О придании обратной силы закону о тарифах страховых взносов на 1997 год (Выпуск 8, май 1997 г.)

265. Федеральным законом от 05.02.97 N 26-ФЗ установлен тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ для индивидуальных предпринимателей в размере 28% с сумм полученного дохода вместо ранее действовавшего тарифа 5%. Как эта норма согласуется со ст. 57 Конституции РФ о том, что законы, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.


Придание закону обратной силы означает распространение содержащихся в нем норм и правовых предписаний на случаи или факты, имевшие место до вступления закона в силу.

Общим правилом для всех отраслей права (в том числе и для налогового) является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан и их объединений, обратной силы не имеет, т.е. новый закон не может придать юридического значения фактам, имевшим место ранее, если они по ранее действовавшему законодательству не порождали возникновения, изменения или прекращения соответствующих прав и обязанностей.

Статья 57 Конституции РФ содержит прямой запрет, касающийся придания обратной силы нормативным актам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков. Такие акты обратной силы не имеют. Это же еще раз специально подчеркнуто в ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Вместе с тем Конституция РФ не препятствует распространению действия на отношения, возникшие в прошлом, тех актов налогового законодательства, которые содержат нормы, улучшающие положение налогоплательщиков.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" момент вступления в силу федерального закона определяется истечением десятидневного срока со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления его в законную силу.

В данном случае (имеется в виду Федеральный закон от 05.02.97 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" (далее - Закон о тарифах) законодатель, воспользовавшись этой возможностью, в ст. 5 установил иную дату вступления в силу Закона - 1 января 1997 г.

Однако в данном случае им не был учтен тот факт, что при определении другого (отличного от ст. 6 Федерального закона N 5-ФЗ) порядка вступления в силу Федерального закона о тарифах он по-прежнему связан требованиями ст. 57 Конституции РФ. Такая позиция была принята Конституционным Судом РФ и изложена в п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.10.96 N 17-П по делу о проверке конституционности ст. 2 части первой Федерального закона от 07.03.96 N 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах".

Иными словами, ст. 5 Закона о тарифах, согласно которой действие данного нормативного акта распространяется на отношения, возникшие до истечения десяти дней с момента официального опубликования Закона, его нормам придается обратная сила. Тем самым тариф страховых взносов для индивидуальных предпринимателей (согласно подп. "а" ст. 1 Закона) был установлен в размере 28% начиная уже с 1 января 1997 г. Очевидно, что этот факт существенным образом негативно сказался на положении указанных субъектов, а именно, ухудшил его и одновременно нарушил положения ст. 57 Конституции РФ.

Датой опубликования рассматриваемого Закона в "Российской газете" является 11 февраля 1997 г. Соответственно этот день, согласно ст. 4 Федерального закона N 5-ФЗ, является днем его официального опубликования. Следовательно, датой введения в действие Закона о тарифах должно считаться не 1 января, а 22 февраля 1997 г., когда истек десятидневный срок с момента опубликования Закона.

Вместе с тем необходимо заметить, что предписания ст. 57 Конституции РФ не являются нормами прямого действия, т. е. их нарушение не влечет за собой автоматическое неприменение норм законов, вступающих с ней в противоречие. Для этого необходимы отмена либо признание неконституционными спорных правовых норм на соответствующем уровне.

Одним из средств, направленных для достижения этой цели, является обжалование положений, нарушающих конституционные права и свободы граждан и их объединений, путем обращения в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой. Порядок подачи жалобы предусмотрен ст. 125 части четвертой Конституции РФ и ст. 96 Федерального Конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации".

В заключение отметим, что указанный судебный орган конституционного контроля уже имеет практику разрешения подобных жалоб (напомним, что им уже рассматривалось аналогичное дело о проверке конституционности ст. 2 части первой Федерального закона от 07.03.96 N 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах", решение по которому зафиксировано в упомянутом выше Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.10.96 N 17-П), а также и то, что соответствующее решение Конституционного Суда РФ было доведено Высшим Арбитражным Судом РФ до сведения и для использования при рассмотрении соответствующих категорий дел всеми арбитражными судами Российской Федерации в письме от 02.12.96 N С5-7/03-710.


Ю. Камфер

Выпуск 8, май 1997 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение