О создании резерва по сомнительным долгам при определении выручки для целей налогообложения по оплате (Выпуск 2, январь 1997 г.)

44. Можно ли создавать резерв по сомнительным долгам в конце 1996 г., если предприятие для целей налогообложения определяет выручку по оплате?

Включается ли в сумму данного резерва дебиторская задолженность за 1994 - 1996 гг.?

Включается ли в сумму резерва НДС, числящийся в сумме дебиторской задолженности?


С 1 января 1995 г. предприятия и организации в бухгалтерском учете применяют метод определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) по моменту их отгрузки. Вместе с тем для целей налогообложения предприятия по-прежнему могут применять метод учета выручки как по отгрузке, так и по оплате (п. 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)..., утвержденного Постановлением Правительства от 05.08.92 N 552, п. 1 письма Госналогслужбы РФ от 05.01.96 N ПВ-4-13/3Н "О проверке правильности исчисления организациями налогооблагаемой базы").

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете регулируется п. 61 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170, который распространяется на предприятия, применяющие метод учета выручки по отгрузке (п. 3.54 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.95 N 49). Документов, регулирующих порядок создания резерва по сомнительным долгам в зависимости от метода учета выручки для целей налогообложения, на момент ответа нет. Поэтому, исходя из действующих в настоящее время нормативных актов, можно предположить, что предприятие может создать резерв по сомнительным долгам, определяя учет выручки для целей налогообложения по оплате, а в бухгалтерском учете по отгрузке, но отнесение такого резерва на финансовые результаты для целей налогообложения хотя и предусмотрено п. 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, но не является бесспорным и требует дополнительного разъяснения со стороны налоговых органов.

В соответствии с п. 61 Положения по бухгалтерскому учету в Российской Федерации и п. 3.54 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.95 N 49, резерв по сомнительным долгам создается на основе результатов проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности организации. При этом сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Таким образом, если по результатам инвентаризации на конец 1996 г. были выявлены случаи непогашенной дебиторской задолженности за 1996 г., то по ним могут быть созданы резервы по сомнительным долгам с отнесением суммы сомнительного долга в состав внереализационных расходов.

Суммы дебиторской задолженности, по которым создаются резервы по сомнительным долгам, должны числиться по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (п. 3 письма Госналогслужбы РФ от 05.01.96 N ПВ-4-13/3Н).

Поскольку в составе дебиторской задолженности, отраженной по счету 62 или 76, числится в том числе и неоплаченная сумма НДС, то она также включается в величину создаваемого резерва по сомнительным долгам.

Если до конца года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли соответствующего года.

В отношении дебиторской задолженности 1994 и 1995 гг. следует сказать следующее.

Предприятие может создать по этим дебиторским задолженностям резерв по сомнительным долгам (если метод учета выручки в бухгалтерском учете на те периоды был принят по отгрузке), но при условии, что под дебиторской задолженностью 1995 г. имеются в виду суммы, которые не должны были быть списаны в соответствии с указом Президента от 20.12.94 N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), т. е. суммы надлежащим образом истребованной дебиторской задолженности (доказано отсутствие умысла предприятия на неполучение средств).

Подтверждением отсутствия умысла служит исковое заявление об истребовании сумм просроченной дебиторской задолженности. В противном случае они должны быть списаны в соответствии в Указом Президента РФ на финансовые результаты деятельности предприятия и не должны учитываться для целей налогообложения (письмо Минфина РФ от 02.08.96 N 04-02-14 "О расчетах с бюджетом").


М. Бойкова

Выпуск 2, январь 1997 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.