Об отнесении совместного предприятия к категории малых (Выпуск 15, август 1996 г.)

681. Может ли совместное предприятие (СП) иметь статус малого, если:

1) все учредители - юридические лица, при этом доля российских предприятий в уставном капитале составляет 20%; доля иностранных - 80%. Российские предприятия малыми не являются;

2) деятельность - нефтепереработка;

3) среднесписочная численность - 56 человек?


Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства (МП) установлены в п.1 ст.3 Федерального закона РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" (далее - Закон). При отсутствии хотя бы одного из установленных Законом критериев организация не может быть признана субъектом МП. Иными словами, предприятие должно одновременно отвечать всем предусмотренным Законом условиям отнесения организаций к субъектам МП.

Остановимся на первой указанной в вопросе характеристике СП и рассмотрим, может ли такое СП быть признано субъектом МП при условии, что доля иностранного юридического лица в его уставном капитале составляет 80%.

Одним из критериев отнесения организации к субъекту МП, согласно п.1 ст.3 Закона, является наличие в уставном капитале этой организации доли участия юридического лица - не субъекта МП, не превышающей 25%.

В связи с этим необходимо выяснить: можно ли в принципе иностранное юридическое лицо признать субъектом МП?

Несмотря на то что ни одна норма Закона не содержит ответа на этот вопрос и прямо не отрицает возможности вышеуказанного признания, системный подход к прочтению данного Закона и других нормативно-правовых актов не дает нам достаточных оснований для признания иностранного юридического лица субъектом МП.

В подтверждение сделанного вывода приведем следующие доводы.

В соответствии с п.1 ст.161 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо.

Смысл этой нормы Основ заключается в том, что комплекс прав, которые может иметь иностранное юридическое лицо, и обязанностей, которые оно может нести (правоспособность), определяется правом того государства, в котором это юридическое лицо было учреждено (закон инкорпорации юридического лица). Именно право страны учреждения юридического лица определяет его правовые возможности при осуществлении им тех или иных видов деятельности. Право быть признанным субъектом МП при определенных условиях предоставлено российским законодательством и, следовательно, может быть реализовано только российскими юридическими лицами. В этом контексте и следует понимать содержание ст.4 Закона, указывающей на приобретение статуса субъекта МП посредством государственной регистрации.

Нельзя также не обратить внимания на направленность Закона, заключающуюся в государственной поддержке субъектов МП. Очевидно, что государство заинтересовано поддерживать те предприятия, которые находятся под его юрисдикцией, т.е. российских субъектов МП. Предполагать, что государство намерено расходовать бюджетные средства на проведение политики в этой области также и для иностранных организаций было бы, по меньшей мере, безосновательно. Об этом, в частности, свидетельствует п.1 указа Президента РФ от 04.04.96 N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки предпринимательства в РФ", из которого следует, что государственная политика в сфере поддержки малого предпринимательства направлена на создание благоприятных условий для развития инициативы граждан Российской Федерации в этой области.

Кроме того, как указано в п.1 ст.3 Закона, под субъектами МП понимаются коммерческие организации. Определение коммерческих организаций содержится в п.1 ст.50 части первой Гражданского кодекса РФ и распространяется на юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством. К коммерческим организациям, согласно указанной статье ГК РФ, относятся юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Подводя итог вышеизложенному, сформулируем основные выводы:

1) иностранные юридические лица не могут быть признаны субъектами МП;

2) кроме того, СП, в уставном капитале которого доля участия иностранного юридического лица превышает 25%, также не может признаваться субъектом МП. В данном случае должен быть соблюден один из критериев отнесения организации к субъекту МП, согласно которому доля, принадлежащая юридическому лицу, не являющемуся субъектом МП, не должна превышать 25%.

Поскольку указанное в вопросе СП не отвечает одному из основных критериев отнесения организации к субъектам МП, рассмотрение остальных критериев применительно к данному СП не имеет смысла.


М. Воронин

Выпуск 15, август 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.