176. Согласно нормам, утвержденным письмом Минфина РФ от 06.10.92 N 94, общая величина расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции, исчисляется как объем выручки от реализации продукции или иной показатель, используемый при определении финансового результата.
Какой показатель для исчисления налога на рекламу используется предприятиями торговли?
Действительно, согласно письму Минфина РФ от 06.10.92 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров...", при исчислении норматива для расчета предельных размеров расходов на рекламу используется объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иной показатель, используемый при определении финансового результата.
До вступления в действие Указаний по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 году, утвержденных приказом Минфина РФ от 27.03.96 N 31 (далее - Указания), применение для исчисления норматива на рекламу такого показателя, как валовой доход, не вызывало особых разногласий, поскольку при заполнении Отчета о финансовых результатах (форма N 2) на основании Инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности (приложение 2 к приказу Минфина РФ от 19.10.95 N 115) торговыми организациями по строке 010 "Выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг)" показывался показатель валового дохода (разница между покупными и продажными ценами на товары).
С вступлением с 1 июля 1996 г. Указаний по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 г., которыми был изменен порядок заполнения и сама форма Отчета о финансовых результатах, у предприятий торговли появились сомнения в правильности использования данного показателя. Вызвано это тем, что теперь, согласно п. 17 Указаний, предприятиями торговли по строке 010 формы N 2 показывается выручка от реализации товаров (товарооборот), а по строке 020 по статье "Себестоимость реализации товаров, продукции (работ, услуг)" отражается покупная стоимость реализуемого товара (п. 18 Указаний), т. е. при заполнении Отчета о финансовых результатах такой показатель как валовой доход в настоящее время предприятиями торговли не используется, а применяется показатель товарооборота.
Вместе с тем Госналогслужба РФ в разъяснениях, доведенных письмом от 16.07.96 N ПВ-4-13/52Н "Об исчислении представительских расходов и расходов на рекламу в организациях торговли для целей налогообложения", уточняет, что предприятиями торговли по-прежнему используется показатель валового дохода при исчислении налога на рекламу. Формально данный подход можно оспорить, тем более что данные разъяснения не зарегистрированы в Минюсте РФ.
Однако, на наш взгляд, Отчет о финансовых результатах представляет собой лишь форму бухгалтерской отчетности, утвержденную Минфином РФ, и изменение ее самой и порядка ее заполнения не вносит изменений в порядок формирования финансового результата предприятий торговли.
М. Бойкова
Выпуск 5, март 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".