увеличивается и размер чистой прибыли.

При этом следует иметь в виду, что при низком уровне рентабельности влияние доли заработной платы в себестоимости продукции становится преобладающим, и при установлении в качестве налогооблагаемой базы валового дохода чистая прибыль организации может быть даже меньше, чем была бы в случае использования традиционной системы налогообложения.

В том случае, если в качестве налогооблагаемой базы единым налогом установлен совокупный доход, размер чистой прибыли организации увеличивается за счет того, что его продукция не облагается налогом на добавленную стоимость, ставка которого выше ставки единого налога.

У предприятий, выпускающих материалоемкую промышленную продукцию, при применении упрощенной системы налогообложения, отчета и отчетности размер чистой прибыли значительно возрастает вне зависимости от уровня рентабельности выпускаемой продукции. Причина этого в том, что большинство уплачиваемых такими предприятиями налогов заменены единым налогом, а доля заработной платы и отчислений в социальные фонды незначительна.


Организация розничной торговли, применяющая низкий процент торговой надбавки (11,1%) и имеющая низкий уровень рентабельности (6,2%) (табл.6).


Таблица 6







Показатель




Традиционная
система
налогообложения
Упрощенная
система
налогообложения

Облагаемая база
по единому налогу
Совокупный
доход
Валовая
выручка
1 2 3 4
Выручка от реализации товаров
(включая НДС), руб.
Покупная стоимость реализован-
ных товаров (включая НДС), руб.
Реализованное торговое
наложение (включая НДС), руб.
НДС с суммы реализованного
торгового наложения (16,67%),
руб.
Материальные затраты и услуги
сторонних организаций, руб.
НДС, уплаченный поставщикам,
руб. (стр.5 х 20%)

Фонд оплаты труда (ФОТ), руб.
Начисления на ФОТ, руб., всего
В том числе:
Фонд социального страхования РФ
(5,4%)
Пенсионный фонд РФ (28%)
Фонд обязательного медицинского
страхования РФ (3,6%)
Фонд занятости населения РФ
(1,5%)
транспортный налог (1%)
Налог на пользователей автодо-
рог, руб. [(стр.1 - стр.4) х
х 0,2%]
Местные налоги (в целях
упрощения расчетов учтены только
два наиболее распространенных),
руб., всего
В том числе:
налог на содержание жилищного
фонда и объектов
социально-культурной сферы
(1,5%)
налог на общеобразовательные
нужды (1%)
Налогооблагаемая прибыль, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.4 - стр.5 -
- стр.7 - стр.8 - стр.9 -
- стр.10)
Налог на прибыль, руб.
(стр.11 х 35%)
Налогооблагаемый совокупный
доход, руб. (стр.1 - стр.2 -
- стр.5 - стр.6 - стр.8)
Единый налог, руб.
стр.13 х 30%
стр.1 х 10%
Чистая прибыль (+), чистый
убыток (-) организации, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.4 - стр.5 -
- стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9-
- стр.10 - стр. 12 - стр.14)
60 000

54 000

6 000

1 000


1 000

Для целей
данного расчета
не требуется*
2 500
988

135

700
90

38

25
118


100




75



25

294



103

-



-
-
+ 191
60 000

54 000

6 000

-


1 000

200


2 500
963

135

700
90

38

-
-


-




-



-

-



-

3 837



1 151
-
+ 186
60 000

54 000

6 000

-


1 000

200


2 500
963

135

700
90

38

-
-


-




-



-

-



-

-



-
6 000
-4 663

Организация розничной торговли, применяющая низкий процент торговой надбавки (11,1%) и имеющая высокий уровень рентабельности (35%) (табл.7).


Таблица 7







Показатель




Традиционная
система
налогообложения
Упрощенная
система
налогообложения

Облагаемая база
по единому налогу
Совокупный
доход
Валовая
выручка
1 2 3 4
Выручка от реализации товаров
(включая НДС), руб.
Покупная стоимость реализован-
ных товаров (включая НДС), руб.
Реализованное торговое
наложение (включая НДС), руб.
НДС с суммы реализованного
торгового наложения (16,67%),
руб.
Материальные затраты и услуги
сторонних организаций, руб.
НДС, уплаченный поставщикам,
руб. (стр.5 х 20%)

Фонд оплаты труда (ФОТ), руб.
Начисления на ФОТ, руб., всего
В том числе:
Фонд социального страхования РФ
(5,4%)
Пенсионный фонд РФ (28%)
Фонд обязательного медицинского
страхования РФ (3,6%)
Фонд занятости населения РФ
(1,5%)
транспортный налог (1%)
Налог на пользователей автодо-
рог, руб. [(стр.1 - стр.4) х
х 0,2%]
Местные налоги (в целях
упрощения расчетов учтены только
два наиболее распространенных),
руб., всего
В том числе:
налог на содержание жилищного
фонда и объектов
социально-культурной сферы
(1,5%)
налог на общеобразовательные
нужды (1%)
Налогооблагаемая прибыль, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.4 - стр.5 -
- стр.7 - стр.8 - стр.9 -
- стр.10)
Налог на прибыль, руб.
(стр.11 х 35%)
Налогооблагаемый совокупный
доход, руб. (стр.1 - стр.2 -
- стр.5 - стр.6 - стр.8)
Единый налог, руб.
стр.13 х 30%
стр.1 х 10%
Чистая прибыль (+), чистый
убыток (-) организации, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.4 - стр.5 -
- стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9-
- стр.10 - стр. 12 - стр.14)
60 000

54 000

6 000

1 000


700

Для целей
данного расчета
не требуется*
2 000
790

108

560
72

30

20
118


95




75



20

1 297



454

-



-
-
+ 843
60 000

54 000

6 000

-


700

140


2 000
770

108

560
72

30

-
-


-




-



-

-



-

4 390



1 317
-
+1 073
60 000

54 000

6 000

-


700

140


2 000
770

108

560
72

30

-
-


-




-



-

-



-

-



-
6 000
-3 610

Организация розничной торговли, применяющая высокий процент торговой надбавки (42,9%) и имеющая низкий уровень рентабельности (5,9%) (табл. 8)


Таблица 8







Показатель




Традиционная
система
налогообложения
Упрощенная
система
налогообложения

Облагаемая база
по единому налогу
Совокупный
доход
Валовая
выручка
1 2 3 4
Выручка от реализации товаров
(включая НДС), руб.
Покупная стоимость реализован-
ных товаров (включая НДС), руб.
Реализованное торговое
наложение (включая НДС), руб.
НДС с суммы реализованного
торгового наложения (16,67%),
руб.
Материальные затраты и услуги
сторонних организаций, руб.
НДС, уплаченный поставщикам,
руб. (стр.5 х 20%)

Фонд оплаты труда (ФОТ), руб.
Начисления на ФОТ, руб., всего
В том числе:
Фонд социального страхования РФ
(5,4%)
Пенсионный фонд РФ (28%)
Фонд обязательного медицинского
страхования РФ (3,6%)
Фонд занятости населения РФ
(1,5%)
транспортный налог (1%)
Налог на пользователей автодо-
рог, руб. [(стр.1 - стр.4) х
х 0,2%]
Местные налоги (в целях
упрощения расчетов учтены только
два наиболее распространенных),
руб., всего
В том числе:
налог на содержание жилищного
фонда и объектов
социально-культурной сферы
(1,5%)
налог на общеобразовательные
нужды (1%)
Налогооблагаемая прибыль, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.4 - стр.5 -
- стр.7 - стр.8 - стр.9 -
- стр.10)
Налог на прибыль, руб.
(стр.11 х 35%)
Налогооблагаемый совокупный
доход, руб. (стр.1 - стр.2 -
- стр.5 - стр.6 - стр.8)
Единый налог, руб.
стр.13 х 30%
стр.1 х 10%
Чистая прибыль (+), чистый
убыток (-) организации, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.4 - стр.5 -
- стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9-
- стр.10 - стр. 12 - стр.14)
60 000

42 000

18 000

3 001


3 000

Для целей
данного расчета
не требуется*
7 700
3 042

416

2 156
277

116

77
114


302




225



77

841



294

-



-
-
547
60 000

42 000

18 000

-


3 000

600


7 700
2 965

416

2 156
277

116

-
-


-




-



-

-



-

11 435



3 430
-
305
60 000

42 000

18 000

-


3 000

600


7 700
2 965

416

2 156
277

116

-
-


-




-



-

-



-

-



-
6 000
-2 265

Организация розничной торговли, применяющая высокий процент торговой надбавки (42,9%) и имеющая высокий уровень рентабельности (33,1%) (табл. 9).


Таблица 9







Показатель




Традиционная
система
налогообложения
Упрощенная
система
налогообложения

Облагаемая база
по единому налогу
Совокупный
доход
Валовая
выручка
1 2 3 4
Выручка от реализации товаров
(включая НДС), руб.
Покупная стоимость реализован-
ных товаров (включая НДС), руб.
Реализованное торговое
наложение (включая НДС), руб.
НДС с суммы реализованного
торгового наложения (16,67%),
руб.
Материальные затраты и услуги
сторонних организаций, руб.
НДС, уплаченный поставщикам,
руб. (стр.5 х 20%)

Фонд оплаты труда (ФОТ), руб.
Начисления на ФОТ, руб., всего
В том числе:
Фонд социального страхования РФ
(5,4%)
Пенсионный фонд РФ (28%)
Фонд обязательного медицинского
страхования РФ (3,6%)
Фонд занятости населения РФ
(1,5%)
транспортный налог (1%)
Налог на пользователей автодо-
рог, руб. [(стр.1 - стр.4) х
х 0,2%]
Местные налоги (в целях
упрощения расчетов учтены только
два наиболее распространенных),
руб., всего
В том числе:
налог на содержание жилищного
фонда и объектов
социально-культурной сферы
(1,5%)
налог на общеобразовательные
нужды (1%)
Налогооблагаемая прибыль, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.4 - стр.5 -
- стр.7 - стр.8 - стр.9 -
- стр.10)
Налог на прибыль, руб.
(стр.11 х 35%)
Налогооблагаемый совокупный
доход, руб. (стр.1 - стр.2 -
- стр.5 - стр.6 - стр.8)
Единый налог, руб.
стр.13 х 30%
стр.1 х 10%
Чистая прибыль (+), чистый
убыток (-) организации, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.4 - стр.5 -
- стр.6 - стр.7 - стр.8 - стр.9-
- стр.10 - стр. 12 - стр.14)
60 000

42 000

18 000

3 001


2 500

Для целей
данного расчета
не требуется*
6 000
2 370

324

1 680
216

90

60
114


285




225



60

3 730



1 306

-



-
-
2 424
60 000

42 000

18 000

-


2 500

500


6 000
2 310

324

1 680
216

90

-
-


-




-



-

-



-

12 690



3 807
-
2 883
60 000

42 000

18 000

-


2 500

500


6 000
2 310

324

1 680
216

90

-
-


-




-



-

-



-

-



-
6 000
690

В табл. 10 приведен расчет размера чистой прибыли, получаемой торговыми предприятиями при различных системах налогообложения.


Таблица 10







Уровень рентабельности




Традиционная
система
налогообложения
Упрощенная
система
налогообложения

Облагаемая база
по единому налогу
Совокупный
доход
Валовая
выручка
Для организации, применяющей
низкий процент торговой надбавки
(11,1%):
низкий (6,2%)
высокий (35%)

Для организации, применяющей
высокий процент торговой
надбавки (42,9%):
низкий (5,9%)
высокий (33,1%)



191
843




547
2424



186
1073




305
2883



-4663
-3610




-2265
690

Для предприятий оптовой торговли ситуация складывается аналогично той, что рассмотрена выше для розничной торговли.

Таким образом, мы видим, что при использовании в качестве налогооблагаемой базы совокупного дохода имеется тесная связь между уровнем рентабельности предприятия и увеличением размера полученной этим предприятием чистой прибыли.

При этом размер чистой прибыли значительно снижается при очень низком уровне рентабельности. Это связано с тем, что значительную часть себестоимости на предприятиях торговли составляют заработная плата и отчисления в социальные фонды, которые не заменены единым налогом.

Применение максимальной ставки в случае выбора в качестве налогооблагаемой базы валовой выручки фактически приводит к изъятию в бюджет собственных средств предприятия. Произведенные расчеты показали, что на размер чистой прибыли торгового предприятия в этом случае решающее влияние оказывает уровень рентабельности. Например, при рентабельности 6 - 7% при ставке единого налога свыше 2% в бюджет изымается вся чистая прибыль предприятия, а при рентабельности 30 - 35% такая ситуация возникает при ставке единого налога свыше 5 - 6%.


* * *


В заключении хотелось бы обратить внимание на обстоятельство, которое является одним из основных стимулов для предприятий, собирающихся осуществить переход на упрощенную систему налогообложения: единым налогом заменяется в том числе и налог на добавленную стоимость.

Это имеет большое значение для партнеров организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, и в частности для предприятий, приобретающих у субъектов упрощенной системы продукцию для промышленно-производственных нужд.

Предприятия, применяющие традиционную систему налогообложения, приобретая для промышленно-производственных нужд необлагаемую НДС продукцию, существенно уменьшают размер своей чистой прибыли и увеличивают общую сумму налогов, подлежащих уплате в бюджет, за счет того, что не могут предъявить к возмещению из бюджета НДС, уплаченный поставщикам.

Для того чтобы избежать потерь, предприятию необходимо приобретать не облагаемую НДС продукцию по цене значительно меньшей, чем цена на аналогичную продукцию, включающая в себя НДС.

Рассмотрим ситуацию на конкретном примере.


В табл. 11 представлен расчет размера чистой прибыли организации при приобретении материальных ценностей при традиционной системе налогообложения.


Таблица 11


Показатель С НДС Без НДС
Выручка от реализации продукции (включая НДС),
руб.

НДС, полученный от покупателей, руб.

Стоимость израсходованных в процессе
производства материальных ресурсов и услуг
сторонних организаций по цене, оплаченной
поставщикам (включая НДС), руб., всего

В том числе подлежит включению в себестоимость
реализованной продукции стоимость использованных
в процессе производства материальных ресурсов и
услуг сторонних организаций, руб.

НДС, уплаченный поставщикам, руб.

Прочие затраты, руб.

Налогооблагаемая прибыль, руб. (стр.1 - стр.2 -
- стр.4 - стр.6)

Налог на прибыль, руб. (стр.7 х 35%)

НДС, подлежащий внесению в бюджет, руб. (стр.2 -
- стр.5)

Общая сумма налогов, подлежащая уплате в бюджет,
руб. (стр.8 + стр.9)

Чистая прибыль, руб. (стр.7 - стр.8)
12 000


2 000

4 200




3 500




700

5 000

1 500


525

1 300


1 825


975
12 000


2 000

4 200




4 200




-

5 000

800


280

2 000


2 280


520

Таким образом, переход на упрощенную систему налогообложения заключает в себе как выгоды, так и возможные потери.

Предприятие может значительно выиграть на снижении налоговых платежей (хотя бы за счет уменьшения финансовых санкций, начисленных налоговыми органами по результатам документальной проверки). Ведь большинство доначислений в бюджет производится за счет выявления нарушений в расчетах налогооблагаемой прибыли и НДС, которые заменяются единым налогом.

Однако при этом следует иметь в виду, что трудоемкость ведения бухгалтерского учета в организации вряд ли значительно уменьшится. Требования к оформлению первичных учетных документов остаются прежними, и неправильное оформление документов на списание в производство, например, материалов или услуг сторонних организаций может привести к тому, что налоговые органы не примут данные расходы к зачету при расчете совокупного дохода в качестве налогооблагаемой базы по единому налогу. Какие за это будут применяться финансовые санкции, действующим законодательством до настоящего времени не установлено. Однако едва ли стоит рассчитывать на их отсутствие.

Кроме того, для покупателей (особенно для предприятий оптовой торговли) значительно снижается привлекательность продукции, не облагаемой НДС, так как для них с приобретением такой продукции значительно увеличиваются налоговые платежи и снижается рентабельность. Пойти по пути простого повышения цен в условиях нарастающей конкуренции смогут немногие.

Организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, также не может значительно снизить цены на выпускаемую продукцию (это может привести к убыточности производства). При уменьшении отпускной цены на 20% (т.е. примерно до того уровня, когда она станет привлекательной для покупателей) чистая прибыль организации в большинстве случаев значительно уменьшится либо появится убыток.

Продемонстрируем последний вывод на примере промышленных предприятий, расчеты по которым были приведены в таблицах 1-5. Если при переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности организация снизит цены на отпускаемую продукцию на сумму НДС, которая взималась с покупателей при применении традиционной системы налогообложения (в нашем конкретном случае - с 12 000 до 10 000 руб.), то в результате чистая прибыль организации может значительно уменьшиться.


Размер чистой прибыли промышленной организации при снижении отпускной цены (при различных системах налогообложения) приведен в табл. 12.


Таблица 12










Уровень рентабельности

Традиционная
система
налогообложения
(выручка от
реализации
составляет
12 000 руб.)
Упрощенная
система
налогообложения
(отпускные цены
снижены, выручка от
реализации составляет
10 000 руб.)
Облагаемая база
по единому налогу
Совокупный
доход
Валовая
выручка
Для организации, выпускающей
трудоемкую промышленную
продукцию:
низкий (6,7%)

высокий (33,9%)

Для организации, выпускающей
материалоемкую промышленную
продукцию:
низкий (7,4%)
высокий (26,9%)



406

1644




445
1379



-1027
(убыток)
662




-709
515



-325
(убыток)
1660




-1156
507

У предприятий оптовой торговли снижение отпускных цен возможно только за счет снижения размера торговой надбавки, что, в свою очередь, может привести к еще более негативным результатам, чем в организациях, занимающихся производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг).

Покажем это на примере торговых организаций, имеющих высокий процент торговой надбавки (при низком уровне торговой надбавки значительное снижение цены невозможно, так как тогда ее размер приблизится к нулю). При переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для сохранения привлекательности продукции для оптовых покупателей (приобретающих эту продукцию для промышленно-производственных нужд) предприятие оптовой торговли должно значительно снизить размер торговой надбавки (в нашем случае - с 42,9 до 19%).


Организация розничной торговли, применяющая высокий процент торговой надбавки (42,9%) и имеющая низкий уровень рентабельности (5,9%) (табл. 13).


Таблица 13







Показатель




Традиционная
система
налогообложения
Упрощенная
система
налогообложения

Облагаемая база
по единому налогу
Совокупный
доход
Валовая
выручка
1 2 3 4
Выручка от реализации товаров
(включая НДС), руб.
Покупная стоимость реализован-
ных товаров (включая НДС), руб.
Реализованное торговое
наложение (включая НДС), руб.
НДС с суммы реализованного
торгового наложения (16,67%),
руб.
Материальные затраты и услуги
сторонних организаций, руб.
НДС, уплаченный поставщикам,
руб. (стр.5 х 20%)

Фонд оплаты труда (ФОТ), руб.
Начисления на ФОТ, руб., всего
В том числе:
Фонд социального страхования РФ
(5,4%)
Пенсионный фонд РФ (28%)
Фонд обязательного медицинского
страхования РФ (3,6%)
Фонд занятости населения РФ
(1,5%)
транспортный налог (1%)
Налог на пользователей автодо-
рог, руб. [(стр.1 - стр.4) х
х 0,2%]
Местные налоги (в целях
упрощения расчетов учтены только
два наиболее распространенных),
руб., всего
В том числе:
налог на содержание жилищного
фонда и объектов
социально-культурной сферы
(1,5%)
налог на общеобразовательные
нужды (1%)
Налогооблагаемая прибыль, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.4 - стр.5 -
- стр.7 - стр.8 - стр.9 -
- стр.10)
Налог на прибыль, руб.
(стр.11 х 35%)
Налогооблагаемый совокупный
доход, руб. (стр.1 - стр.2 -
- стр.5 - стр.6 - стр.8)
Единый налог, руб.
стр.13 х 30%
стр.1 х 10%
Чистая прибыль (+), чистый
убыток (-) организации, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.4 - стр.5 -
- стр.6 - стр.7 - - стр.8 -
- стр.9 - стр.10 - стр. 12 -
- стр.14)
60 000

42 000

18 000

3 001


3 000

Для целей
данного расчета
не требуется*
7 700
3 042

416

2 156
277

116

77
114


302




225



77

841



294

-



-
-
+ 547
50 000

42 000

8000

-


3000

600


7 700
2 965

416

2 156
277

116

-
-


-




-



-

-



-

1 435



430
-
- 6 695
50 000

42 000

8000

-


3000

600


7 700
2 965

416

2 156
277

116

-
-


-




-



-

-



-

-



-
5 000
-11 265

Организация розничной торговли, применяющая высокий процент торговой надбавки (42,9%) и имеющая высокий уровень рентабельности (33,1%) (табл. 14).


Таблица 14







Показатель




Традиционная
система
налогообложения
Упрощенная
система
налогообложения

Облагаемая база
по единому налогу
Совокупный
доход
Валовая
выручка
1 2 3 4
Выручка от реализации товаров
(включая НДС), руб.
Покупная стоимость реализован-
ных товаров (включая НДС), руб.
Реализованное торговое
наложение (включая НДС), руб.
НДС с суммы реализованного
торгового наложения (16,67%),
руб.
Материальные затраты и услуги
сторонних организаций, руб.
НДС, уплаченный поставщикам,
руб. (стр.5 х 20%)

Фонд оплаты труда (ФОТ), руб.
Начисления на ФОТ, руб., всего
В том числе:
Фонд социального страхования РФ
(5,4%)
Пенсионный фонд РФ (28%)
Фонд обязательного медицинского
страхования РФ (3,6%)
Фонд занятости населения РФ
(1,5%)
транспортный налог (1%)
Налог на пользователей автодо-
рог, руб. [(стр.1 - стр.4) х
х 0,2%]
Местные налоги (в целях
упрощения расчетов учтены только
два наиболее распространенных),
руб., всего
В том числе:
налог на содержание жилищного
фонда и объектов
социально-культурной сферы
(1,5%)
налог на общеобразовательные
нужды (1%)
Налогооблагаемая прибыль, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.4 - стр.5 -
- стр.7 - стр.8 - стр.9 -
- стр.10)
Налог на прибыль, руб.
(стр.11 х 35%)
Налогооблагаемый совокупный
доход, руб. (стр.1 - стр.2 -
- стр.5 - стр.6 - стр.8)
Единый налог, руб.
стр.13 х 30%
стр.1 х 10%
Чистая прибыль (+), чистый
убыток (-) организации, руб.
(стр.1 - стр.2 - стр.4 - стр.5 -
- стр.6 - стр.7 - - стр.8 -
- стр.9 - стр.10 - стр. 12 -
- стр.14)
60 000

42 000

18 000

3 001


2 500

Для целей
данного расчета
не требуется*
6 000
2 370

324

1 680
216

90

60
114


285




225



60

3 730



1 306

-



-
-
+2 424
50 000

42 000

8 000

-


2 500

500


6 000
2 310

324

1 680
216

90

-
-


-




-



-

-



-

2 690



807
-
-4 117
50 000

42 000

8 000

-


2 500

500


6 000
2 310

324

1 680
216

90

-
-


-




-



-

-



-

-



-
5 000
-1 000

Таким образом, если органами власти субъектов РФ будут установлены ставки единого налога на уровне, близком к максимальному, возможность получения каких-либо выгод от перехода на упрощенную систему весьма сомнительна.

Исключение составляют предприятия, реализующие свою продукцию (или услуги) непосредственно населению, так как для их покупателей не имеет значения, включен ли в цену товара или услуги налог на добавленную стоимость. Однако для предприятий торговли, а также предприятий с очень высокой материалоемкостью продукции переход на упрощенную систему налогообложения может быть выгоден только в том случае, если в качестве налогооблагаемой базы для исчисления единого налога установлен совокупный доход, а не валовая выручка. Принятие в качестве налогооблагаемой базы валовой выручки для таких предприятий не принесет убытков только при очень низкой ставке единого налога (около 2%).

Приведенные нами расчеты не могли охватить всех существующих ситуаций. Рассмотрены лишь наиболее типичные. Однако вырисовывающаяся на их примере тенденция позволяет призвать предприятия к осмотрительности при выборе системы налогообложения. В рассмотренных случаях от перестановки слагаемых сумма изменяется весьма значительно, поэтому лучше последовать старой пословице "семь раз отмерь - один отрежь".


Перечень документов, регламентирующих порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности


1. Федеральный закон РФ от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

2. Приказ Госналогслужбы РФ от 24.01.96 N ВГ-3-02/5 "Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства".

3. Письмо Госналогслужбы РФ от 06.02.96 N НП-6-02/77 "О порядке применения Федерального закона Российской Федерации от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".

4. Приказ Минфина РФ от 22.02.96 N 18 "О форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности".

5. Приказ Минфина РФ от 15.03.96 N 27 "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".


Г. Касьянова

Выпуск 14, июль 1996 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.