1005. На основании каких документов Фонд занятости требует уплаты пени за просрочку перечисления страховых взносов? Где оговорены сроки перечисления и с какого числа эта пеня начисляется?
Обязательные страховые взносы работодателей в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 20.04.96 N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", являются одним из элементов, формирующих средства Государственного фонда занятости населения РФ (далее - Фонд занятости).
В данной связи, согласно п. 10 Положения "О государственном фонде занятости населения Российской Федерации", утвержденного Постановлением ВС РФ от 08.06.93 N 5132-1 (далее - Положение), определено, что к плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются финансовые и иные санкции, установленные ст.13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
При этом, как сказано выше, в том же п. 10 Положения при взыскании в бесспорном порядке с работодателей сумм сокрытых или заниженных страховых взносов в Фонд занятости, а также недоимок, штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, органы службы занятости пользуются правами, предоставленными налоговым органам РФ по взысканию не внесенных в срок налоговых платежей.
В данной связи важно отметить, что сроки уплаты страховых взносов в Фонд занятости, а соответственно и момент, с которого могут начисляться пени за задержку уплаты этого вида платежа, для работодателей законодательством не установлены. По этой причине существует точка зрения, согласно которой неуплата своевременно начисленных и отраженных в бухгалтерском учете сумм страховых взносов в Фонд занятости не является основанием для применения к работодателю штрафных санкций.
Вместе с тем в практической деятельности существует порядок, по которому такие сроки определяются работодателями и территориальными органами Фонда занятости в договорном порядке в момент регистрации работодателя в качестве плательщика страховых взносов в Фонд занятости. Как правило, таким сроком является день фактического получения в банке денежных средств на оплату труда работников. Именно с этого заранее определенного сторонами срока уплаты страховых взносов в случае задержки его перечисления с плательщика может быть взыскана пеня в размере 0,3% неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.
Представляется, что в том случае, если работодатель и территориальный орган Фонда занятости предварительно не согласуют сроки уплаты платежей в Фонд занятости, оснований для применения к плательщику каких-либо финансовых санкций у Фонда занятости не будет.
Важно иметь в виду, что п.10 Положения предусмотрена координация деятельности Фонда занятости и налоговых органов при осуществлении контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Фонд занятости в порядке, установленном Правительством РФ. Тем не менее в настоящее время этот порядок регламентирован в совместном письме Госналогслужбы РФ и Федеральной службы занятости РФ от 11.06.96 NN ВГ-6-07/406, М-6-94-1480 "О взаимодействии органов Госналогслужбы РФ и органов службы занятости при осуществлении контроля за своевременным и правильным поступлением страховых взносов".
Ю. Камфер
Выпуск 22, ноябрь 1996 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".