Ревизионная комиссия акционерного общества: особенности избрания и функционирования (Выпуск 15, август 1996 г.)

Ревизионная комиссия акционерного общества: особенности избрания и функционирования


 Введение                                                                
 Компетенция ревизионной комиссии (ревизора)                             
 Вопросы утверждения порядка деятельности ревизионной комиссии (ревизора)
 Проблемы проведения выборов ревизионной комиссии                        
 Избрание нового состава ревизионной комиссии при досрочном прекращении  
 полномочий ее членов                                                    
 Определение размера вознаграждения для членов ревизионной комиссии      
 Некоторые вопросы, связанные с деятельностью совета директоров          

Продолжая тему о проблемах, возникающих при приведении учредительных документов акционерных обществ в соответствие с требованиями Федерального закона РФ "Об акционерных обществах" от 26.12.96 N 208-ФЗ (см. ФПА "Предпринимательская практика: вопрос - ответ". 1996. N 12.), мы предлагаем вниманию наших читателей статью генерального директора Центра деловой информации "Экономика и жизнь" А.А. Глушецкого, посвященную вопросам правового обеспечения деятельности ревизионных комиссий акционерных обществ. Этот материал адресован прежде всего сотрудникам тех АО, в которых работа коллегиальных исполнительных и контролирующих органов не осуществлялась, так как их создание происходит только теперь.


Компетенция ревизионной комиссии (ревизора)


В отличие от компетенции общего собрания и исключительной компетенции совета директоров, которые строго определены Федеральным законом РФ от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон), компетенция ревизионной комиссии лишь обозначена, что означает возможность ее расширения за пределы тех вопросов, которые предусмотрены указанным Законом. Однако эта "расширенная" компетенция ревизионной комиссии должна быть определена в уставе АО, а не в каком-либо внутреннем документе общества (п.1 ст.85 Закона).

Законом в компетенцию ревизионной комиссии (ревизора) АО включен контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества (п.1 ст.85) и установлены следующие правомочия:

а) право осуществлять ревизию финансово-хозяйственной деятельности общества по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время (п.3 ст.85);

б) право требовать от лиц, занимающих должность в органах управления, документы о финансово-хозяйственной деятельности общества (п.4 ст.85);

в) право требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров (п.1 ст.55, п.4 ст.85);

г) право требовать созыва заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества (п.1 ст.68).

К компетенции ревизионной комиссии также может быть отнесен правовой контроль за деятельностью органов управления, должностных лиц общества, подразделений, служб, филиалов и представительств.


Вопросы утверждения порядка деятельности ревизионной комиссии (ревизора)


Утверждение данного внутреннего документа, который, как правило, называется "Положение о ревизионной комиссии", п. 2 ст. 85 Закона отнесено к компетенции общего собрания. Однако данный вопрос не включен в исключительную компетенцию общего собрания (п.2 ст.48) и исключительную компетенцию совета директоров (ст.65). Из правила, установленного п.1 ст.103 ГК РФ, п.2 ст.48 и ст.65 Федерального закона РФ "Об акционерных обществах" следует, что вопрос, который не отнесен Законом к исключительной компетенции общего собрания или совета директоров, может быть передан на рассмотрение любого органа управления АО, в том числе и единоличного или коллегиального органа управления.

Данную ситуацию следует отнести к законодательным казусам. С одной стороны, акции, принадлежащие членам совета директоров и членам единоличного и коллегиального исполнительного органов, не должны учитываться в голосовании при избрании ревизионной комиссии. С другой стороны, эти органы правомочны утверждать внутренний документ, определяющий порядок деятельности ревизионной комиссии.

В данной ситуации можно рекомендовать утвердить решением общего собрания акционеров Положение о ревизионной комиссии. Такой подход представляется наиболее логичным, хотя законны и другие варианты. В этом случае следует обратить внимание на одну особенность. Если в Положении о ревизионной комиссии содержится раздел "Вознаграждения и компенсации членам ревизионной комиссии", то предложения по внесению изменений и дополнений в него может вносить только совет директоров (наблюдательный совет), так как в соответствии с подп.11 ст.65 Закона внесение рекомендаций по размеру вознаграждений, выплачиваемых членам ревизионной комиссии, отнесено к исключительной компетенции совета директоров.


Проблемы проведения выборов ревизионной комиссии


При выборах ревизионной комиссии необходимо учитывать ряд особенностей, установленных Федеральным законом РФ "Об акционерных обществах".

Первая из них связана с учетом голосов при выборах ревизионной комиссии. Абз.2 п.6 ст.85 Закона установлено следующее: "Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества".

