О самостоятельном определении нормы расхода топлива при списании ГСМ на себестоимость (Выпуск 15, август 1996 г.)

713. Фирма имеет автомобиль марки ГАЗ-33021 ("Газель"). В нормах расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (РЗ112199-0295-93), утвержденных Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ от 26.08.93, не указаны нормы расхода бензина на эти автомобили.

Какую норму расхода использовать при списании ГСМ на себестоимость?


В соответствии с п.1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552) себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. При этом для целей налогообложения предусмотрена корректировка произведенных организацией затрат с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

Однако в отношении расходов по содержанию автотранспорта Положением о составе затрат... установлено, что для целей налогообложения в пределах, установленных законодательством, принимаются, согласно подп."и" п.2, только расходы на содержание служебного автотранспорта. В отношении других транспортных средств никаких ограничений Положением о составе затрат... не предусмотрено. Действующими нормативными документами не определено, какой автотранспорт считать служебным. Обычно к служебному относят автотранспорт, используемый аппаратом управления производством. Кроме того, нет нормативного определения, что включают в себя затраты на содержание автотранспорта - только затраты по поддержанию его в рабочем состоянии или же и расходы на топливо в процессе эксплуатации.

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утверждены письмом Минфина РФ от 29.06.95 N 65), разработанные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", вообще не содержат требований о корректировке фактически произведенных затрат на ГСМ для целей налогообложения.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного обоснованность требований налоговых органов о включении предприятиями торговли затрат на ГСМ в себестоимость продукции для целей налогообложения в пределах установленных Минтрансом РФ норм расхода вызывает сомнения.

По нашему мнению, для включения затрат на ГСМ в себестоимость продукции предприятию достаточно доказать, что эти затраты фактически имели место и произведены в производственных целях. Это можно сделать на основании надлежащим образом оформленных путевых листов и технически обоснованных норм расхода ГСМ, установленных предприятием самостоятельно, исходя из фактических условий эксплуатации автотранспорта. Расход ГСМ сверх установленных по предприятию усредненных норм также может быть включен в себестоимость, если внутренними документами (например, специально составленным актом) будет обоснована причина перерасхода и размер этого перерасхода будет утвержден руководителем предприятия или иным уполномоченным на это должностным лицом.

Контрольный расход топлива, указанный в технической характеристике (в паспорте автомобиля), не может быть непосредственно использован в качестве эксплуатационной нормы, так как рассчитан для строго определенных параметров состояния автомобиля и условий его использования. Фактические условия эксплуатации автомобиля, а также его техническое состояние, как правило, значительно отличаются от тех, которые были приняты фирмой-производителем при расчете контрольного расхода топлива.

В заключение отметим, что специальных норм затрат на содержание служебного автотранспорта в настоящее время нет. Таким образом, если автомобиль используется для нужд аппарата управления производством (например, для поездок кассира в банк), вопрос о правомерности списания расходов по содержанию такого автомобиля (а не только расходов на ГСМ) на себестоимость остается неурегулированным. В этой ситуации некоторые налоговые органы в отсутствие других нормативных документов руководствуются нормами расхода ГСМ, утвержденными Минтрансом РФ, а по тем автомобилям, для которых Минтрансом РФ нормы расхода топлива не установлены, - допускают возможность применения самостоятельно разработанных (технически обоснованных и подтвержденных соответствующими расчетами) и утвержденных приказом по предприятию норм расхода ГСМ. Подчеркнем, однако, что ни одним нормативным документом такой порядок не регламентирован.

Г. Касьянова

Выпуск 15, август 1996 г.




Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение