Об уплате налога на имущество в случае, если юридический адрес предприятия и место осуществления его хозяйственной деятельности не совпадают (Выпуск 5, март 1997 г.)

178. Предприятие зарегистрировано (имеет юридический адрес) в Санкт-Петербурге, при этом вся его хозяйственная деятельность ведется на территории г. Великие Луки. В какой из бюджетов предприятие должно уплачивать налог на имущество в данной ситуации?


Налог на имущество предприятий и организаций с соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 20 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" входит в группу налогов субъектов РФ и зачисляется равными долями в бюджет соответствующего субъекта РФ и бюджет района или города по местонахождению плательщика. При этом, согласно п. 2 ст. 20 Закона, непосредственное введение налога на имущество находится в компетенции Российской Федерации, субъекты РФ наделены лишь правом определять конкретные ставки этого вида налога (если законами РФ не установлено иное).

Нормативным актом РФ, устанавливающим налог на имущество предприятий и организаций, является Закон РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", в ст. 7 которого также подтверждается тот факт, что сумма платежей по налогу на имущество зачисляется равными долями в бюджет субъекта РФ и районный либо городской бюджет по местонахождению плательщика. При этом расчет налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период и бухгалтерская отчетность также представляются плательщиками в налоговые органы по месту своего нахождения (п. 10 инструкции Госналогслужбы РФ от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий").

В этой связи становится необходимым определить, что считается местонахождением налогоплательщика: место его государственной регистрации или же место ведения хозяйственной деятельности, поскольку, как показывает практика, такие ситуации вполне возможны.

Нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения, к сожалению, не содержат ответа на интересующий нас вопрос. Между тем мы предлагаем собственную точку зрения на решение этого вопроса.

Согласно пунктам 11, 13 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной Приказом Госналогслужбы РФ от 13.06.96 N ВА-3-12/49, налогоплательщики-предприятия, созданные в соответствии с законодательством РФ, обязаны встать на учет в налоговой инспекции по месту их нахождения, предоставив для этого заявление о постановке на учет, копии заверенных учредительных и иных подтверждающих создание предприятия документов, а также заполнив Карту постановки на учет налогоплательщика с приложениями (далее - Карта).

При заполнении разд. 3 Карты "Местонахождение" в п. 3.1 приводится адрес, указанный в учредительных документах предприятия-налогоплательщика или ином распорядительном документе о создании налогоплательщика. Это - юридический адрес предприятия (см. п. 3 ст. 54 ГК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 4 Методических указаний для государственных налоговых инспекций по заполнению Карты постановки на учет налогоплательщика-организации, утвержденных письмом Госналогслужбы РФ от 29.07.96 N ПВ-6-12/521, в указанном пункте может приводиться адрес, указанный в документе о предоставлении организации юридического адреса.

В п. 3.3 разд. 3 Карты также указывается адрес постоянно действующего органа налогоплательщика (администрации, дирекции, правления и т.п. ) независимо от того, совпадает ли он с адресом, приведенным в п. 3.1, или нет.

Как видно, адрес, по которому осуществляется основная хозяйственная деятельность предприятия, в понятие "местонахождение налогоплательщика" не включается. Дополнительным аргументом, подтверждающим сказанное, является также и то, что данные координаты указываются плательщиком отдельно в приложении 1 к заявлению о постановке на учет.

В данной связи может возникнуть вопрос: какой же из адресов - указанный в учредительных документах или же адрес, по которому расположена дирекция предприятия, - является местонахождением налогоплательщика. Логика рассуждений, на наш взгляд, тут должна быть следующей.

Инструкция о порядке учета налогоплательщиков была издана в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", в котором говорится, что налогоплательщики подлежат в обязательном порядке постановке на учет в органах налоговой службы по месту их регистрации.

При этом в соответствии с п. 1.1 изданного в развитие Указа письма Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и ЦБ РФ от 13, 16.08.94 N ВГ-4-13/94Н, 104, 104 "Порядок применения положений Указа Президента РФ от 23.05.94 N 1006" место государственной регистрации юридических лиц определяется местонахождением его постоянно действующего исполнительного органа (например, дирекции). Иными словами, государственная регистрация юридического лица осуществляется в зависимости от места расположения его исполнительного органа.

Таким образом, в соответствии с Указом N 1006 предполагается, что юридический адрес налогоплательщика и местонахождение его постоянно действующего исполнительного органа совпадают. Это означает, что сведения, содержащиеся в пунктах 3.1 и 3.3 разд. 3 Карты постановки на учет, могут оказаться идентичными.

Хотелось бы обратить внимание на то, что положения Указа N 1006 и письма Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и ЦБ РФ о порядке его применения не противоречат действующему в настоящее время Гражданскому кодексу РФ, поскольку в настоящее время до принятия закона о государственной регистрации юридических лиц местонахождением предприятия признается местонахождение его органов (п. 21 письма Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части второй ГК РФ").

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует заключить, что местонахождением предприятия-налогоплательщика считается место его государственной регистрации, осуществляемой в зависимости от юридического адреса предприятия и места расположения его исполнительного органа. В данном случае это может быть г. Санкт-Петербург (при условии, что исполнительный орган предприятия (дирекция) функционирует именно в этом регионе).

Соответственно при таких условиях налог на имущество должен полностью уплачиваться в бюджет Санкт-Петербурга, поскольку последний имеет значение и как самостоятельный субъект РФ, и как отдельное территориальное образование.

Следуя предложенной логике далее, можно сказать также и о том, что в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в случае если на территории Великих Лук не только ведется основная предпринимательская деятельность предприятия, но и там же постоянно действует его исполнительный орган (дирекция), то на предприятие возлагается обязанность пройти государственную регистрацию в соответствующих органах местного самоуправления и территориальной налоговой инспекции и, в конечном итоге, уплачивать налог на имущество предприятий равными долями в бюджет Псковской области и бюджет г. Великие Луки.

В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что в связи с отсутствием в действующем законодательстве четкой нормативной регламентации рассмотренного вопроса предложенный подход является лишь частным мнением автора.


Ю. Камфер

Выпуск 5, март 1997 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.