О документах, представляемых предприятием-недоимщиком в налоговую инспекцию для списания сумм недоимок по налогам с его дебиторов (Выпуск 19, октябрь 1996 г.)

834. Какие документы предприятие-недоимщик должно представить в налоговую инспекцию для списания сумм недоимок по налогам с его дебиторов?

Вправе ли налоговая инспекция производить списание задолженности по налогам с предприятий-дебиторов только на основании списка дебиторов, представленного недоимщиком, если в акте выверки дебиторской задолженности, подписанном в двустороннем порядке, эти долги не подтверждены?


Действительно, в силу п.29 указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" к плательщикам налогов могут применяться меры бесспорного взыскания недоимок по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.

В этих целях Госналогслужбой РФ 28.02.94 за N НИ-4-13/33н, Минфином РФ 01.03.94 за N 03-01-07 и Центробанком РФ 01.03.94 за N 80 был утвержден Порядок бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов (далее - Порядок), которым в своей деятельности и руководствуются соответствующие службы.

Так, в соответствии с п.1 Порядка на налогоплательщиков возлагается обязанность по учету дебиторской задолженности с ежеквартальным составлением перечня организаций-дебиторов и указанием сумм дебиторской задолженности, в том числе просроченной.

При этом указанные плательщики, согласно п.2 Порядка, представляют налоговому органу по месту их регистрации:

1) перечень организаций-дебиторов по установленной форме, подписанный руководителем и главным бухгалтером предприятия-недоимщика;

2) заявление предприятия-недоимщика по установленной форме за подписью руководителя и главного бухгалтера на взыскание в бюджет с организаций-дебиторов сумм недоимок, но не превышающих суммы просроченной дебиторской задолженности;

3) акт выверки суммы просроченной дебиторской задолженности или другой заменяющий его документ, подписанный руководителем и главным бухгалтером как предприятия-недоимщика, так и организации-дебитора.

Таким образом, исходя из п.2 Порядка, налоговый орган вправе производить списание в бесспорном порядке сумм недоимок по налогам только в отношении тех дебиторов и только в тех размерах, которые определяются непосредственно предприятием-недоимщиком.

С этой точки зрения вызывает недоумение п.4.3 Порядка, устанавливающий право налогового органа в случае невыполнения недоимщиком в течение десяти дней требований о предоставлении ему обозначенных выше документов при наличии нескольких дебиторов самостоятельно выбрать дебитора, на денежные средства которого будет обращено взыскание, и провести выверку соответствующей суммы задолженности этой организации перед предприятием-недоимщиком. На практике же данное положение дает возможность налоговым органам по собственному усмотрению не только выбирать из нескольких дебиторов тех, с которых будет производиться взыскание недоимок в бюджет, но и вообще устанавливать и выверять наличие у предприятия-недоимщика суммы просроченной дебиторской задолженности с последующим ее списанием в бесспорном порядке.

Однако, подходя формально, можно сказать, что данным правом налоговый орган воспользуется только в случае, когда предприятие-недоимщик в течение десяти дней со дня образования недоимки не выполнит требований о предоставлении обозначенных выше сведений, касающихся имеющейся у него дебиторской задолженности, в том числе просроченной.

Когда же указанные сведения до налогового органа доведены, как в Вашей ситуации, у последнего имеются все достаточные основания для того, чтобы осуществить взыскание задолженности по налогам с указанных дебиторов в бесспорном порядке. Выявление дополнительных сведений о дебиторах предприятия-недоимщика в данном случае исключается.

Ваша ситуация специфична также и тем, что акт выверки суммы просроченной дебиторской задолженности, подписанный руководителями и главными бухгалтерами предприятия-недоимщика и организации-дебитора, наличие такой задолженности не подтвердил, т. е. одна из сторон либо они обе факт ее существования и размер не признали. Кроме сторон это существенное обстоятельство, по своей сути означающее наличие между сторонами гражданско-правового спора о праве либо отказ от некогда принадлежащего права, может быть установлено только решением суда.

Таким образом, если налоговому органу помимо заявления и перечня дебиторов представлен акт выверки дебиторской задолженности с зафиксированным в нем фактом ее отсутствия, у налогового органа нет оснований для списания в бесспорном порядке с организации, не являющейся по своей сути дебитором, сумм недоимок по налогам в счет задолженности перед бюджетом предприятия-недоимщика.


Ю. Камфер

Выпуск 19, октябрь 1996 г.




Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.