О применении санкций при задержке банком авансовых платежей (Выпуск 21, октябрь 1996 г.)

973. Согласно письму Президиума ВАС РФ, в случае, если налог в бюджет не поступил в результате нарушений со стороны банка, ответственность за задержку перечисления несет банк. Наше предприятие в начале II квартала своевременно уплатило авансовые платежи по налогу на прибыль, однако банк не исполнил наши поручения и не перечислил в бюджет ни одной суммы. Теперь Госналогинспекция требует от нас уплаты со всей суммы фактической прибыли дополнительных платежей по налогу на прибыль, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ. Мы считаем, что санкции должны быть применены к банку. Кто прав?


Действительно, в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 5.2 инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" в течение квартала все плательщики производят авансовые взносы налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. При этом по истечении квартала разница, возникшая между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактически уплаченными авансовыми взносами налога, подлежит уточнению исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного Центробанком РФ в истекшем квартале.

Таким образом, в случае если предприятие в течение квартала не произвело соответствующих авансовых платежей в конце отчетного периода, скорректированной на учетную ставку ЦБ РФ окажется вся сумма фактически полученной прибыли, а не разница между фактически полученной прибылью и авансовыми платежами, перечисленными в бюджет.

В данной связи необходимо иметь в виду, что авансовые взносы по налогу на прибыль следует рассматривать в качестве одного из предусмотренных законом способов внесения в бюджет определенных видов налогов, обеспечивающих их равномерное поступление в течение отчетного периода. Это мнение было высказано в п. 6 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства (письмо ВАС РФ от 31.05.94 N С1-7/ОП-370). Кроме того, такая позиция поддерживается и Департаментом налоговых реформ Минфина РФ в письме от 20.05.96 N 04-03-11.

Тот факт, что авансовый взнос налога на прибыль рассматривается в качестве налогового платежа, является определяющим для ответа на поставленный вопрос, поскольку, как следует из письма Президиума ВАС РФ от 04.04.96 N 1 "Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов", обслуживающее налогоплательщика банковское учреждение несет ответственность за задержку поступления в бюджет по его вине не любых денежных средств, а только сумм налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды. В этой связи указанное письмо ВАС РФ к данному случаю имеет самое непосредственное отношение.

Иными словами, если авансовый взнос налога на прибыль не поступит в бюджет в результате нарушений, допущенных обслуживающим плательщика банковским учреждением (в частности, вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения платежного поручения его клиента), ответственность за задержку перечисления налога в бюджет в соответствии со ст. 15 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" несет банк.

При этом данная статья Закона предусматривает возможность применения к банку не только ответственности в виде взыскания пени с неуплаченной суммы налога, но и других видов ответственности.

В данной связи это положение Закона особенно важно потому, что при непоступлении в бюджет сумм авансовых взносов по налогу на прибыль налоговая инспекция имеет все основания по истечении квартала требовать от предприятия уплаты дополнительных платежей по налогу на прибыль, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ, со всей суммы фактической прибыли. Представляется, что в такой ситуации для предприятия будет наиболее целесообразным защитить свои имущественные права, нарушенные неисполнением обслуживающим банком обязательств по своевременному перечислению денежных средств, путем обращения в арбитражный суд с иском о возмещении причиненных банком убытков, включая упущенную выгоду (ст. 15 ГК РФ, ст. 22 АПК РФ).

Касаясь темы внесения в бюджет авансовых платежей по налогу на прибыль, хотелось бы обратить внимание на сложившуюся практику применения налоговыми органами к плательщикам, своевременно не внесшим в бюджет указанные суммы платежей, мер финансовой ответственности в виде взыскания сумм пени в соответствии с подп. "в" п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В данном случае налоговые органы руководствуются письмом Госналогслужбы РФ от 23.11.93 N 01-1-06/89 "Об ответственности за задержку уплаты налога на прибыль" (для московских налогоплательщиков было выпущено соответствующее письмо Госналогинспекции по г. Москве от 10.12.93 N 11-08/8910). При этом ВАС РФ в уже упомянутом письме от 31.05.94 N С1-7/ОП-370 также эту практику поддержал.

Вместе с тем немаловажно иметь в виду, что штраф за несвоевременное представление в налоговый орган справок об авансовых платежах в бюджет, предусмотренный подп."б" п. 1 ст. 13 Закона "Об основах налоговой системы...", взыскиваться с налогоплательщика не будет, поскольку уплата налога на прибыль осуществляется не на основе справки, подтверждающей перечисление авансовых взносов этого вида платежа в бюджет, а исходя из документов, необходимых для исчисления и уплаты налога на прибыль (письмо Верховного Совета РФ и Госналогслужбы РФ от 20.07.93 N 5.1/1035, ВГ-4-01/105Н "О неприменении штрафных санкций за несвоевременное представление справок об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли").


Ю. Камфер

Выпуск 21, октябрь 1996 г.




Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.