Комментарий к изменениям и дополнениям N 6 инструкции Госналогслужбы РФ от 15. 05. 95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (Выпуск 10, май 1997 г.)

Комментарий к изменениям и дополнениям N 6 инструкции
Госналогслужбы РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды"


Изменения и дополнения N 6 (далее - Изменения N 6), внесенные в инструкцию Госналогслужбы РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (далее - Инструкция), затрагивают все шесть разделов Инструкции.

Порядок исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды - на реализацию ГСМ, на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев автотранспортных средств, а также налога на приобретение автотранспортных средств, - во многом сходен, но в то же время имеет определенные особенности. В настоящем комментарии вопросы налогообложения рассмотрены применительно к каждому конкретному платежу.

Отметим, что хотя рассматриваемые Изменения N 6 Инструкции зарегистрированы в Минюсте РФ 07.04.97 N 1286, однако на момент написания данного комментария официально не опубликованы.


Порядок исчисления и уплаты налога на реализацию ГСМ
(Раздел I)


В соответствии с п. 1 Инструкции не облагается налогом на реализацию ГСМ продукция, экспортируемая за пределы государств - участников СНГ по ценам, приближенным к мировым. Эта льгота сохранена, однако теперь для обоснования ее применения будет необходимо представлять в налоговые органы документы, подтверждающие экспорт названных товаров. В этой связи Изменениями N 6 в п. 1 включен подробный перечень документов, необходимых для обязательного представления в налоговые органы при подтверждении права на льготу по налогообложению экспортируемых за пределы государств - участников СНГ горюче-смазочных материалов. Это - контракт российского налогоплательщика с иностранным лицом на поставку ГСМ, выписка банка, подтверждающая поступление выручки от реализации ГСМ на счет российского поставщика, а также грузовая таможенная декларация, подтверждающая выпуск ГСМ за пределы таможенной территории РФ в режиме экспорта.

Кроме того, рассмотрены специфические ситуации, когда вывоз ГСМ осуществляется воздушным или железнодорожным транспортом, через морские порты, с использованием трубопроводного транспорта, а также через границы РФ с государствами - участниками Таможенного союза, на территории которых таможенный контроль отменен.

Существенные изменения коснулись п. 2 Инструкции, где впервые был изложен порядок определения объекта обложения налогом на реализацию ГСМ для случаев продажи ГСМ по ценам не выше фактической себестоимости.

В ранее действовавшей редакции облагаемый налогом оборот по реализации определялся исходя из фактических цен реализации ГСМ (включая акциз) без налога на добавленную стоимость. Теперь для исчисления объекта при реализации ГСМ по ценам не выше фактической себестоимости принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. В этой связи в Инструкции даны определения понятий "фактическая себестоимость" произведенной и приобретенной для дальнейшей реализации продукции, а также расшифровка понятия "сложившиеся рыночные цены".

Заметим, что ранее пересчет налогооблагаемой базы при реализации товаров (продукции, работ, услуг) по ценам ниже их фактической себестоимости исходя из сложившихся рыночных цен в целях налогообложения был установлен только при исчислении налога на прибыль и НДС. Как видно, со вступлением в силу Изменений N 6 данное правило станет обязательным и для плательщиков налога на реализацию ГСМ (забегая вперед, скажем, что аналогичные требования установлены и при определении налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог).

В дополнение к этому в Инструкцию было внесено новое правило, касающееся случаев, когда организация в течение 30 дней до реализации ГСМ по ценам, не превышающим их фактической себестоимости, реализовала аналогичную продукцию по ценам выше ее фактической себестоимости. В такой ситуации по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисленные из максимальных цен реализации этих ГСМ.


Определенная корректировка порядка исчисления оборота, облагаемого 4налогом на реализацию ГСМ, затронула и ситуации, когда организациями осуществляется обмен горюче-смазочных материалов на какой-либо товар (выполненные работы или оказанные услуги). В отличие от ранее действовавшего принципа, в соответствии с которым в таких случаях для исчисления налога принималась стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из сложившихся на момент совершения сделок рыночных цен, теперь налогооблагаемая база хотя и зависит от стоимости этих товаров (работ, услуг), но тем не менее не может быть ниже рыночных цен, сложившихся на обмениваемые горюче-смазочные материалы.

Налог на реализацию ГСМ в этой ситуации (согласно п. 3 Инструкции) исчисляется с суммы разницы между стоимостью этих товаров (работ, услуг), но не ниже рыночных цен обмениваемых ГСМ, сложившихся на момент совершения сделки (без учета НДС), и стоимостью их приобретения (без НДС).

По-новому изложен порядок исчисления налога на реализацию ГСМ предприятиями, приобретающими их для доработки с целью улучшения качественных характеристик, товарного вида (в том числе за счет расфасовки в другую тару), и последующей перепродажи.

В этом случае объектом налогообложения является сумма разницы между выручкой от реализации ГСМ исходя из фактических цен реализации, но не ниже фактической себестоимости (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС), включающая все затраты, связанные с улучшением качества ГСМ, их товарного вида, а также издержки обращения, в том числе расходы по транспортировке, хранению, реализации, коммерческие расходы, акциз и прибыль организации-перепродавца ГСМ.


Также в п. 3 Инструкции впервые представлен порядок исчисления и уплаты рассматриваемого налога при реализации ГСМ по договорам комиссии (поручения, агентскому соглашению). В рамках таких отношений налог на реализацию ГСМ уплачивают комитент (доверитель, принципал) с всей фактической суммы реализации ГСМ (без НДС в случае, если эти лица являются изготовителями реализуемых ГСМ), или с суммы разницы между фактической суммой реализации ГСМ и стоимостью их приобретения (в случае перепродажи ГСМ комитентом (доверителем, принципалом).


Не менее интересными представляются изменения п. 4 Инструкции, определяющие не урегулированный ранее порядок включения расходов по таре и транспортировке ГСМ в выручку от реализации этих материалов, зависевший от принятого плательщиками метода формирования цены на ГСМ.

Так, если изготовителем или перепродавцом цена реализации ГСМ установлена на условиях их доставки до пункта назначения за счет поставщика, расходы по таре и доставке материалов до пункта назначения подлежат включению поставщиком в состав своих коммерческих расходов или издержек производства обращения и учитываются им в составе отпускной цены и выручки от реализации ГСМ.

Следует иметь в виду, что даже в тех случаях, когда такие расходы выделяются в счетах-фактурах отдельной строкой, они также включаются в состав выручки от реализации ГСМ и учитываются при исчислении рассматриваемого налога.

Как замечено в самой Инструкции, аналогичный порядок учета в целях налогообложения расходов по таре и доставке применяется и в том случае, когда отпускная цена установлена на условиях доставки ГСМ до пункта отправления за счет поставщика.

Соответственно расходы по таре и доставке ГСМ от пункта отправления до пункта назначения, возмещаемые покупателями сверх отпускной цены, у поставщика в выручку от реализации ГСМ не включаются и налогом на реализацию ГСМ не облагаются.


Изменениями N 6 уточнены сроки уплаты налога на реализацию ГСМ, зависящие от размера среднемесячных платежей налога плательщиков.

Так, предприятия со среднемесячными платежами налога от 3 млн руб. уплачивают налог ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации ГСМ за истекший календарный месяц в срок не позднее 20-го числа следующего месяца.

Организации со среднемесячными платежами налога до 3 млн руб., а также малые предприятия и предприятия, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплачивают налог ежеквартально исходя из фактических оборотов по реализации ГСМ за истекший квартал в срок не позднее 20-го числа следующего месяца.


Порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог
(Раздел II)


Первая и, пожалуй, самая существенная корректировка действующего порядка исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог связана с изменением порядка определения объекта налогообложения по результатам заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности предприятий.

В отличие от ранее действовавшей редакции Инструкции, в соответствии с которой налог на пользователей автомобильных дорог исчислялся предприятиями, осуществляющими указанные виды деятельности, с суммы товарооборота, т.е. с продажной стоимости товара, объектом обложения в настоящее время является разница между продажной и покупной ценами товаров.

При этом продажная цена товаров учитывается по строке 010, а покупная - по строке 020 формы N 2 "Отчета о финансовых результатах и их использовании" (см. пункты 3.1, 3.2 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина РФ от 12.11.96 N 97), а в соответствии с п. 18 Инструкции при определении налогооблагаемой базы из данной суммы исключается НДС, исчисленный с суммы разницы между продажной и покупной ценами реализованных товаров.

Что касается объекта налогообложения предприятий, не являющихся торговыми (снабженческо-сбытовыми, заготовительными), но тем не менее реализующих в рамках своей предпринимательской деятельности продукцию, работы или услуги, то им по-прежнему является выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Этот показатель учитывается на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и отражается по строке 010 формы N 2 "Отчета о финансовых результатах и их использовании". При этом, согласно п. 18 Инструкции, при исчислении налогооблагаемой базы из выручки исключаются НДС, акцизы, налог на реализацию ГСМ, экспортные пошлины, лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, суммы установленных надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры.

Таким образом, в Изменениях N 6 был использован общий подход к определению объекта налогообложения для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог как для торговых, заготовительных и снабженческо-сбытовых организаций, так и для предприятий, не являющихся таковыми. В этой связи не случайна и соответствующая корректировка в п. 19 Инструкции ставок налога. Заметим, что это изменение произошло в связи с принятием Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О Федеральном бюджете на 1997 год". Согласно ст. 54 Федерального закона, впредь до внесения соответствующих изменений в Закон РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" ставка налога на пользователей автомобильных дорог установлена в одинаковом размере для обеих категорий налогоплательщиков и составляет 2,5%.

В данной связи следует иметь в виду, что средства от взимания этого налога зачисляются равными долями в Федеральный дорожный фонд РФ и территориальные дорожные фонды - по ставке 1,25%. Соответственно налог на пользователей автомобильных дорог перечисляется каждым плательщиком раздельно на счета Федерального дорожного фонда РФ и территориальных фондов (п. 27 Инструкции). При этом законодательные органы субъектов РФ с учетом местных условий могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога.

Как уже отмечалось, Изменения N 6 ввели требование обязательного пересчета оборотов по реализации ГСМ при продаже этих материалов по ценам ниже их фактической себестоимости исходя из цен, сформировавшихся на эти материалы на рынке. Аналогичное положение вошло и в п. 17 Инструкции, определяющий порядок исчисления объекта обложения налогом на пользователей автомобильных дорог. Иными словами, при реализации товаров, продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимаются рыночные цены на аналогичные товары, продукцию (работы, услуги), сложившиеся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.

Кроме того, в п. 17 Инструкции также фигурирует правило, согласно которому в случае, когда организация в течение 30 дней до реализации товаров, продукции (работ, услуг) по ценам, не превышающим их фактической себестоимости, реализовала аналогичную продукцию по ценам выше ее фактической себестоимости, по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисленные из максимальных цен реализации этих товаров, продукции (работ, услуг).

Вместе с тем только в целях определения налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог установлено правило, в соответствии с которым в случае, если плательщик налога на пользователей автомобильных дорог не мог реализовать товары (продукцию) по ценам выше себестоимости из-за снижения их качества или потребительских свойств (включая моральный износ) либо сложившиеся на эти или аналогичные товары (продукцию) рыночные цены оказались ниже их фактической себестоимости, при реализации товаров, продукции (работ, услуг) ниже фактической себестоимости для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации товаров (продукции).

Остальные положения, касающиеся порядка формирования налогооблагаемой базы по рассматриваемому налогу при обмене товарами, продукцией (работами, услугами), а также особенностей включения расходов по таре и транспортировке товаров, продукции (работ, услуг) в выручку от их реализации в зависимости от принятого метода формирования цены на товары, продукцию (работы, услуги), при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог идентичны тем, которые используются при исчислении налога на реализацию ГСМ.


Иначе в п. 21 Инструкции были представлены особенности налогообложения отдельных категорий плательщиков налога на пользователей автомобильных дорог.

