• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Об определении субъектов малого предпринимательства (Выпуск 11, июнь 1996 г.)

508. Наше ТОО образовано в декабре 1993 г. Доля юридического лица в уставном капитале составляет 51%, остальное - доли физических лиц. В настоящее время на нашем предприятии работает 9 человек. Мы занимаемся оптовой продажей продукции производственно-технического назначения. До 1 января 1996 г. наше предприятие как малое предприятие имело льготу по авансовым платежам налога на прибыль (не платили налог авансовыми платежами). Начиная с этого года налоговая инспекция требует от нашего ТОО авансовой уплаты налога на прибыль, так как мы потеряли статус малого предприятия. Имеем ли мы право сохранить ранее применяемый порядок расчетов с бюджетом по налогу на прибыль в связи с малой среднесписочной численностью или на основании ст. 9 Закона РФ о малых предприятиях?


До внесения Федеральным законом РФ от 31.12.95 N 227-ФЗ изменений в Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в контексте этого Закона под малыми предприятиями (в Законе определение отсутствовало) понимались предприятия, среднесписочная численность на которых не превышала определенную в зависимости от вида деятельности, установленную Госналогслужбой РФ (в пределах ее компетенции) в инструкции от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" величину. Такие предприятия, как и рассматриваемое, согласно положениям этой Инструкции, имели ряд льгот, в том числе у них отсутствовала обязанность уплаты в бюджет налога на прибыль путем внесения в текущем отчетном периоде авансовых платежей с последующей корректировкой недовнесенных сумм на ставку рефинансирования ЦБ (см. пп. 4.4, 5.2 Инструкции).

С введением в действие Федерального закона РФ N 227-ФЗ (с 01.01.96) круг предприятий, которые ранее пользовались льготами для малых предприятий, в том числе и указанной, изменился. Это обусловлено внесением в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" дополнений в определение плательщиков налога на прибыль, в частности объявлением единого критерия отнесения предприятий к малым с целью применения к ним соответствующих установленных Законом норм и его прямой увязкой с положениями Федерального закона РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ в части определения субъектов малого предпринимательства. Положения Инструкции ГНС РФ, определяющие иные критерии для права пользования установленными Законом льготами, при этом утратили силу, как противоречащие новой редакции Закона.

Указанные изменения привели к некоторому увеличению количества предприятий, имеющих право пользоваться льготами, установленными для малых предприятий за счет незначительного отличия в предельных уровнях среднесписочной численности, установленных для каждого вида деятельности, и существенному сокращению числа таких предприятий в результате введения дополнительных условий к собственникам долей в их уставном капитале.

Таким образом, если рассматриваемое предприятие, несмотря на малую численность, действительно не имеет права на статус субъекта малого предпринимательства, претензии налогового органа следует признать соответствующими действующему налоговому законодательству.

При этом следует иметь в виду, что данное предприятие (в случае соблюдения им условий по численности) будет относиться к малым и сможет применять соответствующий режим налогообложения независимо от размера доли юридического лица в его уставном капитале, если учредитель рассматриваемого предприятия сам является субъектом малого предпринимательства (ст. 3 Федерального закона РФ N 88-ФЗ).

В отношении возможности использования предприятием нормы, содержащейся в ст. 9 Федерального закона РФ N 88-ФЗ, необходимо отметить следующее. Эта норма предусматривает сохранение действующего на момент создания (и только на этот момент!) предприятия порядка налогообложения, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства. Однако она не может служить основанием для применения рассматриваемым предприятием используемого ранее порядка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, поскольку относится исключительно к субъектам малого предпринимательства в контексте этого Закона, а предприятие, как предполагается, уже не имеет права на такой статус. Кроме того, указанное положение Федерального закона РФ N 88-ФЗ не может являться основанием для сохранения режима налогообложения предприятий до его внесения в установленном порядке непосредственно в акты налогового законодательства (см. п. 3 ст. 23 Закона РФ от 10.10.91 N 1735-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ" (в редакции от 31.07.95)).

О. Лапина

Выпуск 11, июнь 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение