• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

О трактовке понятия "сокрытие" (Выпуск 23, декабрь 1996 г.)

1067. В письме ВАС РФ от 10.03.94 N ОЩ-7/ОП-142 и в статьях С.Пепеляева, опубликованных в еженедельнике "Экономика и жизнь" N 1, и N 10 за 1995 г., содержится разное толкование понятия "сокрытие". Как же трактовать это понятие?


Необходимо отметить, что действующее налоговое законодательство не содержит определения указанного понятия. Вследствие этого объективно не может быть приведена его однозначная трактовка. Тем не менее на основе комплексного подхода к нормам законов и иных правовых актов и системного их анализа можно достаточно обоснованно раскрыть содержание названного выше понятия.

Представляется, что результатом действий налогоплательщика при сокрытии или неучете объекта налогообложения является невозможность получения из документов налогоплательщика информации об обстоятельствах, порождающих обязанность налогоплательщика уплатить налог. Ни один из налоговых законов не дает ответа на вопрос, на основании каких же документов налогоплательщика может быть сделан вывод о совершении им налогового правонарушения.

Однако если принять во внимание конструкцию оснований ответственности налогоплательщика, выраженную понятиями "сокрытие" и "неучет" объектов налогообложения, то нельзя не отметить то обстоятельство, что учет данных объектов ведется в регистрах бухгалтерского учета. По окончании отчетного периода налогоплательщик систематизирует данные об объекте налогообложения, рассчитывает сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет, и включает всю эту информацию в отчетный документ - налоговую декларацию или расчет по налогу. Таким образом, налоговая декларация (расчет по налогу) является отчетным, а не учетным документом.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что санкции, установленные подп. "а" п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", налоговые органы имеют право применить только после проведения проверок документов налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов (т.е. не только расчетов по налогу). По результатам же камеральных проверок, проводимых в налоговой инспекции, могут быть взысканы исключительно 10%-я санкция за несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления налогов, пени за несвоевременное перечисление налогов. Указанные правила содержатся в следующих документах:

п. 1.1 Рекомендаций по применению санкций за нарушения налогового законодательства, утвержденных письмом Госналогслужбы РФ от 06.10.93 N ВГ-6-14/344;

п. 3 Разъяснений по отдельным вопросам, связанным с применением мер ответственности за нарушения налогового законодательства, утвержденных письмом Госналогслужбы РФ от 05.03.94 N ВГ-6-14/72.

Данные акты Госналогслужбы РФ свидетельствуют о том, что санкции за сокрытие или неучет прибыли или объекта налогообложения могут быть взысканы только после проверки всех документов, имеющих отношение к конкретному налогу и объекту его обложения. Помимо приведенных выше документов Госналогслужбой РФ 14.01.94 N ВЗ-6-05/17 утверждены также Временные указания о порядке проведения документальной проверки правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. В этих Указаниях, в частности, установлено, что при документальной проверке работники налоговых инспекций должны использовать данные бухгалтерского учета и отчетности, а также иные необходимые документы, имеющиеся у плательщика налога.

Исходя из изложенного, можно вполне обоснованно сделать вывод о том, что сокрытие или неучет объекта налогообложения заключается в отсутствии в вышеуказанных документах соответствующей информации. Однако президиум ВАС РФ придерживается иной позиции. Она нашла выражение в постановлении президиума ВАС РФ от 26.03.96 N 3917/95 "О рассмотрении иска о взыскании штрафа по налогу на добавленную стоимость". В соответствии с ним под сокрытием или неучетом объекта налогообложения понимается сам факт неправильного исчисления сумм налога в отчетных документах. Постановления президиума ВАС РФ вступают в силу с момента их принятия и пересмотру в порядке надзора не подлежат (п. 3 ст. 189, ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Кроме того, в письме Госналогслужбы РФ от 06.06.94 N ВЗ-6-05/198 "О применении ответственности за нарушение налогового законодательства в части налога на добавленную стоимость" налоговым инспекциям рекомендуется руководствоваться Разъяснениями ВАС РФ от 10.03.94 N ОЩ-7/ОП-142, положения которых нашли отражение в упоминавшемся постановлении президиума ВАС РФ.

Более подробную информацию по этой проблеме можно найти в ФПА "Предпринимательская практика: вопрос - ответ" N 13 за 1996 г.


А. Морозов

Выпуск 23, декабрь 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.