• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Нематериальные активы не переоцениваются (Выпуск 17, август 1996 г.)

772. В "Финансовой газете" (1995, N 52, с.13) говорится о необходимости проведения переоценки нематериальных активов на основании Постановления Правительства РФ N 1148. Правильно ли это?


Переоценке подлежат находящиеся на балансе организаций здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства и другие виды основных фондов (п.3 постановления Правительства РФ от 25.11.95 N 1148 "О переоценке основных фондов", далее - Постановление).

Может возникнуть вопрос: не относятся ли нематериальные активы к "другим видам основных фондов"? Действительно, с 1 января 1996 г. введен в действие Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 N 359 (далее - Классификатор). Классификатор устанавливает, что основные фонды состоят из основных средств (материальных основных фондов) и нематериальных активов (нематериальных основных фондов). То есть понятие "основные фонды" расширено: оно включает кроме основных средств еще и нематериальные активы. На этом основании Госкомстат РФ в письме от 09.12.95 N 17-1-18/2174 "О порядке проведения переоценки основных фондов" (далее - Письмо) предполагает проведение переоценки нематериальных активов (нематериальных основных фондов).

Однако такая позиция противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.

1. Оценка имущества для отражения в бухгалтерском учете определяется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170 (далее - Положение). Оценка осуществляется в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов (п.11 Положения). Применение других видов оценки имущества допускается в случаях, предусмотренных законодательством, Положением или другими нормативными актами Минфина РФ (п.11 Положения).

На основании Постановления Минфин РФ утвердил Указания о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1996 г., утвержденные приказом Минфина РФ от 19.12.95 N 130 (далее - Указания), где установлен порядок проведения переоценки основных средств (фондов). При этом понятие "основные фонды" используется как синоним понятия "основные средства". Кроме того, среди счетов, по дебету которых отражаются результаты дооценки, не указывается счет 04 "Нематериальные активы". Таким образом, в Указаниях говорится о переоценке только "материальных" основных фондов.

Согласно п.1 Указаний, предприятия используют при переоценке индексы изменения стоимости основных средств, разработанные Госкомстатом РФ и сообщенные письмом от 04.12.95 N 3-1/359. Госкомстат РФ в соответствии с Указаниями не определял индексы для пересчета стоимости нематериальных активов (см. приложение 1 к Указаниям), а понятие "основные фонды" использовал как равнозначное понятию "основные средства" (сравните текст заголовка таблицы индексов с пп. 11, 13 той же таблицы).

Таким образом, согласно нормативным актам Минфина РФ (Указания, Положение), производится переоценка основных средств (фондов). Нематериальные активы к основным средствам (фондам) не относятся (п.48 Положения). Следовательно, переоценка нематериальных активов не производится.

2. Госкомстат РФ не был уполномочен Минфином РФ (а равно Правительством РФ) устанавливать правила проведения переоценки. Согласно пп.2, 7, 8 Постановления, Госкомстат РФ должен был разработать индексы изменения стоимости основных фондов, обобщить результаты переоценки и представить их в Минфин РФ и Минэкономики РФ, а также установить порядок отражения результатов в статистической отчетности. Этим исчерпываются полномочия Госкомстата РФ при проведении переоценки.

К компетенции Госкомстата РФ относится руководство общероссийской статистикой с целью обеспечения органов власти достоверной информацией (пп. 1, 2 Положения о государственном комитете РФ по статистике, утвержденного постановлением Президиума ВС РФ от 23.07.93 N 5547-1).

ГАРАНТ:

Указанное Положение фактически прекратило действие.


Таким образом, Госкомстат РФ не имеет полномочий для определения порядка и условий проведения переоценки.

3. Что касается Классификатора, то ни Постановление, ни Указания не содержат каких-либо ссылок на него. Кроме того, Классификатор не является нормативным актом и служит целям единственно "информационной поддержки" некоторых задач статистики. Поэтому понятие "основные фонды", предложенное в Классификаторе, не должно применяться при переоценке.

Можно упомянуть и письмо ЦБ РФ от 01.02.96 N 234 "О порядке переоценки основных средств по состоянию на 1 января 1996 г. в ЦБ РФ", в котором сделан правильный вывод о том, что нематериальные активы не переоцениваются (п.9).

Таким образом, мнение Госкомстата РФ, изложенное в Письме и в газете, является неверным.

Нематериальные активы не переоцениваются.

Е. Каган

Выпуск 17, август 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.