Об обязательности восстановления первичных учетных документов независимо от причины их пропажи (Выпуск 10, май 1996 г.)

440. Из помещения, занимаемого нашим предприятием, был украден сейф с бухгалтерскими документами. При проведении комплексной проверки деятельности предприятия налоговой инспекцией были выявлены нарушения по уплате налога на прибыль и НДС. Нам было дано два месяца на восстановление похищенных документов.

Права ли налоговая инспекция, требуя документы, подтверждающие затраты предприятия для включения их в издержки, и первичные учетные документы с выделенными в них суммами НДС для принятия его в зачет? Может ли налоговая инспекция в случае, если документы восстановлены не будут, применить к нам финансовые санкции и какие?


Основными документами, достоверно и своевременно фиксирующими факт совершения предприятием хозяйственных операций, являются первичные учетные документы (счета, счета-фактуры, накладные, приходно-кассовые ордера, акты выполненных работ и пр.). Информация, содержащаяся в них, накапливается и систематизируется в учетных регистрах, а при необходимости обобщения за определенный период времени группируется в бухгалтерских отчетах (пп.7, 8 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170, пп.2.2, 3.1 - 3.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.83 N 105).

В случае исчисления и уплаты налога на прибыль и НДС первичные учетные документы становятся особенно важными в связи с тем, что без их наличия правильное формирование состава издержек производства и обращения и обоснованное принятие в зачет сумм НДС становятся невозможными. Связано это прежде всего с тем, что:

во-первых, включению в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия подлежат не любые, а лишь документально подтвержденные, связанные с проведением той или иной хозяйственной операции расходы;

во-вторых, в случае отсутствия в первичных учетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), выделенной суммы НДС возможность принятия данной суммы налога в зачет также исключается (п.19 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты НДС").

Таким образом, следует признать, что требования налогового органа о представлении указанных первичных документов в подтверждение произведенных предприятием затрат и уплаченных поставщикам материальных ресурсов сумм НДС вполне правомерны и обязательны для исполнения. И независимо от того, по какой именно причине предприятие не представляет налоговым органам указанные бухгалтерские документы, последние вправе предполагать их отсутствие и применять к предприятию соответствующие финансовые санкции.

В первом случае - это взыскание заниженной в результате необоснованного увеличения себестоимости продукции (работ, услуг) прибыли и штрафа в размере той же суммы, а в случае установления судом факта умышленного сокрытия прибыли - штрафа в пятикратном размере указанного дохода, пени в размере 0,7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа. Во втором случае - это только взыскание доначисленных сумм НДС и пени (подпункты "а", "в" п.1 ст.13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ").

Однако Ваш случай осложняется необходимостью проведения определенных действий по восстановлению утраченной документации.

При этом необходимо учитывать, что в случае пропажи или гибели первичных учетных документов руководитель предприятия своим приказом назначает комиссию по расследованию причин пропажи или гибели с привлечением в необходимых случаях представителей следственных органов. Результат работы комиссии оформляется актом, утверждаемым руководителем предприятия (п.6.8 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете).

К мероприятиям по восстановлению исчезнувших документов можно отнести, к примеру, в первом случае получение у предприятия-продавца копии приходно-кассового ордера, подтверждающего факт приобретения данным предприятием товаров (работ, услуг), включаемых в себестоимость. Во втором случае - это может быть копия счета или иного первичного учетного документа, подтверждающего стоимость приобретенных материальных ресурсов, с выделенной в них отдельной строкой суммой НДС.

Ю. Камфер

Выпуск 10, май 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.