О льготе по НДС при безвозмездной передаче объектов жилищно-коммунального назначения органам власти (Выпуск 4, февраль 1997 г.)

135. По решению суда предприятие передает поселку безвозмездно жилые дома, дороги, водозаборные сооружения. На момент приватизации эти объекты не выкупались. Одновременно передаются машины, необходимые для эксплуатации передаваемых объектов: грейдер, мусорная машина. Налоговая инспекция считает, что предприятие должно заплатить НДС со стоимости передаваемых машин, поскольку подп. "т" п.1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" на них не распространяется. Правильно ли это?


Сразу отметим, что машины, необходимые для эксплуатации жилого дома, дороги, водозаборного сооружения, не входят в состав этих объектов, а являются самостоятельными объектами основных фондов. Такой вывод можно сделать из определения объекта классификации, которое приводится в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94. Таким образом, нужно рассматривать грейдер и мусорную машину как самостоятельные объекты, не входящие в какой-либо другой объект.

Как следует из вопроса, предприятие передает машины органам местного самоуправления в соответствии с указом Президента РФ от 10.01.93 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (далее - Указ) и Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 N 235 (далее - Положение). Иначе говоря, передаваемые объекты не включены в состав приватизируемого имущества, поэтому предприятие должно было передать их в ведение соответствующих органов власти.

Оборот по передаче товаров безвозмездно является объектом обложения НДС (п.1 ст. 4 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", далее - Закон). Однако, по нашему мнению, в данной ситуации необходимо применять льготу, согласно которой от НДС освобождается стоимость объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, передаваемых безвозмездно органам государственной власти и местного самоуправления (подп. "т" п. 1 ст. 5 Закона). Хотя Закон не расшифровывает понятие объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, однако машины, передаваемые в рассматриваемой ситуации, должны считаться именно такого рода объектами по следующим основаниям.

1. В аналогичных ситуациях для определения понятий "жилищно-коммунальный", "социально-культурный", "коммунально-бытовой" Госналогслужба РФ предлагает руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" N 1-75-018, утвержденным Госстандартом СССР (далее - ОКОНХ). В частности, заимствованный из ОКОНХ перечень объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения приводится в подп. "а" п. 6 инструкции Госналогслужбы РФ от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".

Согласно ОКОНХ, мусорная машина и грейдер относятся к объектам жилищно-коммунального хозяйства (код 90211 "Санитарная очистка и уборка городов и поселков, эксплуатация дорог", см. также п. 3 примечания к ОКОНХ), поэтому их передача подлежит льготированию.

2. Указ исключает из состава приватизируемого имущества объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Это именно тот вид объектов, о которых идет речь в подп. "т" п. 1 ст. 5 Закона. Хотя Указ использует понятие "коммунально-бытовой", а Закон - "жилищно-коммунальный", этот факт не противоречит сказанному: согласно ОКОНХ, объекты коммунально-бытового назначения относятся к объектам жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, если какой-либо объект не был включен в состав приватизируемого имущества на основании п.1 Указа, то это означает, что этот объект имеет социально-культурное и коммунально-бытовое (а значит, и жилищно-коммунальное) назначение. Машины, о которых идет речь в вопросе, упоминаются в п. 2 Положения о составе объектов социально-культурного и коммунально-бытового (жилищно-коммунального) назначения, а следовательно, стоимость их должна освобождаться от НДС согласно подп. "т" п. 1 ст. 5 Закона.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, стоимость машин, о которых идет речь в вопросе, согласно подп. "т" п. 1 ст. 5 Закона освобождается от НДС.


Е. Каган

Выпуск 4, февраль 1997 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.