Новый Уголовный Кодекс РФ: ответственность за совершение экономических преступлений (Выпуски 20, 22, ноябрь 1996 г.)

Новый Уголовный Кодекс РФ:
ответственность за совершение экономических преступлений


24 мая 1996 г. Государственной Думой был принят новый Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ). В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 13.06.96 N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса РФ" он вступает в силу с 1 января 1997 г.

Принятие нового УК РФ было необходимо: в процессе преобразований, происходящих в нашем обществе, некоторые деяния, предусмотренные им, утратили свою общественную опасность. Вместе с тем появились новые категории преступлений, против которых общество должно было организовать активную защиту в виде уголовного преследования.

Кроме того, наше уголовное право (пожалуй, как никакая другая отрасль права) обладало повышенной социальной направленностью: основной целью уголовного преследования по УК РСФСР 1961 г. являлась защита социалистического правопорядка, общественного строя СССР (статьи 1,7 УК РСФСР). В зависимости от того, насколько опасны были преступные действия для существовавшей системы, определялись степень тяжести совершенных деяний, активность государственного аппарата по их пресечению, а также квалифицирующие признаки преступления (т.е. признаки, характеризующие его состав).

По сути, такой подход является естественным для любой государственной системы (по крайней мере, в настоящее время). Однако в нашем уголовном праве подобные тенденции были слишком явными (в качестве примера можно привести абсолютно разные системы пресечения преступлений против государственной и личной собственности или пресечения преступлений против личности в отношении простых граждан и в отношении представителей власти, работников партийного аппарата). В конечном итоге все это должно было привести к резкому искажению шкалы ценностей, принятой в обществе, и способствовать усилению криминогенной обстановки: в стране, где государство защищает только себя, общественное мнение - в скрытой или явной форме, но неизбежно - переходит на сторону преступных элементов.

Следует отметить, что действующий Уголовный кодекс РСФСР 1961 г. за последние годы подвергся значительной корректировке. С 1990 по 1994 г. из УК РСФСР были исключены нормы о спекуляции, частнопредпринимательской деятельности, коммерческом посредничестве и ряд других. Кроме того, была устранена дифференциация ответственности в зависимости от форм собственности (о которой мы упоминали выше) - ныне УК РСФСР 1961 г. говорит о противоправных действиях с чужим имуществом. При всем этом Уголовный кодекс является кодифицированным актом, т.е. актом, призванным собрать воедино основные принципы, основания, формы и виды уголовного преследования, или актом, законодательно закрепляющим единую систему уголовного права Российской Федерации. Безусловно, УК РСФСР 1961 г., состоящий из устаревших норм, а также норм, в которые вносились изменения по мере необходимости (в большинстве случаев принципиально новые), не может отвечать этим задачам. Поэтому принятие нового Уголовного кодекса РФ 1996 г. является необходимым шагом для создания действенной работоспособной системы защиты общества и его членов от преступных посягательств.

Цель настоящего обзора состоит в том, чтобы, не вдаваясь в подробный анализ нового УК РФ, остановиться главным образом на разделах, посвященных так называемым экономическим преступлениям. Иными словами, мы попытаемся рассказать читателям нашего журнала (основной круг которых составляют предприниматели и руководители предприятий, а также главные бухгалтеры и аудиторы), о тех изменениях в системе уголовного права, которые могут отразиться прежде всего на их профессиональной деятельности.


* * *


Прежде чем приступить к рассмотрению конкретных видов преступлений, остановимся на краткой характеристике Уголовного кодекса РФ в целом. Необходимо отметить, что новый УК РФ отличает преемственность в отношении норм и их структур, содержащихся в УК РСФСР 1961 г.

Как и Уголовный кодекс 1961 г., новый Уголовный кодекс РФ состоит из двух частей - Общей ("теоретической"), в которой изложены основные признаки преступных деяний, виды наказаний и принципы их применения, и Особенной, в которой перечислены различные составы преступлений с указанием вида и размера наказания за их совершение.

Изменения, внесенные в Общую часть УК РФ, характерны главным образом тем, что в них нашли отражение основные требования современной науки уголовного права. Иными словами, многие понятия, которые существовали раньше только в виде правовой доктрины, получили теперь законодательное определение. Главным образом это касается закрепления в Кодексе понятия вины и ее форм, значение которого трудно переоценить.

Проблема здесь заключается в следующем. Вина является одним из важнейших элементов состава преступления. К уголовной ответственности может быть привлечено только лицо, виновное в совершении преступного деяния (ст. 3 УК РСФСР 1961 г., статьи 5, 14 УК РФ 1996 г.), которое может быть совершено умышленно и по неосторожности.

Новый УК РФ предусматривает, что неосторожное деяние признается преступлением только тогда, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК (ст.24). Однако такие формы вины, как умысел и неосторожность, имеют свои разновидности. Умышленная форма вины может существовать в виде прямого и косвенного умысла, а неосторожная - в форме преступного легкомыслия и преступной небрежности. Основным фактором различия видов умысла и неосторожности является элемент сознания лицом общественной опасности своих действий и возможности предвидения их последствий. Так, при прямом умысле лицо сознает опасность своих действий и желает наступления общественно опасных последствий; при косвенном умысле осознает опасность своих действий и сознательно допускает наступление опасных последствий; при преступном легкомыслии предвидит наступление общественно опасных последствий, но без достаточных оснований рассчитывает на их предотвращение; при преступной небрежности не предвидит наступления общественно опасных последствий, однако должно их предвидеть при необходимой внимательности и предусмотрительности.

Правильное определение формы вины, при которой совершенное деяние становится преступлением, является архиважным при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности и назначении наказания. И парадокс ситуации ранее состоял в том, что в прежнем УК РСФСР 1961 г. определение форм вины не давалось, а разновидности умысла и неосторожности не различались (хотя их признаки и были названы - статьи 8, 9 УК РСФСР 1961 г.). Несмотря на это, вся правоприменительная практика строилась с учетом того, что эти разновидности существуют, и при их применении использовалась указанная доктринальная терминология (см., например, п.2 постановления пленума Верховного Суда РФ от 28.04.94 N 2 "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг"). Правовых оснований для этого было явно недостаточно, поэтому надлежащие определения форм вины, данные в статьях 24 - 28 УК РФ 1996 г., без сомнения, окажут самое позитивное влияние на правоприменительную практику, тем более что различие форм умысла и неосторожности оказывает большое влияние не только на размер наказания, но и на квалификацию преступления.

Действительно, отсутствие или недоказанность таких основных признаков прямого умысла, как наличие у лица противоправной цели или низменных мотивов, в ряде случаев исключает привлечение его к уголовной ответственности.

Так, например, для привлечения должностного лица к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ за злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее за собой существенное нарушение прав и интересов граждан, необходимо получение доказательств, свидетельствующих о наличии у подозреваемого корыстной или иной личной заинтересованности в совершении указанных действий (т.е. о наличии прямого умысла на превышение полномочий с целью извлечения выгоды), поскольку наличие заинтересованности является неотъемлемым элементом состава этого преступления. В том же случае, когда будут установлены только факты превышения полномочий и наступления неблагоприятных последствий, квалификация по ст. 285 УК РФ не наступит, должностное лицо будет отвечать только за те последствия, которые причинило такое превышение (например, за неправомерный отказ в регистрации коммерческой организации - ст.169 УК РФ 1996 г.).

Так подробно описанные выше изменения в Уголовном кодексе РФ рассматриваются в связи с тем, что при привлечении лиц к ответственности за совершение экономических преступлений именно невозможность правильно определить форму вины, при которой возможно уголовное преследование (наряду с невозможностью правильного определения субъекта преступления), послужила основным камнем преткновения при применении этой категории статей УК. Что это означает на практике, мы рассмотрим ниже, при анализе конкретного состава экономических преступлений.

Коротко остановимся на видах наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ 1996 г., и обстоятельствах, при которых исключается преступность совершенного деяния.

В новом Уголовном кодексе сохранены такие виды наказания, как лишение свободы, смертная казнь, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф (ст. 44 УК РФ). Увольнение от должности, общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред, предусмотренные ст. 21 УК РСФСР 1961 г., с 1 января 1997 г., согласно УК РФ 1996 г., применяться в качестве наказания не будут. Наказание в виде исправительных работ без лишения свободы заменено обязательными работами (ст. 49 УК РФ) и исправительными работами (ст. 50 УК РФ). Оба вида работ не связаны с лишением свободы: обязательные работы осуществляются безвозмездно в свободное от основной работы время по заданиям органов местного самоуправления, исправительные - по месту основной работы в рабочее время, но с удержанием в доход государства от 5 до 20 % заработной платы.

Кроме того, УК РФ 1996 г. предусмотрены новые виды наказаний: пожизненное лишение свободы (назначаемое в качестве альтернативы для осужденного к смертной казни - ст. 57 УК РФ); ограничение свободы (содержание осужденного в специальных учреждениях без изоляции от общества - так называемых спецкомендатурах, создаваемых большей частью в районах крупных строек или промышленных комбинатов - ст. 53 УК РФ); арест (строгая изоляция от общества на срок от одного до шести месяцев - ст. 54 УК РФ).

Такие виды наказаний, как обязательные работы и арест, будут применяться после принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г. (ст. 4 Федерального закона от 13.06.96 N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации").

В качестве дополнительных наказаний по новому УК РФ могут быть применены конфискация имущества, а также лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (статьи 45, 48, 52 УК РФ).

В качестве наказаний за совершение экономических преступлений новым УК РФ в основном предусматриваются штраф, арест, обязательные либо исправительные работы, а также лишение свободы. В качестве наиболее распространенного вида наказания выступает штраф - денежное взыскание, которое устанавливается в виде определенного количества минимальных размеров оплаты труда на момент назначения наказания (от двадцати пяти до тысячи) либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

Уголовным кодексом предусмотрен механизм, при котором виды наказания, не связанные с лишением свободы (обязательные и исправительные работы, штраф), при злостном уклонении от их выполнения могут быть заменены более тяжкими видами наказаний.

Как и прежним УК РСФСР, новым УК РФ 1996 г. установлены обстоятельства, при которых лицо может быть освобождено от уголовной ответственности. Помимо деятельного раскаяния (которое подразумевает явку с повинной, содействие раскрытию преступления, возмещение вреда и учитывается при совершении преступлений небольшой тяжести - ст. 75 УК РФ), примирения с потерпевшим (учитываемого только при преступлениях небольшой тяжести - ст. 76 УК РФ) и изменения обстановки (случаев, когда преступление или преступник перестают быть общественно опасными - ст. 77 УК РФ), в качестве основания для освобождения от уголовной ответственности предусмотрено истечение срока давности со дня совершения преступления до момента вступления приговора суда в законную силу (ст. 78 УК РФ). Как и в УК РСФСР 1961 г., сроки давности устанавливаются в зависимости от степени тяжести совершенного преступления. По преступлениям небольшой тяжести (максимальная санкция по которым не превышает двух лет лишения свободы - ст. 15 УК РФ) срок давности установлен в два года; по преступлениям средней тяжести (максимальная санкция - 5 лет лишения свободы) - 6 лет; по тяжким преступлениям (максимальная санкция - 10 лет лишения свободы) - 10 лет и по особо тяжким преступлениям (наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет) - 15 лет. При этом течение срока исковой давности прерывается, если лицо, совершившее преступление, скрывается от следствия или суда.

Экономические преступления в основной своей массе относятся к преступлениям небольшой и средней тяжести.

Как и УК РСФСР 1961 г., новый Уголовный кодекс РФ 1996 г. предусматривает ряд обстоятельств, исключающих преступность деяния. УК РФ 1996 г. четко закреплен принцип недопустимости объективного вменения (ст. 3 УК РФ), т.е. привлечения лица к уголовной ответственности при невиновном причинении вреда. При этом деяние признается совершенным невиновно, если лицо по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий или не могло предвидеть наступление опасных последствий, а также в том случае, когда лицо предвидело наступление последствий, но не могло их предотвратить в силу несоответствия своих психофизиологических качеств экстремальной ситуации или нервно-психическим перегрузкам (ст. 28 УК РФ).

Помимо отсутствия вины, не признаются преступлениями деяния, совершенные в состоянии необходимой обороны, при задержании преступника или при крайней необходимости (статьи 37 - 39 УК РФ). Кроме этих оснований, существовавших еще в УК РСФСР 1961 г., новым УК РФ 1996 г. предусмотрены следующие основания, при которых деяние не считается преступлением: физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ), обоснованный риск (ст. 41 УК РФ), исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ). Именно эти обстоятельства подлежат особенно тщательному исследованию при применении ответственности за совершение экономических преступлений; собственно, их введение в Уголовный кодекс РФ 1996 г. было вызвано необходимостью разрешения вопросов, назревших в ходе реализации норм об ответственности за эти преступления.

При физическом принуждении лицо освобождается от ответственности, если оно было лишено возможности руководить своими действиями (бездействием); при психическом - только в том случае, если угроза не могла быть устранена другими средствами и вред, причиненный совершенным деянием, не превышает (и не равен) степени предотвращенного вреда.

Риск, повлекший за собой наступление общественно опасных последствий, учитывается в качестве обстоятельств для освобождения от уголовной ответственности тогда (и только тогда), когда он был применен для достижения общественно полезной цели. При этом должно быть доказано, что лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда (по сути, такой подход является ответом на вопрос о возможности учета ситуации коммерческого риска при привлечении к ответственности предпринимателей за невозврат кредитов).

Исполнение обязательных для лица приказа или распоряжения освобождает его от уголовной ответственности только в том случае, если этот приказ не являлся заведомо незаконным. В случае, если будет доказано, что сотрудник предприятия по своим профессиональным качествам и опыту работы мог сделать вывод о незаконности отданного распоряжения, но тем не менее принял его к исполнению, он может быть привлечен к ответственности за совершенное преступление как соучастник (непосредственный исполнитель) в совершении преступления (но только в том случае, если будет доказан умышленный характер совместного участия в преступлении, а также умышленный характер самого преступления - ст. 32 УК РФ).

Завершая наш (далеко не полный) анализ Общей части нового УК РФ, отметим, что УК РФ 1996 г. не предусматривает такого вида преступления, как недонесение о совершенном или готовящемся преступлении (ранее статьи 19, 190 УК РСФСР 1961 г.). В первую очередь это обстоятельство должно привлечь внимание работников бухгалтерий и других должностных лиц предприятия, которым стала известна информация о правонарушениях, допущенных руководителем предприятия или другими сотрудниками. Уголовная ответственность в подобной ситуации может наступить лишь за необещанное заранее укрывательство преступления (ст. 316 УК РФ, максимальная санкция - 2 года лишения свободы), но только в том случае, если скрываемое преступление относится к разряду особо тяжких (см.выше). Из числа экономических преступлений к особо тяжким относится только изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, совершенное организованной группой или в крупном размере (части 2, 3 ст. 186 УК РФ), а также групповая контрабанда (ч. 4 ст. 187 УК РФ).


* * *


Выше мы уже отмечали, что новый Уголовный кодекс РФ 1996 г. в основном сохраняет преемственность в отношении норм, существовавших в УК РСФСР 1961 г. Это относится и к экономическим преступлениям, большинство из которых было включено в прежний Кодекс в период 1990 - 1994 гг. К сожалению, многие из этих норм были сформулированы некорректно, что объясняется прежде всего быстротой их принятия. Однако для правоприменительной практики это обстоятельство сыграло крайне негативную роль.

Ведущие правоведы, работники прокуратуры и следственных органов неоднократно высказывали на страницах печати критические замечания по поводу формулировок ряда составов экономических преступлений. Общее мнение юристов сводилось к тому, что применить некоторые нормы УК РСФСР в конкретной ситуации было просто невозможно в силу неоднозначности их трактовки. Главным образом это относилось к преступлениям в сфере налогообложения юридических и физических лиц. Однако защита общества от совершения преступлений и достижение основной цели наказания - восстановление социальной справедливости и исправление осужденного - возможны только при четко установленной в Законе характеристике деяния, которое государство считает общественно опасным. Поэтому главные надежды, которые правоведы и сотрудники правоохранительных органов возлагали на новый Уголовный кодекс, были связаны прежде всего с корректировкой ряда составов экономических преступлений, которая позволила бы наконец должным образом построить систему защиты интересов государства и отдельных граждан в этой сфере.

Расплывчатость и неопределенность законодательных норм повлекли за собой еще одно негативное последствие, а именно возрастание роли альтернативных закону источников права - в виде судебных толкований, различных обобщений правоприменительной практики, разъяснений правоохранительных органов, консультаций специалистов. Безусловно, роль разъяснений пленумов Верховного Суда РФ по различным вопросам традиционно велика, особенно в сфере применения уголовного права (и Верховный Суд РФ обязан проводить обобщение практики работы различных судов и давать свои разъяснения), однако ведущая роль здесь должна принадлежать прежде всего закону: при уголовном преследовании слишком многое поставлено на карту, чтобы допускать различные подходы в применении той или иной статьи УК либо проводить широкие дискуссии по этому вопросу.

Практика применения уголовного законодательства должна быть единой для всех. Контроль за единым применением норм УК РФ осуществляет Верховный Суд РФ. Разъяснения всех прочих органов и организаций должны рассматриваться только в качестве своеобразной "информации к размышлению" (в одном из регионов изложенная ситуация была доведена до абсурда: рассматривая вопрос о привлечении должностного лица к уголовной ответственности за сокрытие объекта налогообложения, суд использовал понятие "сокрытие", данное в письме Высшего Арбитражного (!) Суда РФ; в другом случае суд при вынесении приговора сослался на разъяснения (!) Генеральной прокуратуры РФ по вопросу о формах соучастия). Безусловно, и наша публикация является только небольшим исследованием вопросов, которые принятие нового Уголовного кодекса может вызвать у лиц, осуществляющих свою деятельность в экономической сфере.

Из числа составов преступлений, которые мы хотели бы охарактеризовать в этом обзоре, выделим условно следующие категории.

1. Преступления в сфере компьютерной информации.

2. Налоговые преступления.

3. Валютные преступления.

4. Таможенные преступления.

5. Преступления в сфере кредитования.

6. Преступления в сфере денежного обращения.

7. Преступления в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

8. Преступления против предпринимательской деятельности.

9. Служебные преступления и преступления против собственности.

Конечно, каждая из групп заслуживает детального рассмотрения, однако мы остановимся подробно только на тех видах преступлений, квалификация которых может представить или представляла наибольшие затруднения при их применении. Среди санкций, предусмотренных за совершение того или иного преступления, также будем выделять только основные (т.е. те, которые являются наиболее часто применяемыми в судебной практике).


1. Преступления в сфере компьютерной информации


Первая из категорий преступлений, предлагаемых к рассмотрению, является абсолютно новой для нашей уголовно-правовой системы.

Преступными деяниями здесь являются неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ, штраф от 200 до 500 размеров минимальной оплаты труда, лишение свободы до 2 лет); создание программ для ЭВМ, могущих повлечь уничтожение, блокирование или копирование информации (так называемых компьютерных вирусов и программ-"взломов"), а также использование и распространение таких программ и машинных носителей с ними (ст. 273 УК РФ, штраф от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, лишение свободы до 3 лет); нарушение правил эксплуатации ЭВМ или компьютерных сетей с причинением существенного вреда (ст. 274 УК РФ, лишение права занимать определенные должности на срок до пяти лет, ограничение свободы до 2 лет).

Форма вины для основного состава компьютерных преступлений - прямой либо косвенный умысел. Нужно отметить, что форма вины, предусмотренная для квалифицированного состава данной категории преступлений (т.е. для состава преступления, совершенного при обстоятельствах, отягчающих ответственность, и влекущего применение более суровых мер воздействия по сравнению с основным составом), является крайне любопытной. Дело заключается в том, что квалифицированные составы практически всех преступных деяний характерны усилением степени вины правонарушителя по сравнению с формой вины, необходимой для квалификации действий правонарушителя по основному составу (например, основной состав преступления - убийство, квалифицированный - убийство из корыстных побуждений). Но в данном случае при форме вины, установленной для основного состава преступления в виде умысла, для его квалифицированного состава Кодексом предусмотрена форма вины исключительно (!) в виде неосторожности: неосторожное причинение тяжких последствий при создании или использовании вирусных программ и неосторожное причинение тяжких последствий в результате нарушения правил эксплуатации влекут за собой лишение свободы соответственно на срок до 7 и до 4 лет. Умышленное причинение тяжких последствий при этом наказывается в рамках основного состава, за который санкции предусмотрены гораздо более легкие по сравнению с квалифицированным.

Данное несоответствие, безусловно, еще сыграет свою роль в практике применения вышеперечисленных статей УК РФ. Некоторым утешением может послужить то, что объектами данных преступлений (тем, на что направлено преступное посягательство и что признано нуждающимся в защите) является не любая компьютерная информация, а только охраняемая законом (статьи 272, 274 УК РФ) и не любые уничтожение, блокирование, модификация, копирование информации при использовании вирусных программ, а только несанкционированные (ст. 273 УК РФ).


2. Налоговые преступления


Среди всех видов экономических преступлений именно эта категория вызывала наибольшее число недоумений и нареканий со стороны правоприменительных органов.

К числу основных видов преступных деяний в этой сфере по новому УК РФ 1996 г. относятся уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 198 УК РФ) и уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК РФ). Следует отметить, что теперь при формулировке составов этих преступлений были учтены вопросы и пожелания работников правоохранительных органов и ученых-правоведов. Можно предположить, что теперь практика применения этих статей УК РФ будет гораздо обширней, поскольку основные противоречия, возникавшие ранее, большей частью разрешены.

По Уголовному кодексу РСФСР 1961 г. в число налоговых преступлений включалось уклонение от подачи деклараций о доходах (ст. 162.1 УК РСФСР), сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения (ст. 162.2 УК РСФСР), противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия дохода или неуплаты налогов (ст. 162.3 УК РСФСР).

Формулировки составов, взятые из Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О государственной налоговой службе" и из Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы РФ", были перенесены в прежний Уголовный кодекс со всеми ошибками и неточностями, которые ранее подвергались неоднократной критике со стороны специалистов в области налогового права. При применении этих статей сразу возник ряд проблем, главным источником которых стала ст. 162.2 УК РСФСР 1961 г.

Как отмечено выше, основным камнем преткновения при применении этой статьи оказалась невозможность правильного определения субъекта преступления и определения формы вины, при которой наступает уголовная ответственность.

Прежде всего, по мнению большинства специалистов, данная норма (как это ни парадоксально) предусматривала ответственность налогоплательщиков - юридических лиц. Однако субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо. Отсюда был сделан вывод о необходимости привлечения к ответственности по этой статье должностных лиц предприятия - руководителя и бухгалтера. При этом большинство юристов возражали против этого по тем основаниям, что сокрытие налога может быть совершено только налогоплательщиком (по сути, оно и определяется как вид правонарушения, совершенного плательщиком). Должностные лица предприятия не могут выступать в качестве субъектов ответственности, поскольку они не являются плательщиками налога и в большинстве случаев не являются даже выгодоприобретателями. Практика применения этой статьи использовала оба эти направления и постепенно прекратилась совсем.

Другой вопрос: могут ли отвечать за сокрытие доходов по ст. 162.2 УК РСФСР физические лица, для которых предусмотрен свой специальный состав - уклонение от подачи декларации? Этот вопрос был решен положительно с учетом того, что состав сокрытия является более широким по сравнению с составом, предусмотренным ст. 162.1 УК РСФСР 1961 г. (действительно, сокрытие может быть совершено в том числе и с помощью уклонения от подачи декларации).

И третий вопрос касался формы вины, при которой возможна уголовная ответственность за сокрытие объектов налогообложения. Законодательная формулировка состава преступления, предусмотренного ст. 162.2 УК РСФСР, не позволяла сделать вывод о том, с какой формой вины совершается сокрытие прибыли (дохода) того или иного объекта налогообложения. Мнения по данному вопросу разделились.

Большинство правоведов полагали, что термин "сокрытие" предполагает субъективное отношение преступника к содеянному в форме прямого умысла, т.е. субъект сознает, что скрывает прибыль или иной объект налогообложения и желает совершить это деяние. Толкование этого понятия позволяет сделать вывод об активных и сознательных действиях правонарушителя.

Другие же исследователи придерживались иной позиции, считая, что сокрыть прибыль или иной объект налогообложения можно и по неосторожности, мотивируя тем, что законодатель не использовал понятие "умышленное сокрытие". В ряде случаев налоговая полиция и прокуратура пытались найти обоснование такой позиции в информационных письмах ВАС РФ (что само по себе является нонсенсом: применение уголовного закона по аналогии не допускается согласно ст. 3 УК РФ 1996 г.), устанавливающих, что налогоплательщик не освобождается от ответственности за нарушение налогового законодательства и в том случае, если это нарушение произошло по причине небрежности, неопытности или счетной ошибки соответствующих работников. На основании этого был сделан вывод о том, что уголовная ответственность является лишь продолжением финансовой ответственности за нарушения налогового законодательства, когда эти нарушения переходят определенную границу, установленную в виде определенного размера сокрытой прибыли или иного объекта налогообложения.

Однако суды при вынесении приговоров обращали внимание на то, насколько грамотен бухгалтер в вопросах исчисления налогов, обладает ли он необходимыми познаниями в области налогового законодательства; выяснялся стаж работы по профессии, знание бухгалтерского учета и отчетности, основных нормативных актов налогового права - иными словами, судами проводился поиск доказательств, могущих подтвердить или опровергнуть умышленное совершение преступного деяния.

Теперь эти вопросы получили свое разрешение. Прежде всего, решен вопрос о форме вины - уклонение от уплаты налогов может быть совершено в форме прямого умысла путем включения в бухгалтерскую отчетность заведомо искаженных данных о доходах и расходах предприятия (а для физических лиц - еще и путем уклонения от подачи декларации о доходах). Решен вопрос об ответственности физических лиц за уклонение от уплаты налога - для них теперь предусмотрен специальный состав, предусматривающий в качестве одного из способов уклонения непредставление налоговой декларации. Можно считать решенным вопрос и о субъектах ответственности за уклонение от уплаты налогов с организаций - состав, предусмотренный новым УК РФ 1996 г., предусматривает противоправные действия не самого налогоплательщика (юридического лица), а его представителя, которым, согласно уставу организации, является его руководитель. В том случае, если главный бухгалтер (либо любой другой сотрудник предприятия) был привлечен руководителем для совершения действий, направленных на уклонение от уплаты налога, он вправе ссылаться на полученный приказ только в том случае, если он не мог осознавать его незаконность - в противном случае он будет привлечен к ответственности в качестве соучастника (статьи 32, 42 УК РФ).

Следует отметить, однако, что новый Кодекс исключает привлечение к уголовной ответственности за неуплату налога, наступившую в результате счетной ошибки или неправильного отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, - единственным основанием для установления преступности совершенного деяния является включение в бухгалтерскую отчетность заведомо искаженных данных (ст. 199 УК РФ).

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов наступает только в случае крупного размера сокрытых сумм. Под крупным размером понимается сумма подлежащего уплате налога: для физических лиц - 200 минимальных размеров оплаты труда, а для юридических - 1000 минимальных размеров оплаты труда. Следует обратить особое внимание, что исчислению подлежит именно сумма налога (а не размер сокрытого от налогообложения дохода).

Санкции за совершение этих преступлений установлены в виде штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или лишения свободы до одного года - для физических лиц (ст. 198 УК РФ) и в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или лишения свободы до 3 лет - для сотрудников организаций (ст. 199 УК РФ).

В завершение анализа налоговых преступлений нужно отметить, что, по новому УК РФ 1996 г., налоговые инспекции лишились возможности привлечь к уголовной ответственности лицо, уклоняющееся от явки в налоговые органы, отказывающееся дать необходимые пояснения и не представляющее требуемые документы (ранее противодействие налоговым органам было предусмотрено в качестве одного из составов преступлений ст. 162.3 УК РСФСР 1961 г.). Отвечать за все эти действия сейчас могут только физические лица, для которых уклонение от подачи декларации указано в качестве одного из способов сокрытия дохода (ст. 198 УК РФ), но только в том случае, когда при помощи такого уклонения они скрывают доход, налог с которого превышает 200 минимальных размеров оплаты труда.


3. Валютные преступления


Валютные преступления в новом Уголовном кодексе РФ 1996 г. регулируются статьями 191, 192 и 193. К ним относятся незаконный оборот драгоценных металлов, природных камней и жемчуга (штраф от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, лишение свободы до 3 лет - ст. 191), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (штраф от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, лишение свободы до 5 лет - ст. 192), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте в крупном размере (лишение свободы до 3 лет - ст. 193). Как видим, состав валютных ценностей в принципе аналогичен составу, определенному п. 4 ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", однако уголовная ответственность наступает далеко не за все нарушения правил совершения валютных операций.

Тем не менее все перечисленные составы валютных преступлений являются отсылочными нормами и зависят от конкретных правил, установленных различными ведомствами (прежде всего, Центробанком РФ), а также Правительством РФ.

Так, в настоящее время регулирование оборота драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 16.12.93 N 2148, постановлениями Правительства РФ от 30.06.94 N 756, от 25.11.95 N 1157, от 27.06.96 N 759; порядок сдачи государству драгметаллов - постановлением Правительства от 30.06.94 N 756; регулирование порядка зачисления иностранной валюты на счета резидентов - Положением "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций", утвержденным Приказом Центробанка РФ от 24.04.96 N 02-94. Именно нарушение правил, предусмотренных в действующих нормативных актах, регулирующих эти вопросы, и может стать составом преступления, предусмотренного статьями 191 - 193 УК РФ 1996 г.

Следует отметить, что уголовная ответственность по ст. 192 УК РФ за нарушение порядка сдачи государству драгметаллов и драгоценных камней наступает в случае, если стоимость несданных и непроданных предметов превышает 500 минимальных размеров оплаты труда; ответственность за невозвращение из-за рубежа валютных средств (ст. 193 УК РФ) наступает только в том случае, если сумма невозвращенных средств превышает 10 000 минимальных размеров оплаты труда. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ (т.е. лицом, привлекаемым к уголовной ответственности), может выступать только руководитель предприятия.


А. Бажанова


4. Таможенные преступления


Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей наступает по ст. 194 УК РФ вступает в силу с 1 января 1997 г. в виде штрафа от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда или обязательных работ до 180 часов. При этом в качестве характеристики состава преступления УК РФ предусмотрен крупный размер неуплаченного платежа. Размер платежа в соответствии со ст. 194 УК РФ является крупным, если стоимость неуплаченных таможенных платежей превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с подп. 18 ст. 18 Таможенного кодекса РФ, утвержденного ВС РФ 18.06.93 N 5221-1 (в редакции от 27.12.95) под таможенным платежом понимается таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.

Согласно ст. 118 ТК РФ, таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с ТК РФ. Любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ. Такими лицами могут быть таможенный брокер (посредник), декларирующий, представляющий и предъявляющий товары и транспортные средства от собственного имени. Отсюда следует, что эти лица, заявляющие товары к таможенному оформлению, являются субъектами данного преступления.

Обязанность по уплате таможенных платежей возникает у указанных лиц при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Таким образом, невыполнение обязанным лицом установленного порядка уплаты таможенных платежей влечет ответственность по ст. 194 УК РФ.

Деятельность лица по уклонению от уплаты таможенных платежей следует отличать от контрабанды (ст. 188 УК РФ). Под контрабандой понимается перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо таможенного контроля или с сокрытием от него либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Таким образом, если при контрабанде лицо незаконно перемещает товары через границу, то при уклонении от уплаты таможенных платежей "незаконность" перемещения - обязательный элемент состава контрабанды - отсутствует, так как лицо заявляет товары к таможенному оформлению, однако при этом отказывается по каким-либо причинам уплачивать начисленные таможенные платежи.

При попытке уклонения от уплаты таможенных платежей Государственный таможенный комитет Российской Федерации по представлению таможенного органа Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении операций по счетам плательщика до момента фактической уплаты, являющееся обязательным для исполнения банками и иными кредитными учреждениями (ст.124 ТК РФ). Следовательно, невыполнение законных требований таможенных органов лицом, на которого возложена обязанность уплатить таможенные платежи, образует состав преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ.

При этом преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Однако закон не содержит разъяснения, что следует понимать под уклонением от уплаты таможенных платежей, поэтому при применении данной нормы могут возникнуть определенные трудности.


5. Преступления в сфере кредитования


К преступлениям в сфере кредитования можно отнести незаконное получение кредита, ответственность за которое установлена ст. 176 УК РФ, и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ).

К уголовной ответственности за незаконное получение кредита или получение льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии кредитополучателя, могут быть привлечены индивидуальные предприниматели либо руководители организации кредита, но только в том случае, если это деяние причинило крупный ущерб. Санкции за это преступление предусмотрены в виде штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда либо лишения свободы на срок от двух до пяти лет.

Статья 176 УК РФ предусматривает для всех получателей государственных целевых кредитов за использование их не по целевому назначению или за незаконное их получение ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда либо лишения свободы на срок от двух до пяти лет. Необходимым признаком состава этого преступления также является причинение крупного ущерба государству, гражданам, организациям.

Общественная опасность данных деяний заключается в том, что из хозяйственного оборота изымаются денежные средства, которые могли бы быть направлены на общеполезные, общесоциальные потребности (цели). Закон не ставит наступление уголовной ответственности в зависимость от того, на какие цели (например, производственные или на цели потребления) был выдан кредит, главное в данном случае то, что кредит получен не на законных основаниях, а путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации.

Данный состав преступления не относится к хищению, т. е. преступлению против собственности. Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. В случае же незаконного получения кредита лицо намеревается вернуть полученные денежные средства, в отличие от мошенничества.

Получение в кредит денег от небанковского учреждения не образует состава данного преступления. Согласно п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Содеянное в данном случае может быть квалифицировано как преступление против собственности.

Выдача виновным лицом векселя также не образует состава данного преступления, поскольку вексель не опосредует заемные отношения. В этом случае содеянное следует квалифицировать по ст. 177 УК РФ "Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности" (см. ниже).

Как правило, выдаче кредита предшествует изучение банком или иным кредитным учреждением кредитной истории заемщика: цели получения кредита, финансового положения заемщика, состояния и ликвидности его активов. Именно представление недостоверных сведений подобного рода, влияющих на вопрос о выдаче кредита, и влечет ответственность по ст. 176 УК РФ. Иными словами: кредит не был бы получен, если бы лицо представило достоверные сведения о своем финансовом положении. Именно в этом заключается незаконность получения кредита.

Признак заведомости ("заведомо ложные сведения") предполагает совершение данного преступления с прямым умыслом. Для наступления ответственности неважно, будет возвращен кредит или не будет. В том случае, если кредит, полученный неправомерным путем, будет возвращен, стоит вести речь о деятельном раскаянии лица, что должно быть учтено судом при назначении наказания.

Отсутствие крупного ущерба в результате незаконного получения кредита не позволяет привлечь лицо к уголовной ответственности.

Новым УК РФ предусмотрена ответственность еще за одно преступление в сфере кредитования - за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта (ст. 177 УК РФ) в виде штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или лишения свободы на срок до двух лет. Субъектами данного вида преступления могут быть только руководители организации-кредитополучателя либо граждане.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что из коммерческого оборота изымаются денежные средства, которые могли бы быть направлены на полезные цели. Кроме того, страдают имущественные интересы кредиторов по причине несвоевременного возврата денежных средств заемщиком.

Объективная сторона данного преступления складывается из двух самостоятельных деяний: злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности либо уклонение от оплаты ценных бумаг.

Необходимо учитывать, что ответственность наступает только после вступления в законную силу соответствующего судебного акта, устанавливающего факт получения денежных средств лицом по договору займа (по кредитному договору) либо по ценной бумаге.

Согласно п. 1 ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 143 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 147 ГК РФ лицо, выдавшее ценную бумагу, и все лица, индоссировавшие ее, отвечают перед ее законным владельцем солидарно. В случае удовлетворения требования законного владельца ценной бумаги об исполнении удостоверенного ею обязательства одним или несколькими лицами из числа обязавшихся до него по ценной бумаге эти лица приобретают право обратного требования (регресса) к остальным лицам, обязавшимся по ценной бумаге.

Одной из главных особенностей ценной бумаги является так называемая "публичная достоверность ценной бумаги". Так, согласно п. 3 ст. 147 ГК РФ отказ от исполнения обязательства, удостоверенного ценной бумагой, со ссылкой на отсутствие основания обязательства либо на его недействительность не допускается.

Таким образом, для признания деяния преступным необходимо наличие следующих условий: выдача лицом (виновным) ценной бумаги, предъявление к платежу ценной бумаги обязанному лицу, отказ от оплаты обязанным лицом (виновным), установление судом факта выдачи ценной бумаги и отказа от платежа, совершение действий по уклонению от уплаты денежных средств.

Под злостным уклонением следует понимать такие действия, как сокрытие денежных средств путем перевода на другие счета, передача имущества, на которое может быть обращено взыскание, по фиктивным договорам, ложное объявление о банкротстве и т.п.

Преступление совершается с прямым умыслом. Виновный осознает противоправность своих действий и желает уклониться от возврата денежных средств.


6. Преступления в сфере денежного обращения


Одним из составов преступлений в этой области по новому УК РФ являются злоупотребления при выпуске ценных бумаг (ст. 185 УК РФ). Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, а равно утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, или утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, влекут наложение штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с Законом РФ от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под эмиссией ценных бумаг понимается установленная настоящим Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Эта последовательность предусматривает: принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг; регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг (для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов ценных бумаг); размещение эмиссионных ценных бумаг; регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

При эмиссии ценных бумаг регистрация проспекта эмиссии производится при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

При регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг процедура эмиссии дополняется следующими этапами: подготовкой проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг; регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг; раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии; раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска (ст. 19 Закона РФ "О рынке ценных бумаг").

В ст. 20 Закона РФ "О рынке ценных бумаг" также предусмотрены документы, которые необходимо представить в регистрирующий орган. Статья 22 названного Закона определяет общие требования к проспекту эмиссии.

Ответственность по статье 185 УК РФ наступает как за "внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации", так и за "утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, или утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии".

В первом случае субъектом преступления будет лицо, представляющее регистрирующему органу заведомо недостоверные сведения. Во втором случае - должностное лицо, в обязанности которого входят регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг и утверждение результатов эмиссии.

При этом:

преступление совершается с прямым умыслом;

цель преступления не имеет значения для квалификации;

отсутствие крупного ущерба не образует состава данного преступления;

незаконный оборот ценных бумаг не образует состава данного преступления.


7. Преступления в сфере предпринимательской деятельности


Одним из основных составов преступлений в сфере предпринимательской деятельности является осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии), в случаях когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ). Обстоятельствами, отягчающими ответственность за данное преступление, УК РФ названы: совершение этих действий организованной группой, извлечение дохода в особо крупном размере, наличие судимости за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность. Максимальный размер наказания, предусмотренный этой статьей, - лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Статья 171 УК РФ содержит определения крупного и особо крупного размеров полученного дохода: в крупном размере признается доход, сумма которого не превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает 200 минимальных размеров оплаты труда.

Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления (п. 1 ст. 51 ГК РФ).

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). При этом право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст. 49 ГК РФ).

Таким образом, законодательство запрещает деятельность без специальной регистрации или без получения соответствующей лицензии на осуществление определенных видов деятельности. В противном случае такая деятельность признается незаконной и все полученное от незаконной деятельности подлежит взысканию в доход государства (ст. 169 ГК РФ).

Однако ст. 171 УК РФ не определяет, должна ли деятельность осуществляться систематически (два раза и более) либо в виде промысла (три раза и более). Поэтому уголовная ответственность может наступить и в случае совершения незаконной деятельности более одного раза.

В настоящий момент перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 12.10.95).

Уголовная ответственность наступает при условии, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству или принесло правонарушителю доход в крупном размере.

"Совершение деятельности с нарушением условий лицензирования" может быть совершено путем представления неверных сведений лицензирующему органу. Субъектами данного преступления являются лица, осуществляющие деятельность без соответствующего лицензирования.

При этом:

преступление совершается с прямым умыслом;

лицо осознает незаконность своих действий и желает наступления вредных последствий в виде причинения имущественного ущерба гражданам, организациям, бюджету.

Следует отметить, что в случае осуществления лицом незаконной банковской деятельности ответственность наступает по ст.172 УК РФ "Незаконная банковская деятельность". В этом случае отсутствует идеальная совокупность преступлений, т. е. совершение лицом одновременно двух и более составов различных преступлений. Это связано с тем, что ст. 172 УК РФ является специальной статьей. В теории уголовного права специальная статья при квалификации содеянного всегда имеет приоритет перед общей (например, "кража оружия" является специальной статьей по отношению к общей - "кража"). В случае отсутствия специальной нормы деяние лица следует квалифицировать по основной статье - ст. 171 УК РФ.

Ответственность за незаконную банковскую деятельность [осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии), в случаях когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере] наступает по ст.172 УК РФ. Признаки квалифицированного состава данного преступления в целом тождественны признакам обстоятельств, отягчающих ответственность за незаконное предпринимательство. Максимальный размер санкций за совершение этих преступлений - лишение свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества.

В соответствии с Законом РФ от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации" кредитные организации получают право осуществления банковских операций с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России (ст. 12 Закона).

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Законом РФ N 395-1.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Таким образом, осуществление видов деятельности, перечень которых содержится в ст. 5 Закона N 395-1, без соблюдения специального порядка, установленного Законом РФ "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации", является уголовно наказуемой.

Помимо ответственности за осуществление деятельности без лицензии уголовная ответственность может наступать и за осуществление деятельности "с нарушением условий лицензирования". Доказательствами осуществления такой деятельности могут служить:

1) установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия, лицензирующим органом;

2) установление фактов умышленного представления недостоверных отчетных данных;

3) установление фактов осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

4) установление фактов неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и др.

Ответственность за данное преступление наступает только в случае наступления преступных последствий, указанных в ст. 172 УК РФ.

Субъектами преступления являются физические лица, совершившие вышеперечисленные действия.

Преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Кроме того, Закон РФ "О банках и банковской деятельности" предусматривает, что осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.


8. Преступления против предпринимательской деятельности


Новым УК РФ 1996 г. (ст. 169) предусмотрена ответственность должностных лиц за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности с использованием своего служебного положения путем неправомерного отказа в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонения от их регистрации, неправомерного отказа в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонения от его выдачи, ограничения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно путем ограничения самостоятельности либо иного незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. Максимальные санкции, предусмотренные этой статьей, - штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или лишение свободы до двух лет.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что воспрепятствование законной предпринимательской деятельности нарушает конституционные права граждан.

Так, согласно п. 1 ст. 34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; кроме того, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности нарушает имущественные интересы граждан и организаций из-за невозможности последними осуществлять полноценную предпринимательскую деятельность.

Если незаконными действиями должностного лица нарушаются иные права граждан (трудовые, экологические, пенсионные), ответственность наступает за преступления против конституционных прав и свобод человека (гл. 19 УК РФ).

Субъектом данного преступления является должностное лицо, в служебные обязанности которого входит решение вопросов о выдаче разного рода лицензий (о регистрации), либо должностное лицо, наделенное иными правомочиями, позволяющими давать указания хозяйствующим субъектам. Такими лицами могут быть должностные лица органов санитарного надзора, пожарного надзора, налоговой инспекции, налоговой полиции и другие.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях гл. 19 и других статьях Уголовного кодекса РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях гл. 22 и других статьях Уголовного кодекса РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям гл. 22 УК РФ в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями (ст.285 УК РФ).

Ответственность наступает в случае совершения должностным лицом любого из действий, перечисленных в ст. 169 УК РФ.

Под "ограничением самостоятельности" и "иным незаконным вмешательством" в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации следует понимать незаконное приостановление операций по счетам, требование о предоставлении разного рода документов, обязанность по представлению которых не возложена на предпринимателя или юридическое лицо, недопущение лица к участию в приватизации и др.

Статья 169 УК РФ не содержит исчерпывающего перечня действий должностных лиц, признаваемых преступными, поэтому в каждом конкретном случае подлежит выяснению вопрос: имело ли место незаконное воспрепятствование в осуществлении предпринимательской деятельности?

В случае совершения незаконных действий лицом, не являющимся должностным, содеянное следует квалифицировать как преступление против собственности либо по иным основаниям (например, по ст. 288 УК РФ "Присвоение полномочий должностного лица").

При этом:

мотивы и цель не имеют значения для квалификации;

совершение действий по неосторожности не образует состава данного преступления, за исключением случаев, когда в действиях лица присутствует иной состав преступления (например, преступления, предусмотренного ст.293 УК РФ "Халатность").


9. Служебные преступления и преступления против собственности


В числе служебных преступлений, большинство составов которых немногим отличается от составов, предусмотренных прежним УК РСФСР, остановимся подробнее на новом УК РФ 1996 г. - коммерческом подкупе (ст. 204).

Коммерческий подкуп, или незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, а также ограничением свободы либо лишением свободы на срок до двух лет. Признаки квалифицированного состава - совершение этих деяний неоднократно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо организованной группой.

Статья 204 УК РФ относит к коммерческому подкупу также и незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (штраф в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда, ограничение свободы на срок до трех лет, лишение свободы на срок до трех лет).

Таким образом, ст. 204 "Коммерческий подкуп" предусматривает ответственность как за дачу, так и за получение незаконного вознаграждения.

Суть коммерческого подкупа заключается в том, что лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное положение или в связи с занимаемой должностью. При этом предусмотрено, что вымогательство в отношении лица, передавшего предмет подкупа, или добровольное сообщение о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, является основанием для освобождения его от уголовной ответственности.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что нарушаются интересы других лиц: учредителей, участников. Например, за полученное вознаграждение руководитель организации отказывается от участия в конкурсе приватизированных предприятий, от заключения сделки, от гражданско-правовых требований к другой организации либо сдает в аренду помещение по более низкой цене, предоставляет кредит на более выгодных условиях, от чего во всех случаях страдают имущественные интересы других участников этой организации.

Следует указать на то, что если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия (п. 2 ст. 203 УК РФ), т. е. данное преступление относится к делам частного обвинения.

Если деяние причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях (п. 3 ст. 203 УК РФ).

Ответственность за коммерческий подкуп наступает независимо от того, когда передано вознаграждение - до или после совершения лицом действия или бездействия.

Таким образом, ответственность наступает только за подкуп. В том случае, когда передача вознаграждения заранее не обусловлена и передача имущества имеет характер вознаграждения за выполненное лицом законное действие, ответственность по данной статье не наступает.

Субъектом данного преступления может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой организации. Ранее в УК РФ для лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих структурах, не было предусмотрено специальной ответственности, что соответственно не позволяло привлечь таких лиц к уголовной ответственности. Статьи 170 - 175 УК РСФСР предусматривали ответственность только для должностных лиц. Руководители, а также иные лица коммерческих организаций, выполняющие управленческие функции, таковыми не являлись.

Под "лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой либо иной организации" в новом УК РФ 1996 г. следует понимать не только руководителя и главного бухгалтера, но также и других лиц, которым предоставлено право осуществлять действия, влекущие юридические последствия. Такое право может быть предоставлено либо уставом, либо положением о филиале, либо доверенностью.

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации в статьях гл. 23 УК РФ признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (ст. 201 УК РФ).

Под "коммерческой организацией" следует понимать юридическое лицо, зарегистрированное в любой организационно-правовой форме в соответствии с гл. 4 ГК РФ.

Что касается "иных организаций", то, по-видимому, речь идет о некоммерческих организациях, зарегистрированных также в соответствии с ГК РФ.

Специальная оговорка "в интересах дающего" подразумевает, что лицо оказывает услуги в интересах дающего, используя свое положение, например заключает договор с другой организацией на невыгодных для своей организации условиях, отличающихся от тех, на которые вправе было бы рассчитывать юридическое лицо, заключая аналогичный договор.

В том случае, если лицо не обладает полномочиями (служебным положением) и вводит в заблуждение дающего, содеянное им не может рассматриваться как коммерческий подкуп. В этом случае ответственность должна наступать за мошенничество либо за иные преступления против собственности.

Субъективная сторона как подкупа, так и получения незаконного вознаграждения характеризуется прямым умыслом.

Дающий осознает, что он предоставляет лицу вознаграждение именно как взятку, т. е. за действия или бездействие берущего с использованием своего положения. Если дающий добросовестно заблуждался относительно оснований передачи, полагая, что передача имущества не является неправомерной, состав коммерческого подкупа отсутствует.

Лицо, получающее незаконное вознаграждение, также действует с прямым умыслом, поскольку осознает, что имущество передано ему как взятка в связи с занимаемым им положением.

Следует отметить, что ответственность должностных лиц государственных органов за получение взятки, а также ответственность лиц, давших взятку, предусмотрены статьями 290, 291 УК РФ 1996 г.


* * *


К сожалению, рассмотреть все составы преступлений, связанных с осуществлением физическими лицами деятельности в сфере экономики, на страницах журнала сложно. Тем не менее мы неоднократно будем обращаться к анализу тех или иных видов уголовной ответственности предпринимателей и руководителей предприятий, анализируя различные аспекты предпринимательской практики.


Р. Шинкарев,

юридическое агентство "Ирсан"


Выпуски 20, 22, ноябрь 1996 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.