462. Должна ли налоговая инспекция при привлечении налогоплательщика к ответственности учитывать то обстоятельство, что задолженность по налогам (пени) образовалась в результате невыполнения банком своих договорных обязательств (по причине отсутствия у банка средств на корреспондентском счете)?
Одной из основных обязанностей налогоплательщика является своевременная уплата налогов (п.1 ст.11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", далее - Закон).
С целью надлежащего исполнения данной обязанности предприятия, согласно ст.15 Закона, обязаны до наступления срока платежа сдать платежное поручение соответствующим учреждениям банка на перечисление налогов в бюджет. В той же статье Закона установлено, что банкам запрещается задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет, они должны исполняться в первоочередном порядке.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что своевременная сдача в банк налогоплательщиком платежного поручения на перечисление налогов в бюджет при наличии соответствующих средств на его расчетном счете является обстоятельством, исключающим ответственность предприятия в части начисления пени за задержку уплаты налога. Непосредственное же зачисление денег в бюджет является прямой обязанностью банка, за неисполнение которой он и несет ответственность на основании ст.15 Закона о налоговой системе, в которой, в частности, предусмотрено, что в случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или кредитного учреждения платежного поручения налогоплательщика с этого учреждения взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,7 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога (п.24 указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении...").
Отметим, что изложенная в ответе позиция нашла свое подтверждение в информационно-рекомендательном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.04.96 N 1 "Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов".
Таким образом, невозможность банком обеспечить зачисление средств в бюджет не влечет ответственности налогоплательщика за задержку уплаты налога. Об этом также, в частности, говорится и в письме ГНИ по г.Москве от 12.02.96 N 10-08/3136: "В случае, когда банком по платежному поручению налогоплательщика списаны с его расчетного счета денежные средства в уплату налогов, но по каким-либо причинам не зачислены банком на бюджетный счет, к плательщику не могут быть применены финансовые санкции за несвоевременные расчеты с бюджетом. В данном случае за незачисление либо несвоевременное зачисление средств на счета бюджета к банку, допустившему указанные нарушения, применяются санкции, предусмотренные налоговым законодательством". Налогоплательщики остальных регионов при привлечении их к ответственности в аналогичных случаях могут доказать неправомерность действий налоговых органов на основании документов, указанных в предыдущих абзацах ответа, ссылка на которые будет вполне достаточной для обоснования своей позиции.
М. Воронин
Выпуск 10, май 1996 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".