О порядке определения наличия недоимки для получения отсрочки по уплате задолженности по налогам (Выпуск 17, август 1996 г.)

753. Наше предприятие получило отсрочку по уплате задолженности по налогам в соответствии с Указом Президента РФ N 65. Основанием для данного решения послужил тот факт, что в IV квартале 1995 г. у нас образовалась недоимка. Однако при сдаче бухгалтерского отчета за I полугодие 1996 г. налоговая инспекция заявила, что мы не можем пользоваться данной отсрочкой, поскольку за три квартала 1995 г. недоимок у нас не было. Права ли налоговая инспекция?


В соответствии с п.1 указа Президента РФ от 19.01.96 N 65 "О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 года", отсрочка уплаты задолженности перед бюджетом предоставляется при соблюдении двух условий.

1. Текущие налоговые платежи предприятием-должником выплачиваются полностью и своевременно.

2. Задолженность предприятия по налогам, штрафам и пеням за нарушение налогового законодательства, по уплате которой предоставляется соответствующая отсрочка, образовалась до 1 января 1996 г.

При этом общая сумма задолженности по налогам, штрафам и пеням включает в себя как недоимку по налоговым платежам (по видам налогов), так и неуплаченные штрафные санкции и пени в бюджеты различных уровней и Федеральный дорожный фонд (п.1 письма Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 08.02.96 N 11, ВГ-6-09/81 "О порядке выполнения Указа Президента РФ от 19.01.95 N 65").

Таким образом, на первый взгляд, решение вопроса о предоставлении отсрочки уплаты задолженности по налогам, штрафам или пеням во временном аспекте не ставится в зависимость от того конкретного периода 1995 г., когда произошло ее образование (I, II, III или IV кварталы). Главное, что по состоянию на 1 января 1996 г. такая задолженность имеется, т.е. к 1 января 1996 г. налицо факт нарушения налогоплательщиком установленной для него п.1 ст.11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" обязанности по уплате платежей в бюджет.

Однако поскольку о наличии задолженности по уплате налога можно говорить только в случае его фактической неуплаты (о чем косвенно говорится в ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ"), становится необходимым выяснение еще одного принципиального вопроса: какие именно сроки уплаты конкретных видов налогов предусмотрены действующим налоговым законодательством (к примеру, по налогу на прибыль и НДС).

Обращаясь к Закону РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и к Закону РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и к инструкциям Госналогслужбы РФ от 19.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль" и от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты НДС", фиксирующим конкретные сроки уплаты данных видов налогов, можно сказать следующее.

1. В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль" и п. 5.4 Инструкции Госналогслужбы РФ N 37 срок уплаты налога от фактически полученной прибыли по годовым расчетам исчисляется в десять дней со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

Исходя же из п.76 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ от 26.12.94 N 170, предприятие представляет годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля следующего за отчетным года.

Таким образом, задолженность по уплате налога на прибыль фактически появится у налогоплательщика не с 1 января 1996 г., а лишь после 10 апреля 1996 г..

2. Согласно п.1 ст. 8 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и п. 30 Инструкции Госналогслужбы N 39, уплата этого налога (за исключением предприятий, для которых установлены определенные особенности) по общему правилу производится исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц или квартал в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем или кварталом соответственно.

Таким образом, и в данном случае наблюдается аналогичная ситуация, при которой задолженность налогоплательщика по уплате НДС за IV квартал 1995 г. фактически появляется только после 20 января 1996 г.

Подводя итог изложенному в целом, приходится признать, что при формальном прочтении п.1 Указа Президента РФ N 65 для получения предусмотренной в нем отсрочки уплаты недоимок, штрафов и пеней, соответствующие нарушения налогового законодательства действительно должны быть совершены лишь в первых трех кварталах 1995 г., а также в первом и втором месяцах IV квартала в тех случаях, когда расчеты с бюджетом осуществляются помесячно, поскольку по состоянию на 1 января 1996 г. констатировать наличие у налогоплательщика фактической задолженности по перечислению в бюджет налогов, штрафов и пеней можно только за эти временные периоды.

Исходя из приведенных в вопросе сведений и основываясь на вышеизложенных фактах, решение налогового органа о неправомерности использования Вашим предприятием установленного финансовым органом порядка уплаты текущих и просроченных налоговых платежей является верным.


Ю. Камфер

Выпуск 17, август 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.