• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Регулирование денежного обращения: еще один Указ (Выпуск 21, октябрь 1996 г.)

Регулирование денежного обращения: еще один Указ


(Комментарий к Указу Президента РФ от 18.08.96 N 1212
"О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей
и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения")


Указ Президента РФ от 18.08.96 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" (далее - Указ), вступивший в силу 22 августа 1996 г. (день официального опубликования в "Российской газете") является одним из документов в череде нормативных актов, призванных повысить собираемость налогов. Имея вполне определенную цель, Указ вносит ряд новых моментов в процедуру контроля за поступлением и использованием денежных средств юридическими лицами (и в первую очередь - предприятиями, имеющими задолженность перед бюджетами и внебюджетными фондами). Однако при изучении данного документа возникает ряд вопросов, касающихся как порядка применения самого Указа, так и места его в ряду других нормативных актов Российской Федерации.


* * *


В Указе условно можно выделить четыре группы норм. Положения, содержащиеся в пунктах 1-5, адресованы юридическим лицам по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций), их представительствам и филиалам, являющимся самостоятельными субъектами налогообложения, иностранным юридическим лицам, их представительствам и филиалам, ведущим хозяйственную деятельность на территории РФ, имеющим задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами (далее по тексту - предприятия-недоимщики), и обслуживающим их банкам. Пункты 6, 9, 10 содержат нормы, относящиеся ко всем предприятиям независимо от их взаимоотношений с бюджетом. Пункты 3, 7, 8, 10 устанавливают обязанность и ответственность банков и иных кредитных организаций по контролю за операциями по счетам предприятий. Наконец, пункты 3, 7, 9, 13 - 17 содержат поручения Центральному банку РФ, Министерству финансов РФ, Федеральной налоговой службе России и иным органам по разработке документов, разъясняющих и конкретизирующих отдельные положения Указа.


* * *


Как уже отмечалось, пункты 1 - 5 Указа адресованы предприятиям-недоимщикам. Установлено (п.1), что все расчеты по погашению задолженности предприятий-недоимщиков перед бюджетами (имеются в виду бюджеты всех уровней) и государственными внебюджетными фондами осуществляются со счета недоимщика. Механизм регистрации этих счетов определен в Порядке регистрации счетов недоимщиков в налоговых органах, утвержденном Госналогслужбой РФ 30.08.96 N ВГ-4-12/56н, разработанном в соответствии с поручением, изложенным в п.15 Указа. Данный документ не только расписывает по этапам порядок регистрации и закрытия счета недоимщика, но и содержит образцы заявлений, справок, уведомлений, писем, необходимых для этого.

Из пункта 1 Указа следует, что счет недоимщика является рублевым расчетным или текущим счетом. После его регистрации в установленном порядке на нем аккумулируются все денежные средства, находящиеся на иных счетах предприятий-недоимщиков, а также средства, поступающие на них (п. 3 Указа). Исключение делается для средств, направляемых на оплату расчетных документов первой и второй групп очередности платежей, установленной ст. 855 ГК РФ, а также средств целевого бюджетного финансирования и остатков средств на бюджетных счетах.

Рассмотрим более подробно вопрос о счетах, с которых должны перечисляться средства на счет недоимщика.

В п. 3 Указа, как видим, сказано об "иных" счетах. Но у предприятия могут быть "иные" как рублевые, так и валютные счета. Какие из них подпадают под действие данного положения?

В п. 4 Указа содержится перечень средств, подлежащих перечислению на счет недоимщика в соответствии с п. 2 Указа: выручка предприятия-недоимщика от реализации товаров (работ, услуг), от внереализационных операций и реализации (продажи в установленном порядке) принадлежащего ему имущества, в том числе ценных бумаг, средства для возврата кредитов (ссуд, займов) и процентов по ним, штрафы и пени, а также все иные поступления денежных средств в валюте РФ в пользу предприятия-недоимщика со стороны третьих лиц.

В п. 2 Порядка регистрации счетов недоимщиков в налоговых органах говорится о том, что уведомление налогового органа о направлении в банк или иную кредитную организацию справок-поручений (платежных поручений) о перечислении средств на зарегистрированный счет недоимщика заполняется отдельно на каждый рублевый счет, открытый в банке или иной кредитной организации. В п. 3 Порядка... установлено, что налоговый орган после регистрации счета недоимщика на основании имеющихся сведений о счетах направляет в банки и иные кредитные организации, в которых у данного предприятия-недоимщика открыты рублевые счета, уведомление о том, что у данного предприятия зарегистрирован в налоговом органе счет недоимщика.

Упоминаний о валютных счетах ни в Указе, ни в Порядке регистрации счетов недоимщиков в налоговых органах нет. Речь идет только о рублевых счетах. Из изложенного, на наш взгляд, следует вывод, что положения о перечислении денежных средств на счет недоимщика не касаются валютных счетов и операции по ним могут проводиться в прежнем порядке.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в соответствии с п.3 Указа не подлежат перечислению на счет недоимщика средства, направляемые на оплату расчетных документов первой и второй групп очередности платежей, установленной п. 2 ст. 855 ГК РФ. В первую очередь входят платежи по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов. Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору.

В связи с данным положением следует отметить, что Федеральным законом от 12.08.96 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации" п. 2 ст. 855 был изменен. Если раньше платежи в бюджет и внебюджетные фонды при недостаточности средств на счете предприятия производились в третью очередь, то теперь (согласно изменениям) в третью очередь производится списание средств по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФ РФ, ФСС РФ, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Платежи в бюджет и остальные внебюджетные фонды производятся теперь в четвертую очередь.

Возникает вопрос: как поступать со средствами, предназначенными для осуществления платежей третьей очереди (с учетом изменений к ГК РФ)? На наш взгляд, эти средства должны быть перечислены на счет недоимщика в соответствии с требованием п. 3 Указа, но платежи с него должны производиться в порядке, установленном ГК РФ, так как в п. 1 Указа говорится об осуществлении со счета недоимщика расчетов по погашению задолженности перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами и ничего не сказано об очередности таких расчетов. (Подробнее на проблеме очередности платежей при недостаточности средств на счете предприятия мы остановимся ниже.)

Существенным моментом является то, что нормы Указа, касающиеся перечисления средств на счет недоимщика, не предусматривают финансовых санкций за их нарушение, т.е. фактически отсутствует механизм принудительного их исполнения. Речь идет о том, что обязанность перечисления средств на счет недоимщика возложена на само предприятие, но ответственность за неисполнение этой обязанности Указом не установлена. Более того, согласно п.3 Указа банкам и иным кредитным организациям разрешается отказывать в совершении операций по счетам предприятий-недоимщиков по поручениям, не соответствующим данному Указу, на основании ч. 2 ст. 846 ГК РФ. Такая формулировка позволяет сделать вывод: предприятия-недоимщики все-таки могут поручать банкам и иным кредитным организациям совершать операции по своим счетам (помимо счета недоимщика), а уж банки (кредитные организации) по своему усмотрению решают - исполнять это поручение или нет. При этом, несомненно, нужно иметь в виду, что абзац 4 п.3 Указа предписывает Центральному банку установить в недельный срок правила, исключающие возможность совершения банками и иными кредитными организациями операций по счетам предприятий-недоимщиков, кроме операций, предусмотренных настоящим Указом. Соответствующего документа ЦБ, однако, пока нам неизвестно.

И здесь правомерен вопрос: насколько требование о перечислении предприятием-недоимщиком средств на счет недоимщика соответствует действующему гражданскому законодательству? Пункт 2 ст. 3 ГК РФ устанавливает, что гражданское законодательство состоит из кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские отношения. Частично продолжают действовать Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Наряду с ними соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства (именуемыми в ГК РФ "иными правовыми актами"), министерств и других федеральных органов исполнительной власти (пп. 3 - 6 ст. 3 ГК РФ). Т. е. Указы Президента могут регулировать гражданские отношения, однако если они не противоречат Гражданскому кодексу РФ и федеральным законам.

