О самостоятельном определении нормы расхода топлива при списании ГСМ на себестоимость (Выпуск 15, август 1996 г.)

713. Фирма имеет автомобиль марки ГАЗ-33021 ("Газель"). В нормах расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (РЗ112199-0295-93), утвержденных Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ от 26.08.93, не указаны нормы расхода бензина на эти автомобили.

Какую норму расхода использовать при списании ГСМ на себестоимость?


В соответствии с п.1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552) себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. При этом для целей налогообложения предусмотрена корректировка произведенных организацией затрат с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

Однако в отношении расходов по содержанию автотранспорта Положением о составе затрат... установлено, что для целей налогообложения в пределах, установленных законодательством, принимаются, согласно подп."и" п.2, только расходы на содержание служебного автотранспорта. В отношении других транспортных средств никаких ограничений Положением о составе затрат... не предусмотрено. Действующими нормативными документами не определено, какой автотранспорт считать служебным. Обычно к служебному относят автотранспорт, используемый аппаратом управления производством. Кроме того, нет нормативного определения, что включают в себя затраты на содержание автотранспорта - только затраты по поддержанию его в рабочем состоянии или же и расходы на топливо в процессе эксплуатации.

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утверждены письмом Минфина РФ от 29.06.95 N 65), разработанные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", вообще не содержат требований о корректировке фактически произведенных затрат на ГСМ для целей налогообложения.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного обоснованность требований налоговых органов о включении предприятиями торговли затрат на ГСМ в себестоимость продукции для целей налогообложения в пределах установленных Минтрансом РФ норм расхода вызывает сомнения.

По нашему мнению, для включения затрат на ГСМ в себестоимость продукции предприятию достаточно доказать, что эти затраты фактически имели место и произведены в производственных целях. Это можно сделать на основании надлежащим образом оформленных путевых листов и технически обоснованных норм расхода ГСМ, установленных предприятием самостоятельно, исходя из фактических условий эксплуатации автотранспорта. Расход ГСМ сверх установленных по предприятию усредненных норм также может быть включен в себестоимость, если внутренними документами (например, специально составленным актом) будет обоснована причина перерасхода и размер этого перерасхода будет утвержден руководителем предприятия или иным уполномоченным на это должностным лицом.

Контрольный расход топлива, указанный в технической характеристике (в паспорте автомобиля), не может быть непосредственно использован в качестве эксплуатационной нормы, так как рассчитан для строго определенных параметров состояния автомобиля и условий его использования. Фактические условия эксплуатации автомобиля, а также его техническое состояние, как правило, значительно отличаются от тех, которые были приняты фирмой-производителем при расчете контрольного расхода топлива.

В заключение отметим, что специальных норм затрат на содержание служебного автотранспорта в настоящее время нет. Таким образом, если автомобиль используется для нужд аппарата управления производством (например, для поездок кассира в банк), вопрос о правомерности списания расходов по содержанию такого автомобиля (а не только расходов на ГСМ) на себестоимость остается неурегулированным. В этой ситуации некоторые налоговые органы в отсутствие других нормативных документов руководствуются нормами расхода ГСМ, утвержденными Минтрансом РФ, а по тем автомобилям, для которых Минтрансом РФ нормы расхода топлива не установлены, - допускают возможность применения самостоятельно разработанных (технически обоснованных и подтвержденных соответствующими расчетами) и утвержденных приказом по предприятию норм расхода ГСМ. Подчеркнем, однако, что ни одним нормативным документом такой порядок не регламентирован.

Г. Касьянова

Выпуск 15, август 1996 г.




Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".