О возможности юридических лиц применять наличные формы расчетов (Выпуск 16, август 1996 г.)

726. Одним из условий кредитных договоров, заключаемых нашим банком, является погашение кредита при наличии картотеки неоплаченных документов к счету заемщика наличными деньгами. Мы считаем, что действующий Гражданский кодекс РФ дает нам это право. Однако налоговая инспекция предъявляет банку претензии о неправомерности таких расчетов, ссылаясь на Указ Президента N 1006 и изданные в соответствии с ним письма Росналогслужбы РФ. Просим ответить, кто в данной ситуации прав?


Действительно, п.2 ст.861 Гражданского кодекса РФ определяет общий порядок осуществления расчетов между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями - безналичный. Между тем предусматривается, что, если законом установлено иное, расчеты между этими лицами могут производиться и наличными деньгами. Таким образом, Вы поступаете вполне правомерно, закрепляя в кредитном договоре возможность погашения кредита наличным путем. Тем более что самим Центробанком РФ в п.1.2 письма от 30.06.94 N 98 "О выполнении указа Президента РФ "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и платежной дисциплины в народном хозяйстве" было специально подчеркнуто, что возврат полученных от коммерческих банков кредитов осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные кредитным договором.

Вместе с тем юридическим лицам, использующим наличные формы расчетов, необходимо придерживаться определенных правил работы с денежной наличностью; в частности, имеется в виду ограничение предельных размеров расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в сумме 2 млн руб. по одному платежу (постановление Правительства РФ от 17.11.94 N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами"). Это правило распространяется и на кредитные учреждения.

Кредитные учреждения, кроме того, в своей деятельности должны руководствоваться правилами осуществления расчетов, определяемыми Центральным банком РФ, в связи с предоставленными ему в этой сфере специальными полномочиями (ст.4 Федерального закона РФ от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке РФ").

Так, в частности, п.2 письма Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и Центрального банка РФ "О порядке применения положений Указа Президента РФ от 23.05.94 N 1006" (в редакции письма Госналогслужбы РФ от 02.06.95 N ВГ-4-13/23н, Минфина РФ от 02.06.95 N 46 и Центробанка РФ от 05.06.95 N 171) установлено, что зачисление выручки от реализации продукции (работ, услуг), доходов от внереализационных операций и иных поступлений (кроме средств целевого бюджетного финансирования), а также внесение наличных денежных средств производится юридическими лицами только на их расчетные (текущие) счета.

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 21 марта 1995 г. N 291 "О признании утратившим силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006" пункт 2 упомянутого письма признан утратившим силу


Иными словами, это означает, что юридические лица при осуществлении расчетов не могут направлять наличные и безналичные средства за полученные товары (работы, услуги) и суммы внереализационных доходов на погашение кредитов и процентов по ним на ссудные счета. Погашение задолженности по кредитам банков и уплата процентов по ним производятся только путем перечисления денежных средств с их расчетных (текущих) счетов, что и исключает возможность наличных расчетов по данному договору. Данное мнение Центробанка нашло свое закрепление в письме Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 05.05.96 N 45, ВГ-6-09/301 "Об операциях по счетам в коммерческих банках".

В указанном документе также подчеркнуто, что нарушение обозначенного в нем порядка является основанием для применения к коммерческим банкам мер воздействия вплоть до отзыва лицензии, а к иным юридическим лицам - соответствующих санкций, предусмотренных за нарушение правил совершения операций с денежной наличностью, т.е. санкций, закрепленных в п.9 Указа N 1006.

Таким образом, вышеназванными документами вводятся определенные ограничения для субъектов предпринимательства в сфере выбора приемлемых для них условий заключаемых соглашений. Однако если следовать п.4 ст.421 ГК РФ, подобную функцию могут выполнять лишь императивные нормы законов и иных правовых актов, в число которых письма названных ведомств не входят.

Кроме того, указанные акты влекут какие-либо правовые последствия и служат основанием для регулирования соответствующих правоотношений с применением соответствующих санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний лишь при условии их государственной регистрации в органах юстиции с последующим опубликованием в официальном издании (п.9 указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в законную силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").

Письмо Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 05.05.96 N 45, ВГ-6-09/301 данную регистрацию не прошло и соответственно официально опубликовано не было, что на данный момент ставит под сомнение правомерность содержащихся в нем требований.

Таким образом, в настоящее время при том, что Центробанк, Минфин РФ и Госналогслужба РФ и высказали свою однозначную позицию на решение вопроса относительно невозможности погашения кредитов наличным путем, отсутствие ее должного нормативного оформления в значительной степени затрудняет дачу однозначного ответа на вопрос, является ли требование налогового органа о невозможности расчетов по кредитному договору наличными деньгами правомерным или нет.

Однако хотелось бы отметить, что при рассмотрении в судебном порядке спора, возникшего с государственными органами, решение будет принято в соответствии с законом (п.2 ст.120 Конституции РФ, п.2 ст.11 АПК РФ).


Ю.Камфер


Выпуск 16, август 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение