О необходимости ликвидации или преобразования коммерческого объединения в форме малого предприятия (Выпуск 13, июль 1996 г.)

584. В феврале 1991 г. было создано коммерческое объединение в форме малого предприятия, которое существует и по настоящее время. Все учредители - юридические лица, одно из которых - некоммерческая организация.

В настоящее время стоит вопрос либо о перерегистрации фирмы, либо о регистрации новой фирмы.

В какой организационно-правовой форме следует создавать или перерегистрировать предприятие?


Создание в 1991 г. коммерческого объединения в форме малого предприятия (МП) имело под собой единственную нормативно-правовую основу в виде постановления Совета Министров СССР от 08.08.90 N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий". Однако уже в 1991 г. создание юридических лиц в такой организационно-правовой форме, как малое предприятие, действующим законодательством не предусматривалось, поскольку с 1 января 1991 г. вступил в силу Закон РСФСР от 25.12.90 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР", в котором был дан исчерпывающий перечень организационно-правовых форм предприятий без включения в него малых предприятий. Об этом же говорилось и в п.4 постановления Совета Министров РСФСР от 18.07.91 N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР". В данном пункте указывалось, что создание, реорганизация и ликвидация малых предприятий всех организационно-правовых форм осуществляются в порядке, установленном вышеуказанным Законом. И здесь же подчеркивалось, что за перерегистрацию малых предприятий (кроме государственных и муниципальных), ранее внесших регистрационный сбор, государственная пошлина не взимается.

С 1 января 1995 г., даты введения в действие части первой ГК РФ, Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" утратил силу, за исключением двух статей, касающихся регистрации предприятий (ст.2 Федерального закона РФ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ"). Однако гл. 4 части первой ГК РФ, посвященная юридическим лицам, была введена в действие с 8 декабря 1994 г. С этого дня коммерческие организации могли создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены гл. 4 Кодекса (п.1 ст.6 упомянутого Федерального закона). Создание юридических лиц после 8 декабря 1994 г. допускается только в том порядке, который предусмотрен гл. 4 Кодекса.

Таким образом, следует сделать предварительные выводы:

- начиная с 1 января 1991 г. в Российской Федерации такой организационно-правовой формы юридического лица, как малое предприятие, не существует; употребление термина "малое предприятие" имеет оценочное значение и преследует исключительно экономическую и налоговую цели;

- часть первая Гражданского кодекса РФ также не предусматривает данной организационно-правовой формы юридического лица. В Кодексе установлен закрытый перечень возможных форм коммерческих организаций (п.2 ст.50 ГК РФ).

На основании изложенного указанное в вопросе юридическое лицо должно быть либо преобразовано в другое юридическое лицо (изменена организационно-правовая форма), либо ликвидировано. Отношения по преобразованию и ликвидации юридического лица урегулированы в статьях 57 - 64 части первой ГК РФ. Поскольку все учредители МП - юридические лица, одно из которых некоммерческая организация, то МП может быть преобразовано только в хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной или с дополнительной ответственностью). Если же МП будет ликвидировано, то в дальнейшем можно будет создать юридическое лицо либо в форме хозяйственного товарищества (полное товарищество, товарищество на вере), либо в форме хозяйственного общества. Однако если одним из учредителей будет некоммерческая организация, то так же, как и при преобразовании, создание юридического лица возможно только в форме хозяйственного общества (ЗАО, ОАО, ООО, ОДО).

В заключение следует обратить внимание, что нормативно-правовое определение малого предприятия, а точнее, субъекта малого предпринимательства содержится в п.1 ст.3 Федерального закона РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Данное определение никак не связано с организационно-правовой формой юридического лица, которое соответствует всем критериям субъекта малого предпринимательства. Выделение круга подпадающих под это определение коммерческих организаций преследует лишь цель оказания им поддержки со стороны государства и предоставления ряда льгот, в том числе и налоговых.

Применительно к налоговым отношениям в настоящее время приняты следующие документы:

- Федеральный закон РФ от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";

- приказ Минфина РФ от 22.12.95 N 131 "Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства";

- приказ Госналогслужбы РФ от 24.01.96 N ВГ-3-02/5 "Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства";

- письмо Госналогслужбы РФ от 06.02.96 N НП-6-02/77 "О порядке применения Федерального закона РФ "Об упрощенной системе налогообложения....".

М. Воронин

Выпуск 13, июль 1996 г.




Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение