Об органах местного самоуправления, принимающих решение о консервации имущества (Выпуск 21, октябрь 1996 г.)

940. При расчете налога на имущество исключается стоимость имущества, использованного для образования запасов. Глава администрации района области принял решение о консервации имущества по некоторым акционерным обществам. Госналогинспекция утверждает, что решение было принято незаконно. Является ли глава администрации органом местного самоуправления?


Действительно, налогом на имущество не облагается, в частности, имущество, использованное для образования запасов, созданных в соответствии с решениями органов местного самоуправления (подп. "ж" ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий").

Таким образом, необходимо выяснить статус главы администрации.

Согласно ст. 2 Закона РСФСР от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР" (далее - Закон "О местном самоуправлении" 1991 г.), местное самоуправление осуществлялось главным образом через представительные органы власти - Советы (гл. 2) и органы управления - местную администрацию (гл. 3).

Указом Президента РФ от 09.10.93 N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления" вместо Советов должны были избираться представительные органы местного самоуправления, работающие на постоянной основе (п. 2), а до их избрания полномочия Советов были переданы соответствующей администрации (п. 4).

Указом Президента РФ от 26.10.93 N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской федерации" деятельность Советов была прекращена, их функции переданы местной администрации (п. 4), а главы местных администраций, назначенные или избранные до вступления в силу этого указа, стали считаться главами местного самоуправления (п. 6). Данный Указ утвердил Положение "Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы" (далее - Положение).

Пунктом 1 Положения устанавливалось, что органами местного самоуправления являются:

а) собрание представителей (дума и т.п.);

б) глава местного самоуправления, который мог также носить название главы местной администрации, мэра, старосты и т.п.

Администрация больше не упоминалась среди органов местного самоуправления. Согласно Положению, глава местного самоуправления являлся единоличным органом местного самоуправления. Он издавал постановления и распоряжения по вопросам своего ведения и осуществлял свои функции либо непосредственно, либо через образуемые им органы местного самоуправления (пункты 2 - 4 Положения).

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" подтверждается, что глава местного самоуправления является одновременно и главой администрации.

Согласно п. 2 ст. 59 Федерального закона РФ от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон "О принципах местного самоуправления"), главы местных администраций (главы местного самоуправления), избранные или назначенные в ином порядке, чем это предусмотрено этим законом, сохраняют свои полномочия до избрания (назначения) соответствующего органа, но не более 16 месяцев (т. е. до конца 1996 г.).

Из изложенного можно сделать вывод о том, что глава местной администрации приравнивается к главе местного самоуправления и считается органом местного самоуправления.

Таким образом, запасы, образованные решением главы администрации района, не облагаются налогом на имущество.

В том случае, если решение главы администрации принято незаконно, т. е. с превышением полномочий либо по вопросу, не относящемуся к ведению местного самоуправления, оно может быть отменено в порядке, установленном законодательством. Полномочия органов местного самоуправления определяются гл. 7 Закона "О местном самоуправлении" 1991 г. в части, не противоречащей Закону "О принципах местного самоуправления" (ст. 56), согласно которому эти полномочия определяются уставом муниципального образования (п. 3 ст. 14, п. 4 ст. 15, п. 3 ст. 16, п. 1 ст. 57 Закона "О принципах местного самоуправления"). При этом следует учитывать ст. 6 Закона "О принципах местного самоуправления", в которой приводятся предметы ведения местного самоуправления. Причем глава администрации не вправе решать вопросы, относящиеся к исключительному ведению представительного органа власти (п. 3 ст. 15 Закона "О принципах местного самоуправления").

До тех пор пока решение остается в силе, предприятие вправе применить льготу согласно ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий". В случае признания решения главы администрации недействительным предприятию, по нашему мнению, придется доначислить налог.

Решение главы администрации может быть обжаловано в порядке, который определяется тем, какой акт был принят - нормативный или ненормативный (индивидуальный), адресованный конкретным лицам или группе лиц. Нормативный акт устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. А ненормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет права и обязанности конкретных лиц (п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 27.04.93 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов, противоречащими закону").

Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным в арбитражном суде по иску, в частности, налогового органа (статьи 22, 32 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Нормативный акт может быть обжалован в суде, в частности, прокурором (п. 3 ст. 22 Федерального закона РФ от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 52 Закона "О принципах местного самоуправления").


Е. Каган

Выпуск 21, октябрь 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.