О последствиях осуществления ремонтно-строительных работ без лицензии (Выпуск 24, декабрь 1996 г.)

1078. АО "Инициатива" занимается ремонтно-строительными работами. Госналогинспекция по Советскому району г. Брянска произвела комплексную проверку производственно-финансовой деятельности предприятия за 1993-1995 гг. Из-за отсутствия лицензии на ремонтно-строительные работы ГНИ на основании ст. 14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установила, что весь объем выполненных работ является недействительной сделкой, а полученная прибыль - необоснованным доходом и предложила в пятидневный срок внести в местный бюджет эту сумму в добровольном порядке.

АО "Инициатива" не согласно с этими выводами по следующим причинам:

- предприятие исправно платило все налоги, взимаемые с объема выполненных работ, зарплаты и прибыли, которые мы согласны перечислять в бюджет, но не согласны перечислить всю полученную в 1993-1995 гг. прибыль;

- в 1995 г. согласно постановлению Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" ремонтно-строительные работы осуществляются без лицензии. Согласно п. 3 указанного Постановления, виды деятельности, не включенные в приложение 1 к настоящему Постановлению, на осуществление которых ранее в соответствии с нормативными актами Правительства РФ требовалась лицензия, осуществляются с момента принятия настоящего Постановления без лицензии. В Перечне видов деятельности, лицензируемых, согласно этому Постановлению, ремонтно-строительные работы не указаны.

Центр лицензирования строительной деятельности Администрации Брянской области на запросы налоговой инспекции по данному вопросу отвечает, что Постановление Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 еще не действует, так как к нему нет нормативных актов.

Просим разъяснить данную ситуацию.


При рассмотрении указанной ситуации следует сразу оговориться, что действующее законодательство не содержит определения такого термина, как "ремонтно-строительная деятельность", он упоминается лишь в приложении 2 к Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 27.05.93 N 492 и лицензирование ремонтно-строительной деятельности, согласно требованиям п.15 указанного приложения, было обязательным и осуществлялось в соответствии с указанным Постановлением на уровне субъектов федерации. До принятия данного Постановления лицензирование отдельных видов строительной деятельности осуществлялось в соответствии с Перечнем видов строительной деятельности, подлежащих лицензированию, утвержденным Минстроем РФ 28.01.92 (приложение 1 к письму Госналогслужбы РФ от 23.07.92 N 01-1). Лицензирование видов деятельности, указанных в данном перечне, осуществлялось в сроки, определенные в приложении 2 к письму Госналогслужбы РФ от 23.07.92 N 01-1. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.12.94 N 1418, виды деятельности, не включенные в приложение 1 к настоящему Постановлению, осуществляются с момента принятия настоящего Постановления без лицензии. Таким образом, следует признать, что с момента принятия указанного Постановления Правительства РФ N 1418 п. 15 приложения 2 к Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 27.05.93 N 492 применяется в части, не противоречащей приложению 1 к Постановлению Правительства РФ N 1418. Нормы данного приложения в части, относящейся к лицензированию производства отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий, отсылают к перечню, утверждаемому Правительством РФ. Такой перечень до настоящего момента не утвержден Правительством РФ, поэтому, следует признать, что действует упоминавшийся ранее Перечень видов строительной деятельности, подлежащих лицензированию, утвержденный Минстроем РФ 28.01.92 (приложение 1 к письму Госналогслужбы РФ от 23.07.92 N 01-1). Данный перечень не содержит требований об обязательном лицензировании ремонтно-строительной деятельности, поскольку, как было указано выше, вообще не оперирует данным термином, а лицензирование отдельных видов строительной деятельности осуществляется в соответствии с пунктами I-IV указанного Перечня. В настоящий момент лицензирование строительной деятельности осуществляется в соответствии с требованиями Положения о лицензировании строительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.03.96 N 351.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует признать, что в период с 27 мая 1993 г. по 24 декабря 1994 г. требовалось наличие лицензии на осуществление ремонтно-строительной деятельности, а с 24 декабря 1994 г. необходимо иметь лицензию на право осуществления видов деятельности, указанных в пунктах I-IV Перечня видов строительной деятельности, подлежащих лицензированию, утвержденного Минстроем РФ 28.01.92 (приложение 1 к письму Госналогслужбы РФ от 23.07.92 N 01-1).

В соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 14 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также п. 11 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О государственной налоговой службе РСФСР" органы налоговой службы имеют право предъявлять в суд иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. Однако права требовать внесения в добровольном порядке указанных сумм в соответствующий бюджет налоговые органы не имеют. Кроме того, в соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка юридического лица, выходящая за пределы его правоспособности, является оспоримой, а не ничтожной. Оспоримая же сделка может быть признана недействительной только судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ), но никак не налоговой инспекцией.

В данном случае налоговая инспекция в пределах предоставленных ей полномочий имеет право подать в суд иск о признании каждой из сделок, совершенных юридическим лицом, не имеющим лицензии на право осуществления какой-либо деятельности, недействительной. При этом в соответствии с требованиями ст. 50 ГПК РСФСР и ст. 173 ГК РФ она обязана доказать, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Однако признание сделки недействительной по основаниям, указанным в ст. 173 ГК РФ влечет последствия, предусмотренные п. 2 ст. 167 ГК РФ, т.е. возвращение сторон в положение, в котором они были до заключения сделки, поскольку иное, а именно взыскание всего полученного по сделке в доход государства, ст. 173 ГК РФ не предусматривается. Для того чтобы иметь возможность взыскать все полученное по сделке в доход государства, налоговая инспекция должна доказать в соответствии с требованиями ст. 169 ГК РФ, что каждая из совершенных таким образом сделок совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности.

Указанные выше требования предъявляются к сделкам, совершенным после введения в действие части первой ГК РФ, т.е. после 1 января 1995 г., а к сделкам, совершенным до этого, применяются по существу аналогичные требования статей 48, 49 ГК РСФСР.


АФ "Арни"

Выпуск 24, декабрь 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.