О правомерности применения льготы по НДС театром при проведении спектаклей, оплачиваемых по безналичному расчету (Выпуск 5, март 1997 г.)

168. Должен ли театр платить НДС с доходов, получаемых от спектаклей, концертов, оплаченных по безналичному расчету? Налоговая инспекция лишает нас льготы на том основании, что билеты не продаются.


Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон) предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость услуг учреждений культуры и искусства, архивной службы, религиозных объединений, театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий, включая видеопоказ (подп. "н" п. 1 ст. 5).

К учреждениям культуры, согласно подп. "н" п. 12 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39), относятся, в частности, театры.

Отказ налоговой инспекции признать в Вашем случае право на льготу объясняется, по всей видимости, тем, что в том же подпункте Инструкции N 39 дан перечень услуг учреждений культуры, освобождаемых от НДС. В нем говорится именно о стоимости входных билетов и абонементов на спектакли и концерты; о стоимости спектаклей и концертов, проводимых без предварительной продажи билетов, не упоминается.

Вывод налоговой инспекции, на первый взгляд, подтверждается Инструкцией по учету платных услуг населению, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 24.09.92 N 156. В соответствии с п.1.1 данной Инструкции к платным услугам населению относятся услуги, предоставляемые предприятиями (организациями) гражданам по индивидуальным заказам для удовлетворения их социально-бытовых, культурных и других потребностей. Соответственно размер гарантированной оплаты учреждениями культуры гастрольных спектаклей, концертов и других подобных представлений данной Инструкцией в услуги культуры не включены (п. 7.2).

Налоговая инспекция в Вашем случае руководствуется текстом Инструкции N 39. Однако, на наш взгляд, данная позиция не бесспорна, но опровергать ее, по всей видимости, придется в суде. Для этого можно использовать следующие аргументы.

По нашему мнению, подп. "н" п. 1 ст. 5 Закона предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость двух объектов: 1) услуг учреждений культуры и искусства, архивной службы, религиозных объединений и 2) театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий, включая видеопоказ.

Спектакль, показанный театром, можно отнести и к услуге, предоставленной театром, и к театрально-зрелищному мероприятию (следует учитывать, что нормативного определения понятия "театрально-зрелищное мероприятие" нет).

Рассматривая спектакль как театрально-зрелищное мероприятие, следует руководствоваться абз. 3 подп. "н" п. 12 Инструкции N 39, в котором сказано, что от налога на добавленную стоимость освобождается плата за посещение этих мероприятий. Никаких условий или ограничений относительно порядка осуществления данной оплаты не установлено.

Если рассматривать спектакль как услугу учреждения культуры, следует определить характер приведенного в Инструкции N 39 перечня услуг, освобождаемых от НДС.

Представляется, что данный перечень нельзя считать исчерпывающим. Об этом свидетельствует построение вводного предложения: "При оказании услуг ... от налога на добавленную стоимость, в частности, освобождаются: ...".

Кроме того, данный перечень не содержит упоминания услуг, оказываемых такими учреждениями культуры (в понимании Инструкции N 39), как экскурсионные бюро, планетарии, народные университеты, лектории системы общества "Знание". Если признать, что указанный перечень является исчерпывающим, то перечисленные учреждения лишатся каких-либо льгот, что противоречит смыслу подп. "н" п. 1 ст. 5 Закона.

Возможность использования Инструкции Госкомстата РФ N 156 вызывает сомнение, так как ни Закон, ни Инструкция N 39 не связывают предоставление льготы ни с оказанием перечисленных услуг населению, ни с индивидуальным заказом данных услуг. Нет в Законе и Инструкции N 39 и условия о форме оплаты.

Учитывая сказанное, по нашему мнению, стоимость спектаклей, оплаченных в безналичном порядке без выдачи билетов, следует освобождать от налога на добавленную стоимость в соответствии с подп. "н" п.12 Инструкции Госналогслужбы РФ N 39. Для обоснования права на льготу Вы должны иметь договор, в котором театр обязывается показать спектакль определенной аудитории, и документ, подтверждающий факт оказания данной услуги. Цель платежа должна быть указана и в платежных документах.

Однако повторяя уже сказанное, формулировка данной льготы в Инструкции N 39 позволяет трактовать ее по-разному, а разъяснения компетентных органов отсутствуют. В этих условиях право на льготу Вам придется, вероятнее всего, отстаивать в суде.

Чтобы избежать споров с налоговой инспекцией, можно рекомендовать оформлять билеты при проведении спектаклей даже в случае оплаты их стоимости в безналичном порядке.


А. Морозов

Выпуск 5, март 1997 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.