О несостоятельности (банкротстве) предприятий
Рыночная экономика и предпринимательская деятельность не могут нормально функционировать при отсутствии законодательства, охраняющего экономический (гражданский) оборот от последствий неэффективной работы его участников, проявляющейся в неисполнении ими принятых на себя обязательств, когда такое неисполнение приобретает стойкий, систематический характер. В этом случае возникает необходимость официального признания такого предприятия несостоятельным должником и принятия в отношении него специальных мер вплоть до ликвидации. Правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когда проведение реорганизационных процедур экономически не целесообразно или они не дали положительного результата, создает Закон РФ от 19.11.92 N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон) и новый Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
С 1 марта 1998 г. действует Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Основная цель включенного в 1992 г. в российское право института несостоятельности (банкротства) направлена на то, чтобы риск кредиторов несостоятельного юридического лица оказался наименьшим. Как известно, юридические лица в силу п. 1 ст. 56 ГК РФ отвечают по обязательствам всем своим имуществом. Крупный кредитор находящегося в тяжелом финансовом положении предприятия может предъявить требование, для удовлетворения которого придется реализовать все или почти все имущество должника, в результате чего он фактически прекратит существование и требования других его кредиторов не будут удовлетворены. Таким образом, потери кредиторов, коль скоро они оказались неизбежными, должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом.
Помимо этого в ст. 28 Закона предусмотрен особый способ защиты интересов кредиторов, в связи с чем кредитору несостоятельного предприятия, надеющемуся первым под угрозой банкротства должника получить от него расчет, следует помнить, что удовлетворение его требований может при определенных обстоятельствах быть признано неправомерным действием, совершенным в ущерб интересам других кредиторов.
Вместе с тем, когда возникает угроза, что часто находящееся в тяжелом финансовом положении предприятие в результате удовлетворения части требований кредиторов останется без имущества и уже по одному этому может прекратить свое существование, появляется необходимость защитить и его собственные интересы, ввести решение вопроса о его существовании в определенные рамки. Наконец, до ликвидации предприятия и распродажи его имущества желательно попытаться, если это возможно, принять меры, направленные на поддержание его деятельности и оздоровление предприятия-должника.
Прежде всего важно понять, что объявление предприятия несостоятельным (банкротом) - мера исключительная, завершающий акт в правовом регулировании предпринимательских отношений, когда использованы без успеха все иные имеющиеся правовые средства для урегулирования ситуации способами, нормальными для имущественного оборота.
В связи с этим необходимо отметить еще одно обстоятельство. При рассмотрении даже тех немногочисленных дел, которые были возбуждены по заявлениям как предприятий-должников, так и их кредиторов, арбитражные суды были вынуждены зачастую отказывать в признании предприятий-должников несостоятельными (банкротами). Чаще всего оказывалось, что кредиторы обращались в арбитражный суд с заявлениями о признании должников банкротами, даже не попытавшись решить вопрос в обычном исковом порядке - путем предъявления иска о взыскании задолженности по конкретному договору, а также убытков, причиненных неисполнением должником договорных обязательств.
В настоящем обзоре предлагаем рассмотреть основные положения законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий и практику его применения.
1. Круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами)
Действие вышеназванного Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" распространяется на предприятия-должники, которые не выполняют или в ближайшее время не смогут выполнить свои обязательства перед кредиторами.
Новый ГК РФ скорректировал перечень лиц, которые могут быть признаны банкротами по решению суда или самостоятельно совместно с кредиторами могут принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации. В соответствии со ст. 65 ГК РФ ими могут быть юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), а также юридические лица, действующие в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
Таким образом, в это число входят прежде всего те юридические лица, которые отнесены п. 2 ст. 50 ГК РФ к коммерческим организациям, а именно: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Наряду с ними могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и некоторые некоммерческие организации (имеются в виду потребительские кооперативы и благотворительные организации либо иные фонды). Казенные предприятия обладают признаками, присущими одновременно и коммерческим, и некоммерческим организациям. Но учитывая, что за действия казенных предприятий несет субсидиарную ответственность собственник (Российская Федерация), применение к ним процедуры банкротства признано невозможным.
В силу ст. 25 ГК РФ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, также может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда (далее в тексте по отношению ко всем вышеуказанным субъектам используется термин "предприятие").
С самого начала следует отметить, что Законом, а вслед за ним и некоторыми изданными в его развитие нормативными актами предусмотрены в рамках общего также специальные режимы. Специальные режимы установлены: во-первых, для федеральных государственных предприятий и предприятий, доля Российской Федерации в капитале которых составляет более 25% в отношении вопросов, касающихся их добровольной ликвидации и оказания таким предприятиям финансовой помощи; во-вторых, для предприятий, находящихся в государственной собственности, а также для предприятий с долями (паями), принадлежащими Российской Федерации или субъектам Федерации.
Что касается добровольной ликвидации первой категории предприятий, то она помимо Закона регулируется Положением о порядке принятия решений о добровольной ликвидации предприятий-должников, являющимся приложением 3 к постановлению Правительства РФ от 20.05.94 N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Постановление N 498). Положение предусматривает, что Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ (ФУДН РФ) предоставлено право принимать решение в отношении вышеуказанных предприятий о признании структуры их баланса неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановления его платежеспособности, которое служит основанием для подготовки к применению процедуры добровольной ликвидации. Такая подготовка возможна и вне связи с решением Федерального управления. В этом случае руководитель предприятия сам проявляет соответствующую инициативу: он обязан до проведения собрания кредиторов уведомить о предстоящей ликвидации Федеральное управление (его территориальное агентство). В зависимости от того, кем принято решение, Положение различает два варианта порядка добровольной ликвидации федеральных государственных предприятий и предприятий, доля Российской Федерации в капитале которых составляет более 25%.
Отношения, складывающиеся в связи с оказанием финансовой помощи, устанавливаются Положением о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий (приложение 2 к вышеуказанному Постановлению N 498). Цель финансовой поддержки - восстановить платежеспособность предприятия или поддержать его эффективную финансовую деятельность. Если этого достичь невозможно, денежная помощь направляется на финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, включая те, которые направлены на предотвращение негативных последствий банкротства. В Положении установлен исчерпывающий перечень конкретных целей, на которые могут безвозмездно выделяться соответствующие ассигнования.
Процедура продажи предусмотрена Положением о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденным Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114. Продажа предприятия не влечет за собой прекращения статуса юридического лица, а значит, все его долги и принадлежащие ему права требования сохраняют силу. Положение прежде всего определяет способ осуществления продажи таких предприятий.
Относительно коммерческих банков и иных кредитных учреждений также существуют особенности. С заявлением о возбуждении производства по делу о его несостоятельности (банкротстве) в арбитражный суд могут обращаться их кредиторы, прокурор, а также сам коммерческий банк или иное кредитное учреждение только после отзыва его лицензии на совершение банковских операций Центральным банком РФ (ст. 11 Закона).
Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) в письме от 30.01.95 N С1-7/ОП-54 разъяснил, что в числе кредиторов, имеющих право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании коммерческого банка банкротом после отзыва лицензии, находится и ЦБ РФ.
Начало процедуры обычной ликвидации и создание ликвидационной комиссии не лишают Центральный банк Российской Федерации права ставить вопрос о признании коммерческого банка банкротом при наличии законных оснований, поскольку этот банк считается действующим до тех пор, пока он не будет исключен из государственного реестра.
Центральный банк Российской Федерации может ставить вопрос о признании коммерческого банка банкротом, если представит документы, подтверждающие, что коммерческий банк имеет перед ним долг, вытекающий из гражданско-правовых обязательств. Если образовавшаяся сумма задолженности, соотношение активов и пассивов и т. п. позволяют возбудить дело о банкротстве, то арбитражный суд обязан сделать это в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, следует сказать, что 24 октября 1996 г. Государственной Думой РФ был принят в первом чтении проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Согласно указанному проекту предполагается обязать Центральный банк РФ обращаться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банков или иных кредитных организаций в десятидневный срок после отзыва лицензии на осуществление банковских операций у этих банков ввиду их неудовлетворительного финансового состояния.
2. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
Понятие "несостоятельность (банкротство)" дано в ст. 1 Закона. Под несостоятельностью предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
К внешним признакам несостоятельности (банкротства) предприятия относятся приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
Как видим, понятие "несостоятельность (банкротство)" включает в качестве одного из основных признаков неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг).
Арбитражно-судебная практика исходит из того, что в случае неуплаты штрафов, пени, неустоек предприятие не может быть признано банкротом, поскольку суммы санкций не являются кредиторской задолженностью по оплате товаров (работ, услуг).
Далеко не во всех случаях наличие кредиторской задолженности свидетельствует о возможности предъявления требований о признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом). В соответствии с Законом принимается во внимание лишь такая сумма задолженности, которая превышает стоимость имущества должника. Исключение составляют случаи, когда стоимость имущества превышает сумму задолженности, но имеет место неудовлетворительная структура баланса должника.
Под неудовлетворительной структурой баланса должника в Законе подразумевается такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника.
Постановление Правительства РФ от 20.05.94 N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий", изданное в развитие указа Президента РФ от 22.12.93 N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (приложение 1), устанавливает систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия.
Согласно указанной системе критериев показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:
- коэффициент текущей ликвидности, который характеризует обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств. Он определяется как отношение фактической стоимости находящихся у предприятия оборотных средств к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, займов и различных кредиторских задолженностей;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами, который характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Он определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внебюджетных итогов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов;
- коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, характеризующий наличие у предприятия реальной возможности восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода. Он рассчитывается как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и излишние значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.
Структура баланса предприятия может быть признана неудовлетворительной, если коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее двух либо если коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.
Однако даже при наличии соответствующих значений названных коэффициентов, при которых структура баланса предприятий признается неудовлетворительной, могут возникнуть ситуации, когда у предприятия сохраняется реальная возможность восстановить свою платежеспособность. Такая ситуация имеет место, в частности, тогда, когда коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода восстановления платежеспособности, равного шести месяцам, и установленного коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение больше единицы.
И напротив, при отсутствии необходимых значений коэффициентов, при которых структура баланса предприятий признается неудовлетворительной, в отдельных случаях можно предвидеть несостоятельность (банкротство) предприятия. Это возможно, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода утраты платежеспособности, равного трем месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение меньше единицы.
Следует отметить, что такой подход к структуре баланса предприятия (удовлетворительной либо неудовлетворительной), предлагаемый в вышеуказанном Постановлении Правительства РФ от 20.05.94 N 498, во всяком случае для арбитражного суда, рассматривающего дело о признании предприятия несостоятельным (банкротом), носит достаточно условный характер.
Предприятием-должником могут быть представлены любые другие (помимо расчета соответствующих коэффициентов) доказательства, свидетельствующие о наличии реальной возможности рассчитаться с кредиторами за счет имеющегося у предприятия имущества. И в этом случае названные коэффициенты не будут иметь определяющего значения, поскольку они должны оцениваться арбитражным судом в совокупности со всеми другими доказательствами, собранными по конкретному делу.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятия" несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей место только:
- после признания факта несостоятельности арбитражным судом
- либо после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации (ст. 1 Закона).
Банкротство служит одним из оснований для ликвидации юридического лица. Поэтому признание арбитражным судом предприятия банкротом обязательно влечет за собой его ликвидацию (п. 1 ст. 64 ГК РФ), при этом следует отметить, что принудительная ликвидация предприятия осуществляется только арбитражным судом.
Анализируя ст. 1 Закона, необходимо сказать, что предприятие-должник вправе либо самостоятельно подать заявление в арбитражный суд о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), либо по соглашению с кредиторами и под их контролем без участия арбитражного суда принять решение о своей добровольной ликвидации и об официальном объявлении о своей несостоятельности (банкротстве).
Кроме того, инициаторами объявления предприятия-должника банкротом путем обращения с заявлением в арбитражный суд могут быть его кредиторы и прокурор. Кредиторы помимо этого могут выступить с предложением к предприятию-должнику о его добровольной ликвидации.
Отметим, что, согласно упомянутому выше проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", предполагается увеличить круг лиц, имеющих право обращаться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Помимо самого должника, кредиторов и прокурора такое право (обязанность) будет предоставлена Центральному банку РФ в отношении банков или иных кредитных организаций, Государственному комитету РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальным органам, органам по защите прав потребителей при органах местного самоуправления, общественным организациям потребителей, а также иным общественным объединениям, уставной задачей которых является защита экономических прав граждан.
3. Действия кредитора по защите своих интересов
Если рассматривать проблему неплатежеспособности предприятия с точки зрения интересов его кредиторов, то следует начать с того, что прежде всего кредитор должен сделать выбор между предъявлением обычного иска о взыскании задолженности и заявлением о возбуждении процедуры банкротства, при этом предварительно определив для себя следующие их положительные и отрицательные стороны.
В первом случае дело решается в порядке искового производства, как правило, только между кредитором и должником и не вовлекает других кредиторов. Это дает возможность сепаративного получения денег, но грозит неисполнением даже положительного решения суда о взыскании, так как банковские счета должника могут быть пусты, а ликвидация юридического лица судебным исполнителем для выполнения судебного решения о выплате средств встречается весьма редко.
Во втором случае кредитор ставит вопрос об установлении юридического факта несостоятельности (банкротства) должника. При этом в судебный процесс вовлекаются все известные суду кредиторы и полностью раскрываются и оцениваются все активы должника. Если средств и имущества окажется больше общей суммы долгов, то суд отклонит заявление о банкротстве. Если же активов не хватает, чтобы рассчитаться со всеми кредиторами, то при распределении имеющегося в наличии возврат средств первоначальному заявителю скорее всего будет неполным.
Если все же кредитор остановил свой выбор на возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника, ему следует определиться по целому ряду вопросов.
Заявление может быть подано одним или несколькими кредиторами самостоятельно. При получении двух или более заявлений о признании должника несостоятельным (банкротом) они объединяются в одно дело.
Дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий будут рассматриваться арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом (п. 3 ст. 3 Закона), а нарушение срока возврата - не менее трех месяцев. Следует отметить, что если сумма требований каждого кредитора менее указанного размера, они могут объединить свои требования и совместно обратиться в арбитражный суд с заявлением, если общая сумма их требований будет больше указанного размера. Все кредиторы, чьи требования вошли в общую сумму заявленного требования, будут иметь одинаковые процессуальные права, которые закон предоставляет кредитору-заявителю (п. 5 приложения "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)" к письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.04.95 N С1-7/ОП-237).
Любой кредитор, прежде чем подать в арбитражный суд заявление о признании несостоятельным (банкротом) предприятия-должника, должен учитывать следующие процессуальные особенности.
Начать необходимо с предварительного извещения должнику, отправленного обязательно заказной почтой с уведомлением о вручении. Это извещение, как и последующее заявление в арбитражный суд, нужно подписать на уровне первого руководителя предприятия-кредитора без каких-либо доверенностей. В извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок со дня его получения выполнить свои обязательства, а также предупреждение о том, что в случае их невыполнения в течение указанного срока кредитор намерен обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия (п. 1 ст. 6 Закона).
Обратите внимание на то, что если в течение недельного срока после вручения извещения и до возврата уведомления о вручении должник письменно ответит, что он отказывается от оплаты по основаниям, предусмотренным законодательством или договором между должником и кредитором, то в этом случае экономический спор между сторонами о наличии или отсутствии такого основания рассматривается в порядке обычного искового производства, а не в рамках дела о банкротстве. Это важная процедурная особенность. Дело о банкротстве предполагает, что сама задолженность носит бесспорный характер. Представляется, что это является для должника серьезным способом защиты, поскольку, использовав его, должник, по существу, лишает кредитора возможности возбудить дело о банкротстве.
Еще один важный момент. По Закону кредитор уже в своем первоначальном заявлении в арбитражный суд сразу может поставить вопрос о назначении одной из реорганизационных процедур к предприятию-должнику. (Подробнее о реорганизационных процедурах см. разд. 3.)
В ряде случаев арбитражные суды отказывались принимать у кредиторов заявления о возбуждении производства по делам о несостоятельности должников при наличии решений по имущественным спорам между теми же сторонами, не исполненных из-за отсутствия денежных средств на счетах должников, и рекомендовали кредиторам в установленном порядке ходатайствовать об обращении взыскания на имущество должников. В письме от 25.04.95 N С1-7/ОП-237 Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил, что наличие решения арбитражного суда по имущественному спору не является препятствием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника. Кредитор имеет право обратиться как с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, так и с ходатайством об обращении взыскания на имущество должника. Кроме этого, ВАС РФ пояснил, что не является препятствием для возбуждения дела о банкротстве то обстоятельство, что предприятие-должник уже находится в процессе ликвидации.
При отсутствии спора между кредитором и должником арбитражный суд не вправе возвратить кредитору заявление о возбуждении производства по делу о банкротстве на том основании, что кредитор не предпринял мер по взысканию задолженности в обычном исковом порядке. Дела о банкротстве являются не дополнительными к обычным экономическим спорам, а самостоятельной категорией дел. Выбор, а также риск этого выбора зависят только от самого кредитора.
Может случиться, что под давлением перспективы банкротства должник оплачивает долги кредитору-заявителю уже после подачи заявления в арбитражный суд. Тогда в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона кредитор может отозвать свое заявление до возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве.
Если же суд вынес определение о возбуждении дела, произведенный расчет с кредитором-заявителем уже не играет роли и суд занимается установлением факта несостоятельности (банкротства) с точки зрения возможности расплатиться со всеми имеющимися кредиторами.
Таким образом, риск, который берет на себя кредитор-заявитель, связан с тем, что итогом разбирательства дела о банкротстве может быть решение суда об отказе в признании предприятия банкротом в связи с тем, что активы должника дают ему возможность расплатиться по долгам. Конечно, время для кредитора потеряно, но теперь он знает состояние имущества должника и может предъявить обычный иск о взыскании задолженности.
В практике арбитражных судов при отказе в возбуждении производства по делу о банкротстве либо в отказе признать предприятие банкротом может встречаться ссылка на то, что долги предприятия меньше, чем долги самому предприятию, в связи с чем оно является платежеспособным. С принятием указа Президента РФ от 20.12.94 N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" кредитор-заявитель может использовать п. 3 данного Указа, в соответствии с которым суммы неистребованной задолженности подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) на убытки предприятия-кредитора. В этом случае при анализе арбитражным судом баланса предприятия указанные суммы уже не будут являться дебиторской задолженностью.
4. Круг лиц, имеющих право обращаться с заявлением о возбуждении дела о банкротстве
Теперь рассмотрим, кто является кредитором, имеющим право обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Помимо юридических лиц и граждан-предпринимателей в арбитражный суд могут обращаться в качестве кредиторов с заявлениями о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и некоторые другие субъекты.
Согласно пунктам 1, 3 указа Президента РФ от 12.12.93 N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ поручено представлять от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности в отношении федеральных государственных предприятий, а также организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации. Данным Указом на Федеральное управление возложено принятие обязательного для предприятия-должника решения о внесении таким предприятием в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также направлять в арбитражный суд заявления о признании предприятий-должников несостоятельными (банкротами), если вышеуказанные предприятия сами не подают заявления на основании решения, принятого Федеральным управлением.
В соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 20.05.94 N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) вправе выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций вне зависимости от их организационно-правовой формы в случае неисполнения ими обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды.
Кроме того, в арбитражный суд могут обращаться: Пенсионный фонд РФ (как орган, контролирующий уплату обязательных платежей во внебюджетный фонд), Министерство финансов РФ (на основании п. 7 указа Президента РФ от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей"), а также налоговые органы (в случаях неуплаты предприятиями налогов и иных обязательных платежей).
Высший Арбитражный Суд РФ информационным письмом от 04.06.93 N С-13/ОП-175 разъяснил, что если задолженность предприятия перед бюджетом образовалась в связи с неуплатой налогов, то в арбитражный суд с заявлением о признании этого предприятия несостоятельным (банкротом) может обращаться только государственная налоговая инспекция. При этом налоговые органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для кредиторов Законом.
На наш взгляд, интересным обстоятельством является то, что, согласно упомянутому выше письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.04.95 N С1-7/ОП-237, финансовые санкции за неуплату обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды не могут включаться в сумму требований к должнику при подаче государственной налоговой инспекцией в арбитражный суд заявления о признании организации банкротом. В противном случае заявление государственной налоговой инспекции о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) организации не будет принято арбитражным судом к рассмотрению по существу. Высший Арбитражный Суд РФ аргументировал это тем, что данное положение вытекает из смысла ст. 1 Закона, где говорится, что под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
В Законе нет специальных норм о задолженности предприятия-должника по кредитным договорам, заключенным с банками: имеется в виду обязанность возвратить суммы кредита, уплатить установленные в договоре проценты за использование кредита. Вместе с тем очевидно, что такого рода суммы подпадают под понятие "задолженность по оплате услуг". Поэтому банки, выдавшие кредиты, также имеют право предъявлять в арбитражный суд требования о признании должников по кредитным договорам несостоятельными (банкротами).
Что касается предприятия-должника, которое не выполняет или в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами, в связи с чем не имеет возможности продолжать свою деятельность, то оно также стоит перед выбором, но другого характера. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 4 ст. 61 ГК РФ, если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно не может ликвидироваться в обычном порядке, а подлежит ликвидации только в порядке, предусмотренном Законом.
Прежде всего Закон допускает урегулирование отношений между неплатежеспособным должником и его кредиторами без обращения в арбитражный суд (статьи 49-51).
Такое урегулирование может достигаться двумя способами: во-первых, путем переговоров между должником и кредиторами, имеющих целью выработать условия продолжения деятельности, которые будут приемлемы для кредиторов, и, во-вторых, путем добровольной ликвидации предприятия-должника под контролем кредиторов на основании официального объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве).
Помимо внесудебных процедур предприятие-должник, как уже отмечалось ранее, может обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) (разд. II Закона). В отличие от кредиторов, должник не сможет отозвать свое заявление. Вместе с заявлением о возбуждении дела, а также непосредственно в процессе судебного разбирательства должник (и кредиторы) может ходатайствовать о назначении ему одной из реорганизационных процедур, целью которых является поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника. Как должник, так и конкурсные кредиторы должны постоянно иметь в виду предоставляемую им Законом возможность на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия заключить мировое соглашение. Заключение мирового соглашения означает, что между должником и конкурсными кредиторами достигнута договоренность относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов. В случае, когда проведение реорганизационных процедур экономически нецелесообразно или они не дали положительного результата, арбитражный суд принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и его ликвидации путем конкурсного производства.
5. Внесудебные процедуры
5.1. Переговоры между должником и кредитором
Рассмотрим внесудебные процедуры, и в частности переговоры между должником и кредитором о продолжении деятельности предприятия-должника. Порядок и условия ведения переговоров определяются должником по согласованию с кредиторами. В результате таких переговоров может быть достигнута договоренность между должником и частью кредиторов (оптимальный результат со всеми кредиторами) об отсрочке и (или) рассрочке погашения долгов либо о скидке с долгов в размере, позволяющем обеспечить продолжение деятельности предприятия-должника (ст. 50 Закона). Очевидно, что для продолжения деятельности предприятия должнику достаточно договориться с кредиторами, имеющими преобладающий вес в общей кредиторской задолженности предприятия. Это дает возможность должнику использовать имеющиеся у него средства для продолжения деятельности и в последующем из полученной прибыли расплатиться с кредиторами.
Кредиторы, которые не согласились с условиями договоренности или вообще не участвовали в переговорах, вправе получить удовлетворение своих требований в установленный срок. Таким образом, в отличие от мирового соглашения (см. ниже подразд. 6.4) условия договоренности для этих кредиторов не обязательны. В случае же неудовлетворения их требований должником кредиторы могут добиться этого путем предъявления иска в арбитражный суд. Такие кредиторы вправе также на общих основаниях обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника.
В случае возбуждения производства по делу о банкротстве данная договоренность теряет силу и может быть возобновлена уже только в форме мирового соглашения.
5.2. Объявление предприятием о своем банкротстве
Что касается внесудебной процедуры объявления предприятием-должником о своем банкротстве, то следует сказать следующее: руководитель предприятия совместно с кредиторами может, опираясь на результаты анализа экономического состояния должника, подтверждающие невозможность для него платить по обязательствам и восстановить свою деятельность, подписать соглашение о добровольной ликвидации. С момента утверждения этого соглашения собственником (если таковой имеется) предприятие-должник считается находящимся в ликвидации со всеми вытекающими из этого последствиями. Собственнику предприятия (органу, уполномоченному принимать такие решения) необходимо назначить конкурсного управляющего. Вместе с тем кредиторы, если они не поддерживают эту кандидатуру, могут назначить другого конкурсного управляющего.
Сам процесс ликвидации происходит по общеустановленной в Законе процедуре (см. разд. 8), но уже под контролем кредиторов, а не арбитражного суда. Указанная процедура включает помещение извещения, назначение конкурсного управляющего, в компетенцию которого входит распоряжение имуществом должника (руководитель в этих случаях устраняется от исполнения своих обязанностей), созыв собрания кредиторов.
Распоряжением ФУДН при Госкомимуществе РФ от 12.08.94 N 32-Р утвержден Примерный регламент собрания кредиторов (приложение 1), а также Примерный образец протокола о признании собрания кредиторов правомочным (приложение 2). Данные документы, определяющие порядок проведения собрания кредиторов, созываемого с целью решения вопросов, связанных с добровольной ликвидацией предприятия-должника и отнесенных Законом о банкротстве к его компетенции, были рекомендованы к применению в случаях добровольной ликвидации предприятий любых организационно-правовых форм.
Конкурсный управляющий и собрание кредиторов при добровольной ликвидации предприятия-должника наделены теми же правами и несут те же обязанности, которые установлены в конкурсном производстве при осуществлении судебной процедуры несостоятельности (банкротства) предприятия-должника.
Конкурсному управляющему запрещено удовлетворять требования кредиторов за счет имущества должника. Исключение составляют привилегированные кредиторы. При нехватке у него денежных средств имущество должника реализуется, а вырученная сумма распределяется между кредиторами в обычном для ликвидации порядке.
Соответственно ликвидация признается завершенной с того момента когда после утверждения собранием кредиторов ликвидационного баланса и отчета об использовании средств, оставшихся после ликвидации, а также вынесения решения о ликвидации юридическое лицо исключается из Государственного реестра.
Собственник предприятия, а равно любой кредитор, не согласный с такой процедурой ликвидации, вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о возбуждении арбитражного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в обычном порядке.
6. Рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия в арбитражном суде
6.1. Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)
Особенность дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий состоит в том, что это не исковое производство, не спор. Вступивший в силу с 1 июля 1995 г. новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) четко сформулировал, что дела о банкротстве являются особой категорией дел, и п. 3 ст. 22 АПК РФ они отнесены к иным делам, рассматриваемым арбитражными судами.
Принципиальное значение имеет положение, содержащееся в п. 4 ст. 3 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". В нем предусмотрено, что заинтересованные лица и арбитражные суды руководствуются прежде всего Законом, и только по вопросам, которые Законом не урегулированы, - Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Однако новым АПК РФ, установлено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным этим Кодексом, с особенностями, установленными Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (ст. 143 АПК РФ). Таким образом, АПК РФ разрешил вопрос о процессуальном порядке рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
В соответствии с Законом и АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) подведомственны только арбитражным судам независимо от статуса заявителя. Поэтому с заявлением в арбитражный суд вправе обратиться юридическое лицо; организация, не являющаяся юридическим лицом; физическое лицо (ч. 1 ст. 3 Закона). Кроме того, соответствующие заявления иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, физических лиц, в том числе иностранных граждан, также должны подаваться именно в арбитражный суд.
6.2. Требования к заявлениям должника и кредитора о возбуждении дела о банкротстве
Основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве предприятия является заявление кредитора, должника или прокурора (ст. 4 Закона).
Рассмотрим подробнее установленные в Законе требования к заявлениям должника и кредитора, которые обязательно должны быть соблюдены наряду с общими требованиями к содержанию искового заявления, предусмотренными в АПК РФ.
Какие требования предъявляются к заявлению должника?
Заявление должника о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия подается на основании решения собственника предприятия-должника, органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение в соответствии с учредительными документами (п. 1 ст. 5 Закона).
Положения относительно решения собственника или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, не нуждаются в дополнительном комментарии. Что же касается решения руководящего органа предприятия-должника, то здесь, видимо, подразумевается предприятие, которое по организационно-правовой форме представляет собой хозяйственное товарищество или общество, имеющее соответствующие органы: общее собрание акционеров (учредителей), правление, генерального директора и др. Если в учредительных документах предусмотрено, что общее собрание акционеров (или какой-либо другой орган) правомочно принимать решение о ликвидации предприятия, о его несостоятельности и т.п., то решение соответствующего органа будет достаточным основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с заявлением.
Формальное требование к заявлению заключается в том, что оно подается в письменной форме и подписывается руководителем предприятия либо лицом, его заменяющим.
Заявление должно содержать кроме данных, предусмотренных АПК РФ, сумму требований, которые не могут быть удовлетворены, сведения о форме собственности и субъекте собственности, причины, по которым должник считает невозможным выполнить свои обязательства, другие необходимые сведения (п. 2 ст. 5 Закона). Возникает вопрос: что означает фраза "кроме данных, предусмотренных в АПК РФ"? Требования к содержанию искового заявления изложены в ст. 102 АПК РФ. Поскольку дела о банкротстве не являются исковым производством, поэтому здесь вряд ли применимы к иску требования АПК РФ. Из всех обязательных реквизитов искового заявления к заявлению о признании предприятия банкротом могут быть предъявлены только требования общего характера: наименование арбитражного суда; наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса (в отношении кредиторов); цена иска, т. е. общая сумма кредиторской задолженности, которая необходима для того, чтобы определить подведомственность спора арбитражному суду; перечень прилагаемых документов.
В Законе дан перечень документов, которые необходимо представить должнику вместе с заявлением в арбитражный суд:
- список кредиторов и должников с расшифровкой их дебиторской и кредиторской задолженности (с указанием их почтовых адресов);
- бухгалтерский баланс либо заменяющие его документы;
- документы, подтверждающие направление копии заявления со всеми приложениями кредиторам;
- копия платежного поручения, свидетельствующая об уплате госпошлины, с соответствующими отметками банка о зачислении пошлины в доход федерального бюджета;
- другие документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основывается заявление (договоры с кредиторами, по которым наступил срок исполнения денежных обязательств, договоры с контрагентами, свидетельствующие о наличии дебиторской задолженности, документы банка об отсутствии средств на расчетном счете и др.).
С заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами) государственная пошлина взимается в десятикратном размере минимальной оплаты труда (ст. 4 п. 2.5 Федерального закона от 31.12.95 N 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине").
Если в заявлении отсутствуют какие-либо обязательные реквизиты или к нему не приложены необходимые документы, арбитражный суд применяет статьи 107 (отказ в принятии иска) и 108 (возвращение иска) АПК РФ.
Заявление предприятия-должника не может возвращаться без рассмотрения в случаях непредставления заявителем бухгалтерского баланса. Действия арбитражного суда в этом случае специально регулируются п. 5 ст.5 Закона. В случае непредставления должником в течение 15 дней со дня подачи заявления бухгалтерского баланса арбитражный суд поручает составление и представление указанных документов независимому аудитору за счет должника. Сумму, подлежащую выплате аудитору, должник вносит вперед на депозитный счет арбитражного суда. В противном случае сумма уплачивается с депозитного счета арбитражного суда с последующим возмещением из имущества должника.
Кроме того, за непредставление бухгалтерского баланса на руководителя предприятия-должника может быть наложен в административном порядке штраф в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда, сумма которого направляется на увеличение конкурсной массы. Правда, порядок взыскания этого штрафа пока не установлен.
Арбитражный суд может запросить сведения о наличии у организации (предпринимателя), в отношении которой возбуждено соответствующее дело, дебиторской и кредиторской задолженности у налоговой инспекции, Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (территориальных агентств), банка или иных кредитных учреждений, обслуживающих должника, Пенсионного фонда Российской Федерации, а также у других органов, располагающих, по мнению суда, подобными сведениями.
К заявлению предприятия-должника может быть приложено ходатайство о проведении внешнего управления имуществом предприятия или о его санации. Соответствующее ходатайство может содержаться непосредственно в тексте заявления.
Уже говорилось ранее, что заявление, поданное должником, не может быть им отозвано. В данном случае арбитражный суд должен рассмотреть дело по существу.
Анализ дел, возбужденных арбитражными судами по заявлениям предприятий-должников, свидетельствует о том, что с подобными заявлениями обращаются лишь в тех случаях, когда предприятие попадает в безвыходное финансовое положение и единственная цель - избавиться от долгов даже ценой его ликвидации.
Закон также предъявляет особые требования к заявлению кредитора.
Прежде всего, как уже отмечалось ранее, в отличие от заявления должника Закон предусматривает для кредитора обязательность доарбитражного урегулирования спора. Кредитор обязан направить должнику извещение, содержащее требование к должнику погасить в недельный срок задолженность и предупреждение о том, что в случае невыполнения должником обязанности погасить задолженность кредитор обратится в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Такое извещение должно быть направлено заказной почтой с уведомлением о вручении. И только после получения уведомления о вручении извещения должнику, но не ранее установленного в нем срока (семь дней), кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о банкротстве. С учетом изложенного, отсутствие доказательств о вручении извещения кредитора должнику является основанием для возвращения заявления кредитора в соответствии с п. 3 ст. 104 АПК РФ.
Если проводить сравнительный анализ этой процедуры с претензионным порядком урегулирования споров, то можно обнаружить как сходство, так и различие между ними. Сходство заключается в том, что в обоих случаях соблюдение доарбитражного порядка урегулирования спора является необходимой предпосылкой для последующего обращения в арбитражный суд. Различие состоит в том, что совершенно по-разному оценивается роль ответа должника на претензию и на извещение кредитора. В первом случае возможен ответ о признании претензии, что является препятствием для обращения в арбитражный суд с иском. В Законе РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" вообще ничего не говорится об ответе предприятия-должника на извещение, право кредитора на обращение в арбитражный суд никак не связано с фактом получения или неполучения ответа от предприятия-должника. Видимо, единственной возможностью предотвратить обращение кредитора с заявлением в арбитражный суд выступает удовлетворение его требований, т.е. перечисление предприятием-должником, получившим извещение кредитора, всей суммы долга.
Повторим, что у кредитора есть право отозвать свое заявление до возбуждения дела (п. 4 ст. 6 Закона).
К оформлению заявления кредитора предъявляются следующие требования: заявление представляется в письменной форме, к нему должны быть приложены документы, подтверждающие требования к должнику, которые не были удовлетворены по извещению кредитора, а также уведомление о вручении извещения должнику и подтверждение направления ему копии заявления с приложениями. Добавим к этому доказательства уплаты госпошлины. Несоблюдение этих требований дает основание арбитражному суду возвратить заявление кредитора без рассмотрения.
В письме Госналогслужбы РФ от 16.02.96 N НП-6-14/104 "О порядке предъявления в арбитражный суд исков о ликвидации предприятия" указаны основные требования, которые необходимо соблюдать при составлении государственными налоговыми инспекциями заявлений о признании предприятия несостоятельным (банкротом).
6.3. Заявление прокурора о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве)
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) в случае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. К другим случаям относится предусмотренное АПК РФ право прокурора обратиться в арбитражный суд в защиту государственных или общественных интересов. Более того, п. 2.1 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 24.10.96 N 59 "О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе" установлено, что выявление правонарушений, для устранения которых в соответствии с Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" прокурор может обратиться с иском в арбитражный суд, является, безусловно, необходимым (обязательным) вмешательством прокурора для защиты государственных или общественных интересов.
Вместе с тем нельзя не заметить отсутствие всякого практического смысла в возбуждении дела арбитражным судом по заявлениям прокурора, связанным с фиктивным банкротством. Объясняется это тем, что, как только будет установлена фактическая платежеспособность должника (т. е. фиктивность банкротства), арбитражный суд должен вынести решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Как и кредитор, прокурор вправе отозвать свое заявление до возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия арбитражным судом.
6.4. Мировое соглашение
Как должник, так и кредиторы должны постоянно иметь в виду предоставленную им Законом возможность заключения мирового соглашения на любой стадии производства по делу о несостоятельности (банкротстве) (статьи 39, 40 Закона). Заключение мирового соглашения означает, что между должником и кредитором достигнута договоренность относительно условий об отсрочке и рассрочке причитающихся кредитору платежей, скидке с долгов, сложении недоимок по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, о возврате излишне полученных сумм. Однако Закон требует, чтобы при заключении мирового соглашения были надежно ограждены интересы других кредиторов, не участвующих в соглашении. Имеется в виду, что условия, установленные для кредиторов, не участвовавших в мировом соглашении, не могут быть хуже, чем для тех, кто его подписал.
Как и другие вышеперечисленные процедуры, мировое соглашение происходит под контролем арбитражного суда. После его заключения сторонами оно вместе с необходимыми документами передается на утверждение арбитражного суда и лишь после утверждения вступает в силу. Утверждение мирового соглашения производится арбитражным судом с вызовом заинтересованных сторон (ст. 41 Закона). При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 37 АПК РФ, арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если это противоречит законам и иным нормативным правовым актам или нарушает права и законные интересы других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Не позднее двух недель после заключения мирового соглашения должны быть покрыты долги кредиторов в объеме не менее 35%. Дальнейший порядок погашения определяют сами стороны (ст. 42). Думается, что указанное положение сильно сужает сферу применения мирового соглашения. Было бы лучше, если бы стороны имели возможность договориться и на иных, менее обременительных для должника условиях.
Любой из кредиторов может требовать от арбитражного суда признания мирового соглашения недействительным, в случае если окажется, что должник неправильно указал размер принадлежащего ему имущества в бухгалтерском балансе (иных бухгалтерских документах).
Мировое соглашение может быть расторгнуто при невыполнении закрепленных в нем обязательств сторон, продолжающемся ухудшении финансового состояния должника, совершении им действий, которые наносят ущерб правам и законным интересам кредиторов. Расторжение мирового соглашения влечет за собой возобновление производства по делу о несостоятельности (банкротстве), о чем должно быть сделано извещение в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
6.5. Порядок возбуждения производства по делу и рассмотрения дела
На основании заявления должника, кредитора или прокурора судья арбитражного суда возбуждает производство по делу, о чем выносит определение, которое направляется должнику, кредитору и прокурору, а также трудовому коллективу предприятия-должника в лице органа, подписавшего коллективный договор (ст. 8 Закона).
Не совсем ясно, почему данная статья содержит указание о направлении определения суда прокурору. Полагаем, что это необходимо только в случаях, когда заявление о возбуждении дела подано самим прокурором.
В соответствии со ст. 10 Закона помимо должника и известных арбитражному суду кредиторов (в том числе кредиторов, не обратившихся в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия-должника несостоятельным) на заседание арбитражного суда приглашаются собственник предприятия-должника или орган, уполномоченный управлять государственным или муниципальным имуществом, финансовый орган по месту регистрации должника, банк, осуществляющий расчетное и кредитное обслуживание должника, представитель трудового коллектива предприятия-должника, который избирается на общем собрании (конференции) трудового коллектива.
Все эти лица должны быть приглашены на заседание арбитражного суда. Однако в п. 12 приложения "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)" к письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.04.95 N С1-7/ОП-237 были даны разъяснения относительно того, что арбитражный суд будет рассматривать дело о несостоятельности (банкротстве) по заявлению одного или нескольких кредиторов по существу и в том случае, если остальные кредиторы уклоняются от участия в заседании суда.
Дата рассмотрения дела определяется с учетом времени, необходимого на доставку определения лицам, участвующим в деле, для подготовки к рассмотрению дела.
По новому АПК РФ рассмотрение дел в первой инстанции осуществляется судьей единолично. Однако это правило не распространяется на рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве): здесь сохранен принцип коллегиальности, что соответствует ст. 9 Закона. При коллегиальном рассмотрении дела в состав арбитражного суда должно входить трое или другое нечетное число судей. Дела о несостоятельности арбитражный суд рассматривает в составе трех судей.
Порядок рассмотрения дел о несостоятельности не регулируется Законом, поэтому действуют нормы АПК РФ. Однако не все они применяются при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве).
Оценка удовлетворительности структуры баланса производится в арбитражном суде с учетом уже рассмотренной ранее Системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий (приложение 1 к постановлению Правительства РФ от 20.05.94 N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий").
До принятия решения по делу к предприятию-должнику могут быть применены различные процедуры, предусмотренные в ст. 2 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", а именно: реорганизационные (см. разд. 5), ликвидационные (см. подразд. 6.2), а также мировое соглашение (см. подразд. 6.4).
По результатам рассмотрения дела арбитражный суд должен принять одно из предусмотренных п. 2 ст. 10 Закона решений:
- о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства;
- об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены.
При наличии ходатайства о проведении реорганизационных процедур и оснований для их проведения, предусмотренных в п. 2 ст. 12 и в п. 2 ст.13 Закона, арбитражный суд выносит определение о приостановлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и о проведении внешнего управления имуществом должника или санации (п. 3 ст. 10, п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 13 Закона).
7. Реорганизационные процедуры
При наличии ходатайства должника, собственника предприятия-должника или кредитора о проведении одной из реорганизационных процедур арбитражный суд проверяет обоснованность такого ходатайства и, если установит эффективность предлагаемой процедуры, до принятия решения по делу назначает ее проведение и приостанавливает производство по делу (ст.10 Закона). Перечень лиц, имеющих право заявлять ходатайство, дополнен Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ (Указ Президента РФ от 22.12.93 N 2264). Таким образом, в дополнение к АПК РФ Закон установил еще одно основание приостановления производства по рассматриваемой категории дел.
Для решения вопроса о целесообразности проведения реорганизационных процедур необходимо провести экономический анализ состояния предприятия (возможно поручить это компетентной экономической фирме). Успех проведения таких процедур зависит от состояния оборудования предприятия, современности технологий производства, конкурентоспособности выпускаемых товаров, реальности погашения дебиторской задолженности, возможности реорганизации производства и управления предприятием. Поэтому ходатайство о проведении реорганизационной процедуры должно содержать подробное обоснование восстановления платежеспособности предприятия. Очень много зависит от деловых качеств и организаторских способностей арбитражного управляющего.
Раздел III Закона устанавливает возможность проведения двух реорганизационных процедур: внешнего управления имуществом должника и санации.
Арбитражным судом может быть назначена только одна из указанных процедур при условии наличия ходатайства, а также при наличии оснований для ее проведения, т. е. если имеются данные считать, что в результате такой процедуры предприятие станет состоятельным, а точнее - платежеспособным. По своей инициативе арбитражный суд не вправе назначать реорганизационные процедуры.
Рассмотрим подробнее каждую из реорганизационных процедур.
7.1. Внешнее управление имуществом должника
Процедура внешнего управления имуществом должника, предусмотренная ст. 12 Закона, осуществляется путем проведения организационных и экономических мероприятий, в том числе путем реализации части его имущества, и направлена на продолжение деятельности предприятия-должника. Такая мера применяется, если есть основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
Ранее уже говорилось о том, что внешнее управление вводится арбитражным судом по ходатайству самого должника, собственника или кредитора. Главное в содержании ходатайства заключается в обосновании необходимости приостановления в арбитражном суде производства по делу и проведения внешнего управления его имуществом (например, путем анализа бухгалтерского баланса предприятия, свидетельствующего о наличии у предприятия имущества, за счет реализации которого без серьезного ущерба для производства может быть погашена часть долга; путем ликвидации убыточных производств; путем внесения в установленном порядке в договоры изменений, направленных на устранение кабальных и невыгодных условий и т.п.). Содержащиеся в ходатайстве доводы и аргументы в пользу проведения внешнего управления должны быть подтверждены соответствующими документами, расчетами и другими доказательствами. Необходимо также указать кандидата на должность арбитражного управляющего.
Что касается продолжительности внешнего управления имуществом должника, то Закон устанавливает максимальный срок 18 месяцев (п. 2 ст.12 Закона).
Чрезвычайно важным для предприятия-должника является положение, содержащееся в п. 3 ст. 12 Закона, о том, что на весь период проведения внешнего управления объявляется отсрочка удовлетворения требований кредиторов (мораторий), которая распространяется на долги предприятия, возникшие до назначения внешнего управления. Это освобождает предприятие-должника от расходов на уплату значительных сумм в счет своих денежных обязательств в течение длительного времени. Других прецедентов подобного рода, когда хозяйствующий субъект, не выполнивший своих обязательств перед контрагентами, освобождался бы на длительный период от применения мер ответственности, действующее законодательство не знает.
В практике арбитражных судов возник вопрос о том, начисляются ли в период проведения внешнего управления имуществом должника предусмотренные договорами проценты за пользование кредитом, а также санкции по обязательствам должника, возникшим до введения моратория. Высший Арбитражный Суд РФ в п. 16 приложения "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)" к письму от 25.04.95 N С1-7/ОП-237 разъяснил, что при решении этого вопроса арбитражным судам необходимо исходить из следующего.
Кредиторы, у которых право требования долга вытекает из обязательств, возникших до введения моратория, имеют право в период проведения внешнего управления начислять предусмотренные договорами проценты за пользование кредитом, а также санкции по обязательствам должника. Однако предъявление должнику указанных требований возможно только после окончания моратория, т. е. после прекращения внешнего управления имуществом должника.
Однако необходимо иметь в виду, что действие моратория не распространяется на обязательства должника, возникшие после назначения внешнего управления.
Таким образом, следует обратить внимание на то, что за период проведения внешнего управления имуществом в случае объявления моратория долг несостоятельного предприятия может многократно увеличиться.
Ключевая роль в проведении внешнего управления принадлежит арбитражному управляющему. Им может стать только тот, кто удовлетворяет требованиям, указанным в п. 4 ст. 12 Закона. Выбор арбитражного управляющего осуществляет арбитражный суд при назначении процедуры внешнего управления (п. 4 ст. 12 Закона). Помимо прав и обязанностей, которыми в соответствии с законодательством обычно наделяются руководители предприятий, на арбитражного управляющего возложено осуществление целого ряда функций, связанных с применением к предприятию процедуры внешнего управления. Особо следует отметить право распоряжаться имуществом предприятия-должника и разрабатывать план проведения внешнего управления и организовывать его выполнение.
Арбитражный управляющий созывает собрание кредиторов, которое действует в качестве специального органа с весьма широкой компетенцией. В нее, в частности, входит составление плана проведения внешнего управления. О решении собрания управляющий сообщает арбитражному суду. При необходимости общее собрание кредиторов вносит в ходе исполнения плана необходимые коррективы, которые после утверждения их арбитражным судом управляющий должен принять к исполнению.
Если общее собрание кредиторов отказывается утвердить представленный план, арбитражный суд может либо заменить арбитражного управляющего другим лицом, либо вынести определение об отмене внешнего управления.
Собственник предприятия-должника и кредиторы, признав, что план или действия либо бездействие арбитражного управляющего причиняют ему ущерб, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре этого плана.
Желательный результат реорганизационной процедуры - реализация в полном объеме всех мероприятий, включенных в план, и восстановление платежеспособности предприятия-должника. В этом случае арбитражный управляющий должен обратиться в арбитражный суд с заявлением о завершении внешнего управления. После проверки всех обстоятельств и положительной оценки результатов внешнего управления арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу. С этого момента восстанавливается его статус полноценного участника экономических отношений.
Возможен и иной результат - проведение намеченных мероприятий не привело к восстановлению платежеспособности. Причем это обстоятельство может быть выявлено арбитражным управляющим задолго до истечения срока, отведенного арбитражным судом для проведения внешнего управления. Как правило, в этом случае по результатам рассмотрения заявления арбитражного управляющего арбитражный суд принимает решение о прекращении внешнего управления, признании предприятия несостоятельным и об открытии конкурсного производства.
7.2. Санация
Смысл процедуры санации состоит в оказании финансовой помощи предприятию-должнику с целью предотвращения его банкротства и ликвидации (ст. 13 Закона). То есть в рамках санации предприятию-должнику передаются финансовые средства в качестве "финансовой помощи". Однако Закон не содержит определения этого понятия, так же как и не определяет порядок и условия ее предоставления (в частности, возможности требовать ее возврата или процентов по кредиту). При этом предприятия - участники санации оказывают финансовую помощь предприятию-должнику не на основании заключенного с ним договора, а на основании соглашения с другими участниками, что практически лишает их права установить условия предоставления (возврата предприятием-должником) финансовой помощи. Арбитражный суд также не обладает таким правом.
Преимущественное право на участие в санации предоставлено собственнику предприятия-должника, кредиторам и членам трудового коллектива. Может быть объявлен конкурс на участие в санации. В нем может участвовать любое физическое или юридическое лицо, в том числе иностранное. Выбор лиц, допущенных к санации, осуществляет арбитражный суд.
Участники санации в установленный срок должны выработать соглашение, в котором, в частности, следует предусмотреть обязательство обеспечить в полном объеме удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки и несут непосредственно перед кредиторами ответственность за соблюдение указанной обязанности.
Предельный срок санации, как и срок внешнего управления, составляет 18 месяцев (по ходатайству лиц, осуществляющих санацию, он может быть продлен еще на 6 месяцев).
Требования кредиторов удовлетворяются в последовательности, определяемой их очередью. Закон о банкротстве предусматривает семь очередей для санации. Однако п. 3 ст. 65 ГК РФ применительно ко всем случаям банкротства отсылает к очередности, предусмотренной п. 1 ст. 64 ГК РФ. Имеются в виду те же пять очередей, которые установлены как общее правило при ликвидации юридических лиц.
До истечения указанного в соглашении срока собственник предприятия, любой из кредиторов или членов трудового коллектива могут потребовать прекращения санации. Основанием для удовлетворения такого требования служит неэффективность проведения санации либо такое положение, когда действия ее участников направлены на ущемление интересов заявителя.
Санация может быть прекращена в связи с неэффективностью ее проведения, окончанием срока ее проведения, невыполнением обязанности удовлетворить 40% требований кредиторов по истечении 12 месяцев с ее начала (п. 11 ст. 13 Закона). В этом случае арбитражный суд принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
Достижение цели санации дает основание арбитражному суду для вынесения определения о ее завершении и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. При этом сохраняются все права участников санации, установленные в соглашении о санации (п. 12 ст.13 Закона).
Следует отметить, что действующее законодательство очень слабо и поверхностно регулирует порядок проведения этой реорганизационной процедуры. Потенциального участника санации, вероятно, отпугивают нормы, определяющие лишь его обязанности, да еще и устанавливающие солидарную ответственность всех участников санации независимо от их отношения к выполнению своих обязанностей. Думается, что закон должен подробно регулировать содержание соглашения участников санации, и особенно в части определения их прав в случае достижения результатов санации - восстановления платежеспособности предприятия-должника.
8. Принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда. конкурсное производство
Если отсутствует ходатайство о проведении реорганизационных процедур, а также если оно не удовлетворено или реорганизационные процедуры не дали положительного результата, суд может признать должника несостоятельным (банкротом). В этом случае арбитражный суд принимает решение о его принудительной ликвидации и об открытии конкурсного производства (ст. 16 Закона).
Целями этого этапа дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия является соразмерное удовлетворение требований кредиторов и освобождение должника от долгов, а также защита сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.
В соответствии со ст. 135 АПК РФ решение вступает в законную силу через месяц, если оно не обжаловано. В случае обжалования в апелляционном порядке, если решение не отменено, - с момента вынесения постановления апелляционной инстанцией.
Согласно п. 3 ст. 65 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица, признанного банкротом, устанавливается законом о банкротстве (кроме очередности удовлетворения требований кредиторов, определяемой по п. 1 ст. 64 ГК РФ).
Конкурсное производство открывается после вступления решения арбитражного суда в законную силу, которое должно быть опубликовано в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". По смыслу Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" данная публикация преследует цель уведомить о ликвидации предприятия-должника всех его возможных кредиторов независимо от их местонахождения и тем самым предоставить им возможность предъявления своих претензий. Невыполнение требований Закона об опубликовании объявления о добровольной ликвидации предприятия-должника может стать основанием для признания действий, связанных с его ликвидацией, недействительными.
Открытие конкурсного производства влечет определенные правовые последствия для должника и руководителя этого предприятия.
Так, руководитель предприятия отстраняется от должности, а его права и обязанности переходят к конкурсному управляющему (ст. 24 Закона).
Предприятию-должнику запрещается отчуждение имущества, кроме случаев, когда разрешение на это дано собранием кредиторов; прекращается погашение его обязательств, кроме выплаты причитающегося вознаграждения арбитражному и конкурсному управляющему, расходов по ведению конкурсного производства и по функционированию предприятия-должника. Время исполнения всех долгов считается наступившим и тем самым независимо от сроков требования всех кредиторов уравниваются между собой. Прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности. Все имущественные претензии могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, а не в виде самостоятельных претензий и исков (ст. 18 Закона).
Конкурсные процессы происходят под контролем арбитражного суда, который открывает и закрывает их, назначает конкурсного управляющего и т.д. Механизм осуществления контроля арбитражный суд определяет самостоятельно.
В конкурсном процессе участвуют конкурсный управляющий, собрание кредиторов, сам должник, члены трудового коллектива, а также другие заинтересованные лица.
Закон о банкротстве определяет компетенцию конкурсного управляющего, а также собрания кредиторов. Последнее вправе выдвигать кандидатуру для назначения конкурсного управляющего, предоставляя ему возможность самостоятельно совершать определенные сделки по отчуждению имущества должника, решать вопрос о начале продажи имущества, способах и форме ее осуществления и т.п.
Возможные споры между конкурсным управляющим и собранием кредиторов призван разрешать арбитражный суд.
Конкурсный управляющий проводит анализ финансового положения предприятия должника, формирует конкурсную массу, предназначенную для расчетов с кредиторами, взыскивает причитающиеся предприятию долги и др.
Конкурсная масса охватывает все имущество должника, включая объекты социально-культурной сферы, которые находятся на его балансе. Исключение составляют жилищный фонд, детские дошкольные учреждения, отдельные жизненно важные для данного региона объекты производства и коммунальной инфраструктуры. Соответствующее имущество, если иное не предусмотрено законом, принимается на баланс органов местного самоуправления или органов государственной власти. Не входит в конкурсную массу и имущество, которое находится у должника в аренде или принято им на ответственное хранение, а также имущество работников предприятия (кроме того, на которое в силу законодательства или учредительных документов может быть обращено взыскание по обязательствам должника).
Закон о банкротстве устанавливает, что в конкурсную массу не включается и имущество, которое составляет предмет залога (п. 4 ст. 26 Закона). Иными словами, это означает, что требования кредитора, принявшего меры к обеспечению залогом исполнения своих обязательств, подлежит удовлетворению вне всякой очереди. Однако указанная норма в настоящее время противоречит п. 3 ст. 65 ГК РФ. В связи с этим имущество, составляющее предмет залога, должно включаться в конкурсную массу, а требования по обязательствам, обеспеченным залогом, будут удовлетворяться в соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ в третью очередь.
В статье 28 Закона содержится перечень оснований для признания недействительными некоторых сделок, совершенных должником до того, как он стал банкротом. Конкурсный управляющий вправе оспаривать такие действия должника, как досрочное удовлетворение требований отдельных кредиторов по ранее возникшим обязательствам. Имеется в виду строго определенный круг случаев:
- когда это было сделано в пределах шести месяцев до дня возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) и если в момент досрочного удовлетворения предприятие уже было фактически несостоятельным
- либо независимо от времени, когда указанные действия были совершены должником с намерением причинить ущерб другим кредиторам, при этом кредиторы, в пользу которых сделан досрочный платеж, знали об этом намерении должника.
Кроме того, по заявлению конкурсного управляющего арбитражный суд признает недействительными совершенные должником или от его имени до признания его несостоятельным действия, направленные на удовлетворение требования кредиторов, сроки которых наступили в то время, когда предприятие уже было фактически несостоятельным и стороны об этом знали (исключение составляют кредиторы-залогодержатели и привилегированные кредиторы).
Сделка, совершенная с нарушением приведенных требований, в случае признания ее недействительной влечет за собой необходимость для кредиторов возвратить в конкурсную массу все полученное ими по такой сделке (в натуре, а если это невозможно - в деньгах).
Однако помимо указанных специальных оснований недействительности сделок конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании сделки недействительной (и применении последствий ее недействительности) по общим основаниям, предусмотренным ГК РФ, в случае если соответствующие нормы предусматривают в качестве последствий недействительности сделок реституцию, т.е. возврат сторон в первоначальное положение.
Все претензии кредиторов, предъявленные в установленный законом срок, рассматривает в соответствии со ст. 26 Закона конкурсный управляющий, а кредиторы, не согласные с его решением, вправе обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Денежные средства, вырученные от продажи имущества, распределяются в соответствии с установленной очередностью.
Как уже говорилось ранее, установленная Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" очередность покрытия долгов после принятия нового ГК РФ не действует, она определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 и п. 1 ст. 64 ГК РФ, а именно:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся каждому из них (п. 3,4 ст. 30 Закона).
Закон гарантирует защиту прав должника и кредиторов, предоставив им право обжаловать в арбитражный суд решение конкурсного управляющего в случае нарушения их прав и законных интересов (ст. 31). По их заявлениям не возбуждаются дела, эти заявления рассматриваются в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности средств, а также не признанные конкурсным управляющим или решением арбитражного суда по заявлению кредитора, считаются погашенными (ст. 35 Закона).
После продажи имущества, завершения расчетов с кредиторами и погашения их претензий должник считается полностью свободным от долгов (ст. 36 Закона). При этом конкурсный управляющий представляет арбитражному суду отчет (ст. 37 Закона). Арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета, закрытии конкурсного производства и направляет копию определения органу, осуществляющему государственную регистрацию предприятий. Указанный орган на основании определения арбитражного суда исключает предприятие из Государственного реестра, после чего предприятие считается ликвидированным (ст. 51 Закона).
9. Ответственность за неправомерные действия в сфере банкротства
В главе VI Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" изложена подробная характеристика действий должника, собственника предприятия-должника, кредитора и иных лиц, которые следует считать неправомерными. В статье 48 Закона установлено, что лица, совершившие неправомерные действия, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Уголовным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 января 1997 г., за совершение указанных в Законе действий предусмотрена уголовная ответственность.
В частности, в соответствии со ст. 195 УК РФ к неправомерным действиям относится сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб. За данное преступление предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.
Кроме того, предусмотрено уголовное наказание за неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем, знающим о своей фактической несостоятельности (банкротстве), заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб.
В ст. 196 УК РФ установлено наказание за действия, подпадающие под понятие преднамеренного банкротства. За умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо повлекшие иные тяжкие последствия, к правонарушителю применяется штраф в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда либо лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Ответственность за фиктивное банкротство, т. е. за заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а также индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб, установлена в ст. 197 УК РФ. Наказание, предусмотренное ст. 197, аналогично наказанию, предусмотренному за преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ).
С. Клочихина
Выпуск 7, апрель 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".