О документах, подтверждающих произведенные во время командировки расходы по найму жилья (Выпуск 3, февраль 1997 г.)

85. Является ли квитанция к приходному кассовому ордеру, выданная командированному работнику за проживание каким-либо ООО или АО, не являющимся гостиницей, основанием для оплаты данных расходов?


При ответе на вопрос, на наш взгляд, следует исходить из того, что в документах, регулирующих оплату командировочных расходов, говорится о компенсации расходов по найму жилого помещения, а не предоставленных гостиницами услуг, которые являются лишь одним из возможных способов найма жилого помещения.

В частности, инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (продолжающей действовать и в настоящее время) предусмотрено возмещение командированному работнику расходов по найму жилого помещения (п. 10); согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 26.02.92 N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов" оплата найма жилого помещения производится по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не более установленной нормы; об оплате найма жилого помещения говорится в письме Минфина РФ от 27.07.92 N 61 (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.92 N 22), устанавливающем максимальный размер данного возмещения.

В указанных документах говорится о том, что оплата найма жилого помещения производится по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не более установленного размера. Расходы сверх установленных норм могут быть возмещены без отнесения этих сумм на себестоимость.

Во Временных указаниях о порядке проведения документальных проверок юридических лиц, независимо от видов деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы), по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль, утвержденных письмом Госналогслужбы РФ от 28.08.92 N ИЛ-6-01/284, уточнено, что под соответствующими документами следует понимать первичные документы.

Требования к первичным документам определены в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29.07.83 N 105. Первичный документ, в частности, должен содержать: наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции, наименование должностных лиц, их подписи.

Таким образом, если квитанция к приходному кассовому ордеру была оформлена надлежащим образом, она может служить основанием для возмещения расходов по найму жилого помещения, произведенных во время командировки.


А. Морозов

Выпуск 3, февраль 1997 г.




Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение