Возникновение объекта налогообложения по НДС у бюджетных организаций (Выпуск 10, май 1997 г.)

331. Одним из направлений деятельности воинской части А, состоящей на бюджетном финансировании, является обеспечение других частей того же уровня телефонной и телеграфной связью. С этой целью между воинскими частями заключаются договоры и по итогам выполненной работы воинская часть-потребитель перечисляет части А со своего текущего счета соответствующую денежную сумму. Права ли налоговая инспекция, считая, что воинская часть А должна включить в налогооблагаемый НДС оборот средства, полученные от других воинских частей за выполненные работы (оказанные услуги)?


Воинские части по своей организационно-правовой форме сходны с учреждениями, которые, согласно ст. 120 ГК РФ, являются организациями, созданными для осуществления строго определенных целей некоммерческого характера, и которые полностью или частично финансируются учредившим их собственником и на закрепленное за ними имущество имеют право оперативного управления.

Суть бюджетного финансирования воинских частей заключается в том, что государство в лице компетентных органов через распорядителей кредитных ресурсов безвозмездно наделяет созданные им учреждения необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами, предназначенными для использования последними в строго определенных целях, т.е. целях, для которых эти юридические лица учреждены. Поскольку в данном случае воинская часть А создана, помимо прочего, и для обеспечения других воинских формирований телефонной и телеграфной связью, ее финансирование бюджетными ресурсами производится для осуществления этой деятельности в том числе.

В данной связи необходимо иметь в виду, что учреждения полностью лишены права распоряжаться закрепленным за ним имуществом или имуществом, полученным по смете. Исключение составляют случаи, когда речь идет о денежных средствах, расходуемых ими по смете в соответствии с целевым назначением (п. 1 ст. 298 ГК РФ).

Следует заметить, что бюджетные средства, предоставляемые как на безвозвратной, так и на возвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, НДС не облагаются (подп. "з" п. 10 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты НДС").

В этой ситуации следует сказать, что, обеспечивая другие воинские формирования телефонной и телеграфной связью, воинская часть А выполняет функции, для которой она была создана, и их практическая реализация изначально должна финансироваться из бюджета. Иными словами, средства, необходимые части А для оказания услуг связи, должны дотироваться из бюджета через распорядителя кредитных ресурсов соответствующего уровня, а не взиматься с воинских частей-потребителей данных услуг по итогам выполненных работ, как это имеет место в Вашей ситуации.

В противном случае поскольку рассматриваемые услуги не относятся к льготируемым, совершение такой операции следует рассматривать как факт предпринимательской деятельности воинской части А с обложением оборотов по ее совершению налогом на добавленную стоимость (см. п. 27 разъяснений Госналогслужбы РФ от 23.09.93 N ВЗ-4-05/150н "По отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства по НДС").


Ю. Камфер

Выпуск 10, май 1997 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.