Таким образом, Закон говорит о необходимости исключения из итогов голосования по выборам ревизионной комиссии акций, принадлежащих членам органов управления, т. е. данное требование распространяется только на голосующие акции, принадлежащие действующим членам совета директоров, а также единоличного и коллегиального исполнительных органов. При этом указанное требование не распространяется на акции, принадлежащие членам ревизионной комиссии АО (которая является органом контроля) и счетной комиссии (органа общего собрания).

Как практически можно реализовать данное требование Закона? Необходимо установить очередность подведения итогов голосования на годовом общем собрании, в повестке дня которого наряду с вопросом об избрании ревизионной комиссии включены также вопросы об избрании совета директоров и единоличного исполнительного органа (генерального директора) общества. Сначала подводятся итоги по вопросам избрания совета директоров и генерального директора. Голоса, представленные акциями, принадлежащими вновь избранным членам совета директоров и генеральному директору, не учитываются при подведении итогов голосования по кандидатам в ревизионную комиссию общества.

Однако здесь возникает другой вопрос: как быть с голосами, принадлежащими членам не выборного, а назначенного органа управления акционерного общества? Думается, здесь нужно исходить из того, что полномочия членов исполнительной дирекции (правления) - не выборного, а назначаемого органа - заканчиваются в момент избрания нового состава директоров, который правомочен назначать иной состав коллегиального исполнительного органа. Поэтому нет оснований исключать из голосования по выборам ревизионной комиссии голоса бывших членов исполнительной дирекции (правления), хотя велика вероятность, что эти акционеры вскоре продолжат свои функции в коллегиальном исполнительном органе. С другой стороны, существует вероятность, что они не войдут в новый состав этого органа управления. Исключение их голосов из результатов выборов ревизионной комиссии являлось бы нарушением прав этих акционеров.

По иному учитываются голоса при досрочных выборах ревизионной комиссии на внеочередном общем собрании, когда действуют все органы управления АО. В этом случае акции, принадлежащие акционерам - членам коллегиального исполнительного органа, также не подлежат учету, и соответственно нет проблемы учета голосов, представляемых акциями, которые принадлежат членам этого органа управления.

Рассматриваемое ограничение Закона распространяется только на те акции, которые являются собственностью членов перечисленных органов, т.е. принадлежат им. Поэтому на акции, переданные этим лицам по доверенности другими акционерами, данное ограничение не распространяется. Рассмотрим эту ситуацию на конкретном примере: акционер (юридическое лицо) выдвинул кандидатов (физических лиц) в совет директоров и ревизионную комиссию. В собрании участвует представитель акционера (юридического лица), который является кандидатом в совет директоров. Данный кандидат прошел в совет директоров. Вправе ли он после этого голосовать при избрании ревизионной комиссии? Да, вправе. Кандидат избран в состав совета директоров как физическое лицо, а как физическое лицо он не владеет акциями данного общества, соответственно при избрании ревизионной комиссии он голосует акциями, выданными ему по доверенности акционером - юридическим лицом. В данном случае не применяются ограничения, содержащиеся в п.6 ст.85 Закона.

Другая особенность связана с ограничением на совмещение постов в органах управления и контроля общества.

"Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления Общества" (абз.1 п.6 ст. 85 Закона).

Закон не содержит запретов на возможность одному кандидату баллотироваться одновременно в несколько органов управления и контроля. В случае когда кандидат по итогам голосования прошел в несколько органов одновременно, он вправе выбрать членство в одном из них. В устав можно включить норму, согласно которой кандидат обязан в срок, определенный уставом или внутренними положениями, определиться, членом какого органа он становится. В случае несоблюдения кандидатом этого правила он считается избранным в орган, по которому итоги голосования подводятся в первую очередь.

Не следует забывать еще об одном ограничении, содержащемся в Законе: члены ревизионной комиссии (ревизоры) АО не могут входить в состав его счетной комиссии (п.2 ст.56).

Ограничения, связанные с учетом голосов по акциям, которые принадлежат членам органов управления, при выборах ревизионной комиссии порождают еще один законодательный казус.

Проанализируем две сходные ситуации.

1. В АО входят три акционера и три физических лица. Все они входят также в состав совета директоров. Кто из акционеров имеет право голосовать при выборах ревизионной комиссии (ревизора)?

2. В соответствии с п.6 ст.98 ГК РФ акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Единственный акционер является генеральным директором. Как в этом случае избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества?

Для рассматриваемых ситуаций очевидно взаимоисключающее противоречие требований, содержащихся в п.1 и п.6 ст.85 Закона.

По п.1 ст.85 Закона в обществе должен быть образован орган контроля финансово-хозяйственной деятельности. Однако, согласно ограничениям, сформулированным в п.6 ст.85 Закона, избрать этот контролирующий орган в описанных случаях нельзя. Все акционеры являются членами органов управления и голоса, представляемые принадлежащими им акциями, не должны учитываться при избрании членов ревизионной комиссии.

Каков же выход из описанной ситуации? Здесь нужно учитывать, что требование о наличии в акционерном обществе специального органа контроля является основополагающим, в то время как вопрос процедуры формирования этого органа - второстепенный, производный. Следует признать, что технические вопросы избрания ревизионной комиссии, определения порядка ее деятельности решены в Законе недостаточно корректно. Ясно, что правило, сформулированное в п.6 ст.85 Закона, не является универсальным. Оно не может применяться в целом ряде конкретных ситуаций. Соответственно приоритет будет принадлежать фундаментальному требованию корпоративного права - требованию обязательного образования в акционерном обществе специального органа контроля. В тех случаях, когда все акционеры являются членами органов управления общества, выборы контролирующего органа должны проводиться без учета частного (а не универсального) правила, недостаточно корректно сформулированного в п.6 ст.85 Федерального закона РФ "Об акционерных обществах".


Избрание нового состава ревизионной комиссии при досрочном прекращении полномочий ее членов


Федеральный закон РФ "Об акционерных обществах" предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий членов ревизионной комиссии (подп.9 п.1 ст.48), однако Законом не описаны последствия этого действия, процедура выдвижения и избрания новых членов. Данную процедуру следует предусмотреть во внутреннем Положении о ревизионной комиссии.

Проблема избрания нового состава ревизионной комиссии или доизбрания недостающих членов возникает тогда, когда число действующих ее членов становится недостаточным для обеспечения кворума в работе комиссии. Как правило, кворумом для проведения заседаний комиссии является присутствие не менее половины числа ее членов, определенного уставом АО. Соответственно в случае, когда число членов ревизионной комиссии достигает менее половины числа, предусмотренного уставом общества, совет директоров обязан созвать внеочередное общее собрание акционеров. На этом общем собрании можно выбрать один из двух вариантов: либо избрать новый состав ревизионной комиссии, либо доизбрать недостающих членов.

По аналогии с п.2 ст.68 Закона здесь можно рекомендовать применение того правила, которое предусмотрено Законом в аналогичной ситуации для совета директоров, т.е. созвать внеочередное общее собрание акционеров для избрания нового состава ревизионной комиссии.

Законом установлены сроки и порядок выдвижения кандидатов в органы управления и контроля на годовом общем собрании, в то время как подобные процедуры для внеочередного общего собрания не определены. Соответственно они должны быть установлены в Положении о ревизионной комиссии.

В Положение о ревизионной комиссии можно включить раздел "Досрочное прекращение полномочий членов ревизионной комиссии" в следующей редакции.


"Член ревизионной комиссии вправе по своей инициативе выйти из ее состава в любое время, письменно известив об этом остальных ее членов.

Полномочия члена ревизионной комиссии прекращаются автоматически в связи с его вхождением в совет директоров, исполнительную дирекцию, ликвидационную комиссию или занятием должности генерального директора.

Полномочия отдельных членов или всего состава ревизионной комиссии могут быть прекращены досрочно решением общего собрания акционеров по следующим основаниям:

отсутствие члена ревизионной комиссии на ее заседаниях или непринятие участия в ее работе в течение шести месяцев;

ненадлежащее изучение членами ревизионной комиссии (ревизором) при проведении проверок всех документов и материалов, относящихся к предмету проверки, что повлекло за собой неверные заключения ревизионной комиссии общества;

грубые или систематические нарушения ревизионной комиссией сроков и формы отчетов по результатам годовой проверки в соответствии с правилами и порядком ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета;

совершение иных действий (бездействия) членов ревизионной комиссии, повлекших неблагоприятные для общества последствия.

В случае когда число членов ревизионной комиссии становится менее половины числа, предусмотренного уставом общества, совет директоров обязан созвать внеочередное общее собрание акционеров для избрания нового состава ревизионной комиссии. Оставшиеся члены ревизионной комиссии осуществляют свои функции до избрания нового состава ревизионной комиссии внеочередным общим собранием.

В случае досрочного прекращения полномочий ревизионной комиссии полномочия вновь избранных членов ревизионной комиссии действуют до момента избрания (переизбрания) ревизионной комиссии годовым общим собранием, следующим через установленное число лет за годовым общим собранием, на котором был избран состав ревизионной комиссии, прекративший свои полномочия досрочно.

В случае досрочного прекращения полномочий всего состава ревизионной комиссии в целом члены ревизионной комиссии слагают полномочия после избрания нового состава ревизионной комиссии на следующем внеочередном или годовом общем собрании.

Если внеочередное общее собрание досрочно прекратило полномочия всего состава ревизионной комиссии в целом или ее отдельных членов, в результате чего их число стало менее половины числа членов ревизионной комиссии, указанного в уставе, то в течение не более трех рабочих дней с момента принятия данного решения совет директоров обязан принять решение о созыве внеочередного общего собрания, включив в повестку дня пункт об избрании нового состава ревизионной комиссии.

Совет директоров устанавливает срок внесения предложений по кандидатам в состав ревизионной комиссии. Дата окончания срока внесения предложений (заявок) должна определяться в зависимости от даты информирования о проведении внеочередного общего собрания.

Вносить предложения по кандидатам в состав ревизионной комиссии могут акционеры, имеющие в соответствии с уставом право на выдвижение кандидатов в органы управления и контроля общества на годовом общем собрании.

Выдвижение кандидатов осуществляется в порядке, предусмотренном уставом для выдвижения кандидатов в органы управления и контроля общества для избрания на годовом общем собрании.

При проведении внеочередного общего собрания в очной форме информация о сроках выдвижения кандидатов включается в текст сообщения о созыве внеочередного общего собрания.

Срок выдвижения кандидатов для избрания ревизионной комиссии на внеочередном общем собрании, проводимом в смешанной форме, доводится до сведения акционеров при информировании их об итогах общего собрания, досрочно прекратившего полномочия членов ревизионной комиссии, в порядке и сроки, предусмотренные уставом для соответствующей формы собрания.

Требования о досрочном прекращении полномочий отдельных членов ревизионной комиссии или ее состава в целом вносятся в повестку дня внеочередного общего собрания".


Определение размера вознаграждения для членов ревизионной комиссии


В соответствии с подп.11 ст.65 Федерального закона РФ "Об акционерных обществах" представление рекомендаций относительно размера вознаграждения и компенсаций, выплачиваемых членам ревизионной комиссии, отнесено к исключительной компетенции совета директоров. Как правильно реализовать это требование Закона?

Здесь возможны два подхода. Согласно первому, абсолютный размер вознаграждения и компенсаций утверждается ежегодно общим собранием по предложению совета директоров.

Более перспективным представляется второй подход, при котором в Положении о ревизионной комиссии утверждаются принцип расчета вознаграждения и условия его выплаты, а конкретная сумма является средней расчетной величиной, определяемой за каждый конкретный период (например, при исполнении своих обязанностей члены ревизионной комиссии получают вознаграждение в размере стольких-то средних величин). При этом за базу средней величины можно принять:

а) минимальный размер оплаты труда, установленный действующим законодательством;

б) среднюю заработную плату работников общества;

в) среднюю заработную плату должностных лиц общества;

г) средний размер вознаграждения, выплачиваемого члену совета директоров.

Вознаграждение выплачивается один раз в шесть месяцев.

Вознаграждение не выплачивается членам ревизионной комиссии, отсутствующим на половине ее заседаний за истекшее полугодие или не участвующим в работе.

При этом нельзя смешивать вознаграждение, выплачиваемое членам выборных органов общества, с заработной платой. Если членом ревизионной комиссии является работник общества (работник бухгалтерии, юридического отдела), то наряду с заработной платой за основную работу он получает также вознаграждение за выполнение обязанностей члена ревизионной комиссии. Вознаграждение выплачивается из чистой прибыли общества.

Выплата вознаграждения членам ревизионной комиссии - это право, а не обязанность общества. Документами АО могут быть и не предусмотрены выплаты подобных вознаграждений.


Некоторые вопросы, связанные с деятельностью совета директоров


В заключение нам хотелось бы остановиться на некоторых вопросах, не связанных с деятельностью ревизионной комиссии АО, но наиболее часто возникающих у акционерных обществ, приводящих свои учредительные документы в соответствие с Федеральным законом РФ "Об акционерных обществах" и связанных с недостаточно корректными или неточными формулировками положений этого Закона.


1. К компетенции какого органа управления целесообразно отнести принятие решения о приобретении размещенных акций на баланс общества?


При ответе на этот вопрос необходимо различать два случая принятия такого решения. Первый связан с приобретением размещенных акций на свой баланс с целью их погашения, т.е. уменьшения уставного капитала. В соответствии с п.1 ст.29 и п.1 ст.72 Закона уставом общества может быть предусмотрена возможность уменьшения уставного капитала АО путем приобретения и погашения части размещенных акций. Приобретение размещенных акций на баланс общества с целью их погашения происходит на основании решения об уменьшении уставного капитала (принятие решения об уменьшении уставного капитала отнесено Законом к исключительной компетенции общего собрания - подп.7 п.1 ст.48 Закона).

Во-вторых, решение о приобретении размещенных акций может применяться в случаях, не связанных с целевым уменьшением уставного капитала. Уставом общества принятие такого решения может быть отнесено к компетенции либо общего собрания, либо совета директоров (подп.19 п.1 ст.48, подп.9 ст.65, п.2 ст.72 Закона). Если данный вопрос отнесен к компетенции совета директоров, то действует ограничение, предусмотренное п.2 ст.72 Закона: "Совет директоров (наблюдательный совет) общества не вправе принимать решение о приобретении обществом акций, если номинальная стоимость акций общества, находящихся в обращении, составит менее 90 процентов от уставного капитала общества".

Следует обратить внимание на то, что речь идет не о запрете приобретать на баланс общества более 10% его размещенных акций, а о запрете на принятие такого решения советом директоров. Если этот вопрос уставом отнесен к компетенции общего собрания, то по букве закона оно вправе принимать решение о приобретении любого количества размещенных акций общества.

К законодательным казусам следует отнести также формулировку абз. 2 п.3 ст.72 Закона: "Приобретенные обществом по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества акции не предоставляют права голоса, они не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды". Такие акции должны быть реализованы не позднее одного года с даты их приобретения, в противном случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения указанных акций или об увеличении номинальной стоимости остальных акций за счет погашения указанных или об увеличении номинальной стоимости остальных акций за счет погашения приобретенных акций с сохранением размера уставного капитала, установленного уставом общества.

Получается, что требования данного пункта распространяются только на акции, приобретенные на баланс общества по решению совета директоров, а на акции, приобретенные по решению общего собрания, они не распространяются.

Учитывая несовершенство действующего законодательства, более выгодным представляется отнесение полномочий по принятию решений о приобретении размещенных акций на баланс общества в случаях, не связанных с уменьшением уставного капитала, к компетенции общего собрания. Это уменьшит число законодательных ограничений и расширит простор для маневров при реализации данного решения.


2. Кто может избирать или назначать председателя совета директоров?


Закон установил правило, согласно которому председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества избирается членами совета директоров из их числа, при этом совет директоров вправе в любое время переизбрать своего председателя (п.1 ст.67 Закона). Однако данная норма сформулирована как диспозитивная, т.е. уставом общества может быть предусмотрен и иной порядок.

Какой же иной порядок можно предусмотреть в уставе, и, в частности, может ли председатель совета директоров избираться общим собранием? Ни в одной из статей Закона этот вопрос не включен в компетенцию общего собрания, а в соответствии с п.3 ст.48 Закона, общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом.

Законодательным казусом является вывод о том, что по логике Закона уставом общества может быть предусмотрено назначение председателя совета директоров единоличным или коллегиальным исполнительным органом. Таким образом, единственно законным и в то же время разумным способом занятия должности председателя совета директоров является его избрание членами совета директоров из своего состава, как это и предусмотрено п.1 ст.67 Закона.


3. Является ли нарушением Федерального закона РФ "Об акционерных обществах" неизбрание председателя совета директоров и предусмотрены ли за это какие-либо санкции?


Данная ситуация типична для многих акционерных обществ, генеральные директора которых изначально совмещали также функции председателя совета директоров и привыкли к единоначалию.

Федеральный закон РФ "Об акционерных обществах" не допускает такого совмещения. В соответствии с п.2 ст.66 Закона "лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета общества)".

Хотя уставы этих обществ сейчас приводятся в соответствие с требованиями Закона и в них предусмотрен пост председателя совета директоров, однако пока его выборы не были проведены и данная должность остается вакантной. Это является отступлением от требований Закона, но каких-либо санкций за него не предусмотрено. Такое положение может продолжаться неопределенно долгое время.


4. Если председатель совета директоров общества не избран, то кто имеем право председательствовать на его заседаниях?


В соответствии со ст.67 Закона в случае отсутствия председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества его функции осуществляет один из членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Исполняющий обязанности председателя совета директоров может назначаться на каждом заседании совета.


А. Глушецкий

Выпуск 15, август 1996 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.