В ст. 858 ГК РФ установлено: "Ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом". Учитывая сказанное выше, можно сделать вывод, что Указ Президента не может ограничить право предприятий распоряжаться средствами на своих счетах. Отсюда, видимо, отсутствие императивности в формулировке данных положений Указа и поручение Центральному банку РФ установить в недельный срок правила, исключающие возможность совершения банками и иными кредитными организациями операций по счетам предприятий-недоимщиков, кроме операций, предусмотренных Указом в соответствии с п. 4 ст. 4 и ст. 6 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Из изложенного, а также из смысла п. 4 Указа следует, что Указ в принципе не запрещает осуществление операций по любым счетам предприятий-недоимщиков. Но поступающие на них средства (за исключением, перечисленных выше) должны переводиться на счет недоимщика. Ответственность за нарушение этого порядка, можно предположить, будет возложена не на предприятия-недоимщики, а на обслуживающие их банки и кредитные учреждения (если ЦБ примет соответствующий документ).

Необходимо решить и вопрос о том, как согласуются положения о счете недоимщика с иными документами государственных органов, принятыми, в частности, после вступления Указа в силу. В качестве примера можно привести Временный порядок проведения денежных зачетов по доходам и расходам Федерального бюджета на 1996 год, утвержденный Министерством финансов РФ 17.09.96. Госналогслужба РФ письмом от 20.09.96 N ПВ-6-09/665 направила его нижестоящим органам для руководства в практической работе. Согласно этому документу для проведения зачета предприятие-недоимщик открывает специальный временный счет. На него вносится сумма налогов и платежей в федеральный бюджет за счет кредита уполномоченного банка. После уплаты налогов на этот счет зачисляются средства от дебиторов предприятия-недоимщика для погашения кредитов. Фактически этот порядок противоречит Указу, так как если в результате взаимозачета предприятие-недоимщик не полностью расплатится с бюджетом, то средства, поступающие на временный специальный счет для погашения кредита, должны быть перечислены на счет недоимщика (согласно п.4 Указа).

Завершая рассмотрение норм, посвященных предприятиям-недоимщикам, остановимся на пункте 5 Указа. Им предусмотрено, что при совершении предприятием-недоимщиком любых операций и расчетов с другими предприятиями, в том числе внешнеторговых операций либо расчетов с иностранными юридическими лицами или другими хозяйствующими субъектами (далее по тексту - партнеры), превышающих в сумме в течение одного года для одного партнера эквивалент 100 тыс. долл. США, предприятие-недоимщик обязано одновременно с представлением годовой бухгалтерской отчетности представить в налоговый орган специальное извещение с обязательным указанием полного наименования и места регистрации партнера и банка, номера банковского счета, с которого (на который) перечислялись средства, а также места основной хозяйственной деятельности партнера. Из текста этого пункта не совсем ясно, в какой момент необходимо рассчитывать указанную сумму в долларовом эквиваленте: в конце года или в момент совершения операций и расчетов с последующим сложением. На наш взгляд, более логичен второй вариант. При этом открытым остается еще один вопрос: если время совершения хозяйственной операции и время расчетов по ней не совпадают, в какой момент нужно производить предусмотренную Указом долларовую оценку? Эта проблема приобретет особую актуальность, если операция будет совершена в текущем году, а расчеты по ней будут производиться в следующем.


* * *


Вторая группа норм Указа (пп. 6, 9, 10) адресована всем предприятиям. Положения этих пунктов вносят принципиальные изменения в порядок расчетов, существовавший до последнего времени.

Они устанавливают следующее:

во-первых, предприятия имеют право на получение наличных денежных средств только в размере, необходимом на оплату труда, на хозяйственные нужды и на командировочные расходы (п. 9);

во-вторых, предприятия не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц - владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет, и за несоблюдение данного требования для плательщика определена финансовая санкция в виде штрафа, равного 2-кратному размеру суммы произведенного взноса (п. 9);

в-третьих, предприятиям, банкам или иным кредитным организациям запрещается прямая выплата (без зачисления на банковский счет) наличных денежных средств физическим лицам и предприятиям по операциям с векселями либо в целях возврата платежей, поступивших в виде предоплаты по контракту, выполнение которого было прекращено. За нарушение этого порядка установлен штраф для передающей стороны в размере суммы наличных денежных средств, выданных без предварительного зачисления на банковский счет предприятия или физического лица (п.10).

Иных ограничений по расчетам наличными деньгами Указ не вводит. Внесение наличных денег в кассу (а не на счет) другого лица, минуя свой собственный расчетный счет, возвращение излишне уплаченных авансов, возврат займов (кредитов) и иные операции, не оговоренные в Указе, не подпадают под действие пунктов 9 и 10 этого Указа. Несмотря на это, положения Указа, несомненно, сужают возможность использования наличных денег при осуществлении хозяйственных операций.

Но обратимся к ГК РФ. В п. 2 ст. 861 сказано, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, наряду с безналичным порядком могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом (согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ здесь подразумевается федеральный закон). В ст. 4 Федерального Закона от 26.01.96 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам, которые, согласно части второй ГК РФ, могут регулироваться только федеральными законами, до введения в действие соответствующих законов действуют нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории РФ постановления Правительства СССР, изданные до введения в действие части второй ГК РФ. Таким образом, Гражданским кодексом РФ возможность ограничения наличного обращения указами Президента РФ после 1 марта 1996 г. не предусмотрена.

В этой сфере продолжают действовать постановление Правительства РФ от 17.11.94 N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами", установившее предельный размер суммы по одному платежу не более 2 млн руб. в день; письмо ЦБР от 18.09.95 N 191 "О предельных суммах расчетов наличными деньгами организаций и предприятий потребительской кооперации", определившее для предприятий потребительской кооперации предельный размер расчетов наличными деньгами равным 5 млн руб.; п.14 Письма ЦБР от 16.03.95 N 14-4/95 "О разъяснениях по отдельным вопросам Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и условий работы с денежной наличностью", которым разъяснено, что расчеты за приобретаемые предприятиями горюче-смазочные материалы на автозаправочных станциях для собственных нужд осуществляются без ограничения предельных сумм на основании смет по этим расходам.

Вопрос о соответствии рассматриваемого Указа Гражданскому кодексу РФ возникает и при чтении п. 6 Указа. Напомним, о чем в нем говорится: "Все расчеты по сделкам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), совершаемым представителем (агентом, поверенным) от имени доверителя (принципала), осуществляются исключительно с расчетного счета доверителя. Не допускается зачисление представителем на свои счета доходов (вознаграждения) по указанным сделкам ранее зачисления выручки от указанных сделок на расчетный счет доверителя".

Однако в п. 2 ст. 975 ГК РФ установлено, что доверитель обязан, если иное не предусмотрено договором, обеспечивать поверенного средствами, необходимыми для исполнения поручения. Из этого положения, на наш взгляд, следует, что доверитель вправе перечислить средства, необходимые для исполнения поручения, на счет поверенного либо поверенный может в соответствии с договором выполнить поручение, используя собственные средства, и потом получить возмещение. В пункте 2 ст. 972 ГК РФ говорится, что при отсутствии в возмездном договоре поручения условия о размере вознаграждения или о порядке его уплаты вознаграждение уплачивается после исполнения поручения. Т.е., в соответствии с Гражданским кодексом РФ, в договоре может быть предусмотрена выплата вознаграждения и до исполнения поручения. По нашему мнению, положения п. 6 Указа противоречат нормам ГК РФ и на этом основании оспоримы.


* * *


Третья группа норм Указа относится к банкам и иным кредитным организациям.

Остановимся на положениях п. 8 Указа. Он определяет, что банки (кредитные организации) выполняют поручения клиентов на перечисление платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном Центральным банком РФ. Известно совместное письмо Минфина РФ N 76, Федеральной налоговой службы России N ВГ-6-09/597, Центрального банка России N 318 от 22.08.96, из которого следует, что платежные документы на перечисление платежей по налогам исполняются в первоочередном порядке. В соответствии с этим документом ЦБ издал письмо от 03.09.96 N 322 "О внесении изменений и дополнений в письмо Центрального банка Российской Федерации от 1 марта 1996 г. N 245". Таким образом, следуя требованиям Указа Президента N 1212 и указанных выше писем, налоговые платежи и перечисления во внебюджетные фонды должны производиться в первоочередном порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ (ссылка на который содержится в упомянутом выше совместном письме Минфина РФ, ФНСР, ЦБ РФ) гражданское законодательство не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям. Но, на наш взгляд, взаимоотношения между кредитной организацией и клиентом, вытекающие из договора банковского счета (в том числе и порядок перечисления средств со счета), основаны на равенстве сторон и являются гражданскими. Поэтому требования указанных писем оспоримы с точки зрения гражданского законодательства.

Из этого следует вывод: если банк (кредитная организация) будет руководствоваться упомянутыми выше положениями, его клиент при обращении в суд по поводу нарушения условий договора, вероятно, сможет добиться удовлетворения своих требований на основании положений ст. 855 ГК РФ; если же банк (кредитная организация) будет руководствоваться ст. 855 Гражданского кодекса РФ, он наверняка подвергнется санкциям со стороны налоговых органов и ЦБ. В данной ситуации у банка (кредитной организации) остается один выход - и в первом, и во втором случае пытаться отстаивать свои интересы в суде. На наш взгляд, кредитная организация может воспользоваться, в частности, ст.16 ГК РФ, в соответствии с которой убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежат возмещению Российской Федерацией.

По нашему мнению, положения указанных выше писем распространяются на порядок исполнения платежных поручений внутри одной очереди, что соответствует смыслу содержащейся в них ссылки на п. 3 ст. 2 ГК РФ.


* * *


Мы остановились лишь на некоторых спорных моментах Указа Президента N 1212. Многие вопросы остались за пределами данного комментария. В частности:

- какие сроки подразумевает обязанность "незамедлительно известить" налоговый орган об открытии счета в банке (п. 7);

- как практически определить "соответствующие бюджеты", в которые должны перечисляться суммы штрафов, предусмотренные Указом (п. 11);

- что имеется в виду под формулировкой "физическое лицо" в пунктах 9, 10 - гражданин, предприниматель без образования юридического лица или все вместе;

- как и в какие сроки практически получит деньги, внесенные в виде предоплаты по договору, например на ремонт квартиры, гражданин при расторжении этого договора, если в пунктах 9, 10 Указа предусмотрено зачисление данных сумм исключительно на банковский счет получателя и только после предварительного зачисления их на банковский счет предприятия-плательщика?

Указ Президента РФ от 18.08.96 N 1212 сформулирован таким образом, что для своего исполнения требует принятия различными органами соответствующих документов. В настоящее время нам известен только Порядок регистрации счетов недоимщиков в налоговых органах, утвержденный Госналогслужбой РФ 30.08.96 N ВГ-4-12/56н.

Однако в силу того, что Указ содержит целый ряд положений, допускающих неоднозначное толкование (мы остановились только на некоторых моментах), он требует скорейшего и подробного легитимного толкования. Более того, исполнение многих требований, содержащихся в Указе Президента N 1212, правомерно только после внесения изменений в соответствующие федеральные законы. Этим и определяется вся сложность применения норм данного Указа.


А. Морозов

Выпуск 21, октябрь 1996 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.