• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Арбитражная хроника (март 1997) (Выпуск 4, март 1997 г.)

Арбитражная хроника (март 1997)


1. Договор гарантии, подписанный коммерческим директором фирмы, не имеющим соответствующих полномочий, признан судом недействительным
(Постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.96 N 753/96)


Фирма "Вист" заключила с банком кредитный договор, обеспеченный договором гарантии, который был подписан коммерческим директором предприятия-гаранта.

Предприятие-гарант обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора гарантии.

Решением арбитражного суда исковые требования были удовлетворены.

Президиум ВАС РФ данное решение поддержал, исходя из следующего.

Предприятие-гарант было учреждено в соответствии с указом Президента РФ от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества". Устав данной организации был разработан на основе Типового устава акционерного общества открытого типа, утвержденного тем же указом, согласно ст. 9 которого принятие решений, касающихся выдачи гарантий, отнесено к компетенции совета директоров.

Совет директоров предприятия-гаранта решение о выдаче гарантии фирме "Вист" не принимал и впоследствии эту сделку, совершенную коммерческим директором, не одобрял.


* Согласно ст. 174 ГК РФ, если при совершении сделки органом юридического лица или лицом, чьи полномочия ограничены соответственно учредительными документами или договором по сравнению с тем, как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и если такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной. Для признания такой сделки недействительной требуется наличие доказательства, что другая сторона в сделке знала или должна была знать о таких ограничениях.


2. Непредоставление в налоговые органы бухгалтерской отчетности, расчетов и иных документов, свидетельствующих о начислении и уплате налогов в течение длительного времени, может служить основанием для ликвидации предприятия согласно ст. 61 ГК РФ 1994 г.
(Постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.96 N 385/96)


ГНИ обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации индивидуального частного предприятия (ИЧП) "Носим". Свои требования налоговая инспекция мотивировала тем, что данное юридическое лицо длительное время не представляло в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Решением арбитражного суда в удовлетворении исковых требований было отказано.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев протест заместителя Председателя ВАС РФ, принял постановление об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение, исходя из следующего.

Все предприятия налогоплательщики в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы Российской Федерации" обязаны уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и предъявлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы. Однако с 1 января 1993 г. данное предприятие не представляло в налоговую инспекцию отчетность и расчеты, необходимые для исчисления и уплаты налогов. В соответствии со ст. 61 ГК РФ 1994 г. юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений законов или иных правовых актов.

Президиум ВАС РФ также указал, что при рассмотрении спора арбитражный суд не оценивал представленные налоговой инспекцией доказательства несоблюдения ИЧП "Носим" налогового законодательства с точки зрения характера допущенных предприятием нарушений.


* Согласно ст. 14 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" государственным налоговым органам предоставлено право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации предприятий по основаниям, установленным законодательством РФ. Налоговые инспекции при направлении исковых требований в арбитражные суды РФ о ликвидации предприятий-налогоплательщиков, длительное время не представляющих бухгалтерскую отчетность, расчеты и иные документы, свидетельствующие о начислении и уплате налогов, должны представить в арбитражные суды доказательства грубого и неоднократного нарушения налогового законодательства. Процедура подготовки и сбора данной информации предусмотрена в Методических указаниях о направлении в органы, осуществляющие государственную регистрацию предприятий и организаций, сведений о налогоплательщиках-организациях, длительное время не представляющих отчетность в налоговые органы, утвержденных письмом Госналогслужбы РФ от 30.09.96 N ПВ-6-12/678. Согласно п. 4.2 Методических указаний, под понятием длительного времени понимается непредставление бухгалтерской отчетности в течение года и более.


3. При осуществлении гражданином-предпринимателем торговли с автоприцепа расчеты с населением должны производиться с применением контрольно-кассовых машин
(Постановление Президиума ВАС РФ от 27.08.96 N 1736/96)


При проведении проверки соблюдения Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" ГНИ выявила факт неприменения ККМ, предъявив в арбитражный суд иск о взыскании с гражданина-предпринимателя штрафных санкций за неприменение ККМ при торговле с автоприцепа товарами, предназначенными для ухода за животными. Решением арбитражного суда в удовлетворении исковых требований ГНИ было отказано.

Президиум ВАС РФ, решил, что ГНИ правомерно применила указанную санкцию исходя из следующего.

Согласно ст. 1 вышеназванного Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин...", денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций на территории РФ должны производиться всеми предприятиями (в том числе и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) с применением ККМ. Таким образом, при расчетах с населением, осуществляя торговлю с автоприцепа, продавец обязан был использовать ККМ.


* Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745 установлен Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. В данном документе предусмотрен перечень видов торговли, а также видов предприятий в зависимости от специфики их деятельности, которые имеют право производить расчеты с населением без применения ККМ. Установленный перечень является исчерпывающим и не подлежащим расширительному толкованию. В данном перечне указание на то, что торговля с автоприцепа может осуществляться без применения ККМ отсутствует.


4. Исключение учредителей из состава общества без их согласия, изменение организационно-правовой формы без соблюдения требований законодательства, а также иные нарушения являются основанием для отказа в регистрации учредительных документов
(Постановление Президиума ВАС от 09.04.96 N 420/96)


ТОО "Волна" внесло изменения в свои учредительные документы, а именно изменило количественный состав участников, увеличило размер уставного капитала, изменило организационно-правовую форму. Администрация г. Читы в регистрации учредительных документов в новой редакции отказала в силу наличия в них положений, противоречащих действующему законодательству. Арбитражный суд исковые требования ТОО "Волна" о признании недействительным отказа администрации г. Читы в регистрации удовлетворил.

Президиум ВАС РФ принял постановление об отмене решения на следующих основаниях.

Согласно ст. 91 ГК РФ, решение об изменении устава общества, размера уставного капитала, реорганизации общества отнесено к исключительной компетенции общего собрания его участников. При этом общего собрания участников ТОО "Волна" не проводилось. В новой редакции устава были исключены из состава четыре участника без их согласия и принят новый учредитель, тем самым были нарушены личные и имущественные права учредителей, выведенных из состава. Кроме того, была изменена организационно-правовая форма без соблюдения положений норм гражданского законодательства.


* Изменение организационно-правовой формы (преобразование) в соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ является одной из форм реорганизации юридического лица. При преобразовании необходимо соблюдать порядок, предусмотренный п. 5 ст. 58 ГК РФ, в соответствии с которым должен составляться передаточный акт. Данный документ должен содержать сведения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного лица. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в них положений о правопреемстве служат самостоятельным основанием для отказа в регистрации вновь возникших юридических лиц в соответствии с п. 2 ст. 59 ГК РФ.


5. Невключение в состав внереализационных доходов суммы, направленной сторонним предприятиям в фонд развития производства, является фактом занижения прибыли
(Постановление Президиума РФ от 12.03.96 N 3879/95)


При проведении проверки частного предприятия налоговым органом был установлен факт занижения прибыли и принято решение о взыскании штрафных санкций. Арбитражным судом исковые требования частного предприятия о признании недействительным решения ГНИ о взыскании штрафных санкций за занижение прибыли были удовлетворены. Свое решение арбитражный суд мотивировал тем, что факта занижения прибыли не было, произошло занижение ставки налога в результате неправильной бухгалтерской разноски.

Президиум ВАС РФ постановил это решение отменить и в иске отказать, исходя из следующего.

Частное предприятие получило от стороннего предприятия 35 млн руб. в фонд развития производства. При этом данная сумма не была отражена в отчете о финансовых результатах и их использовании (форма отчетности N 2). Налог на прибыль истцом не исчислялся и не уплачивался.


* Пункт 6 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" определяет понятие внереализационных доходов, которые должны учитываться в качестве дохода предприятия и с которых должен начисляться налог на прибыль. В частности, к внереализационным доходам относятся доходы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности, доходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией и т.д. В соответствии с Типовыми формами бухгалтерской отчетности (см. Приказ Минфина РФ от 27.03.96 N 31) внереализационные доходы должны отражаться в форме N 2 "Отчет о финансовых результатах". В разъяснениях ВАС РФ от 10.03.94 N ОЩ-7/ОП-142, направленных для сведения налоговым инспекциям Госналогслужбой РФ письмом от 06.06.94 N ВЗ-6-05/198 было указано, что под сокрытием дохода следует понимать и невнесение в отчетные документы соответствующих сведений, свидетельствующих о наличии дохода.


Р. Алексахина

Выпуск 4, март 1997 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.