• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

О порядке установления местных налогов и сборов (Выпуск 22, ноябрь 1996 г.)

1000. Прокомментируйте, пожалуйста, Указ Президента N 1214 в свете Закона РФ "О местном самоуправлении".


В силу подп. 3 п. 2 ст. 6, подп. 4 п. 3 ст. 15 Федерального закона РФ от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации" установление местных налогов и сборов находится в исключительном ведении органов местного самоуправления. Как специально отмечено в п. 1 ст. 39 Закона, местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно.

При этом исчерпывающий перечень тех местных налогов и сборов, которые вправе устанавливать указанные органы, определен в ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Расширение этого перечня путем введения дополнительных налоговых платежей Законом не предусмотрено.

Вместе с тем изданный в период поэтапной конституционной реформы (период, когда на Президента РФ возлагались полномочия по изменению действующего законодательства в форме принятия актов, имеющих силу закона) указ Президента РФ от 22.12.93 N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" (п. 7) предоставил право органам местного самоуправления вводить дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные налоговым законодательством РФ, с обязательством их уплаты за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налога на прибыль. Аналогичные полномочия были предоставлены и органам государственной власти субъектов РФ.

Считалось, что данная норма Указа во времени не ограничена, носит длительный характер и сохраняется до законодательного урегулирования вопроса о дополнительных налогах на федеральном уровне (пункты 3, 4 Официальных разъяснений о сроке действия п.7 Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2268, утвержденных ГПУ Президента РФ от 11.10.95 N 13).

Однако, исходя из того, что установление общих принципов налогообложения в РФ, согласно ст. 57 Конституции РФ, находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, упомянутым в вопросе указом Президента РФ от 18.08.96 N 1214 "О признании утратившим силу пункта 7 Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" рассматриваемое положение Указа об установлении дополнительных налогов и сборов органами местного самоуправления было отменено.

В данной связи важно отметить два момента.

Во-первых, данный пункт Указа признан утратившим силу с 1 января 1997 г., а во-вторых, местным органам государственной власти РФ предписано отменить с 1 января 1997 г. свои решения о введении дополнительных налогов и сборов, основанные на п. 7 Указа, а не на Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Те же требования адресованы и к органам государственной власти субъектов РФ.

Госналогслужбой РФ данный нормативный акт Президента РФ был принят к исполнению и письмом от 05.09.96 N ВГ-6-02/626 направлен для руководства нижестоящим налоговым органам с целью принятия ими совместно с органами местного самоуправления соответствующих мер по отмене дополнительных налогов и сборов, введенных в соответствии с п. 7 Указа N 2268, и приведения решений и нормативных актов о региональных налогах и сборах в соответствие с действующим налоговым законодательством.

Таким образом, Президент РФ Указом N 1214 приводит в соответствие с Конституцией РФ свои нормативные акты, внося тем самым необходимые на сегодняшний момент корректировки налогового законодательства. А поскольку полномочия органов местного самоуправления по установлению местных налоговых платежей во всех случаях ограничены перечнем ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", положения Федерального закона РФ "Об общих принципах организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации" данным Указом затронуты не были.

Важно подчеркнуть, что данный Указ не влечет автоматической отмены местных налогов. И хотя Указом и не рассмотрены ситуации, когда органами местного самоуправления не будут предприняты меры по отмене ранее принятых решений о введении дополнительных налогов и иных платежей, представляется, что налогоплательщики при возникновении в данной связи спора с налоговыми и иными органами вправе ссылаться на п. 2 ст. 11 АПК РФ, в котором сказано, что арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта органа местного самоуправления закону, принимает решение в соответствии с законом.


Ю. Камфер

Выпуск 22, ноябрь 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.