Об условиях предоставления льготы по налогу на прибыль для предприятий, производящих ТНП и занимающихся торговой деятельностью (Выпуск 8, май 1997 г.)

252. Малое предприятие выпускает товары народного потребления (мебельная фурнитура). Мебельные фабрики рассчитываются с нами мебелью, которую затем мы реализуем с наценкой. Каков порядок определения доли ТНП в общем объеме выручки? Какой показатель (товарооборот или валовой доход) при реализации полученных товаров будет учитываться при определении правомерности использования льготы по налогу на прибыль?


Для вновь созданных малых предприятий, занимающихся производством товаров народного потребления (ТНП), предусмотрена льгота по налогу на прибыль в первые два года их работы при условии, что выручка от реализации ТНП превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). Порядок предоставления этой льготы изложен в п. 4.4.2 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37.

Как следует из Вашего вопроса, предприятие получает выручку от реализации продукции собственного производства (ТНП) и выручку от реализации товаров, полученных по бартеру (мебель).

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению информация о процессе реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг обобщается на балансовом счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Таким образом, отражение предприятием на указанном счете выручки от реализации продукции и товарооборота соответствует требованиям нормативных документов. Полученная в результате выручка показывается по строке 010 формы 2 баланса.

При определении структуры полученной выручки необходимо учитывать, что в случае осуществления торговых операций применяется как показатель товарооборота, так и показатель выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг), исчисленный как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров (письмо Госналогслужбы РФ от 15.03.96 N ПВ-8-04/185, п. 2). В разд. 1 Постановления Госкомстата РФ от 28.02.96 N 16 дано понятие товарооборота как объема продажи товаров населению и валового дохода - как разницы между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров без НДС и акцизов.

В инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" понятия "товарооборот" и "выручка (валовой доход)" четко разграничены.

Выручка от реализации в соответствии с действующим законодательством является базой для исчисления следующих налогов: налога на прибыль, налога на пользователей автодорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Этот показатель применяется также для расчета нормативов расходов на рекламу и представительских расходов.

В заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организациях от валового дохода исчисляются налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налог на пользователей автодорог. Этот показатель используется также для расчета предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу (письмо Госналогслужбы РФ от 16.07.96 N ПВ-4-13/52н). В п. 6 письма Госналогслужбы РФ от 04.03.96 N НП-6-02/156 "О проверке соблюдения налогового законодательства малыми предприятиями" также подтверждено, что для исчисления нормативов расходов на рекламу в торговых предприятиях используется показатель выручки - торговой надбавки, а не товарооборот.

Таким образом, из нормативных документов, утвержденных Госналогслужбой РФ, следует, что на предприятиях торговли для целей налогообложения используется показатель валового дохода, а не товарооборота. Валовой доход используется для определения величины себестоимости, а значит, и для исчисления налогооблагаемой базы для налога на прибыль. Это позволяет сделать вывод о правомерности применения этого показателя при определении доли прибыли в общем объеме выручки от реализации товаров народного потребления и правомерности применения Вашим малым предприятием льготы по налогу на прибыль.


Н. Медведева,

эксперт-аудитор

ЗАО "Авто-аудит"

Выпуск 8, май 1997 г.




Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.