Так, если раньше в Инструкции обозначались типы организаций либо виды деятельности с указанием специально определенных для этих случаев ставок налога, то теперь для различных категорий субъектов и видов деятельности установлены конкретные объекты налогообложения.

Так, плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог с выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), являются:

- бюджетные и некоммерческие организации, реализующие продукцию (работы, услуги);

- предприятия, оказывающие посреднические услуги;

- организации, уставной деятельностью которых является предоставление имущества в аренду (в том числе по договору лизинга);

- банки и другие кредитные учреждения;

- страховые организации;

- биржи и ломбарды;

- религиозные организации и созданные ими коммерческие предприятия;

- угледобывающие и углеперерабатывающие предприятия;

- строительные, проектные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации;

- организации трубопроводного транспорта;

- туристско-экскурсионные организации, формирующие стоимость путевки путем приобретения услуг (проживание, питание, экскурсионное обслуживание и т.д.) в местах пребывания и транспортных услуг по отправке и возвращению туристов.

Налог с суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, уплачивают бюджетные и некоммерческие организации, осуществляющие продажу товаров, а также туристско-экскурсионные организации, занимающиеся только продажей путевок, без их самостоятельного формирования.

Между тем в дополнение к установленному порядку в п. 21.14 Инструкции впервые определены особенности налогообложения профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционных фондов. Указанные категории субъектов уплачивают налог с суммы разницы между выручкой от продажи ценных бумаг, с одной стороны, и их учетной стоимостью, процентами по проданным облигациям, начисленными с момента их последней выплаты, и расходами при продаже в виде комиссионных вознаграждений, с другой.


Положения Инструкции, устанавливающие перечень субъектов, освобожденных от уплаты налога, не претерпели значительных изменений, хотя в них появились новые моменты.

Во-первых, в состав субъектов, не являющихся плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог (как, впрочем, и иных налогов, перечисляемых в дорожные фонды, см. пункты 1, 23.7, 36.12, 53.10), включены субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Во-вторых, для более обоснованного применения этой льготы организациями, осуществляющими содержание автомобильных дорог общего пользования, дан перечень дорог, отнесенных к категории таковых. Это - внегородские автомобильные дороги, являющиеся государственной собственностью РФ.

Заметим, что аналогичное понятие фигурирует в случаях использования данными организациями льгот по освобождению от уплаты налогов с владельцев автотранспортных средств и на приобретение автотранспорта (см. пункты 36.6, 53.3, Инструкции).

В-третьих, в целях освобождения от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог колхозов, совхозов, фермерских хозяйств и других предприятий, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, установлен порядок определения удельного веса доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, при котором допускается применение льготы.

Так, удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции определяется в зависимости от результатов работы предприятия за прошедший год.

При этом если за прошедший год удельный вес указанных доходов составил 70% и более, то в текущем году налог не уплачивается. Однако если результаты работы текущего года покажут удельный вес менее 70%, то в течение десяти дней со дня представления бухгалтерского отчета и годового баланса предприятие обязано уплатить налог за текущий год.

В случае если в течение прошедшего года налог уплачивался, но по результатам работы за истекший период удельный вес доходов составил 70% и более, плательщику по его заявлению производится возврат уплаченных сумм налога или их зачет в счет будущих платежей.

Если за прошедший год удельный вес указанных доходов составил менее 70%, то в текущем году уплата налога производится нарастающим итогом по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

В качестве примечания заметим, что аналогичные требования к определению объема удельного веса доходов от реализации сельхозпродукции установлены в отношении сельскохозяйственных предприятий при применении ими соответствующей льготы по налогу с владельцев транспортных средств (см. п. 36.5 Инструкции), а также льготы по налогу на приобретение автотранспортных средств (см. п. 53.3 Инструкции).


Изменения N 6 затронули порядок и сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.

Прежде налог на пользователей автомобильных дорог уплачивался ежеквартально с обязанностью ежемесячного внесения авансовых платежей налога в сроки не позднее 15-го числа каждого месяца. В этой связи в п.61 Инструкции предусматривалась возможность применения к плательщикам мер финансовой ответственности за нарушение сроков уплаты авансовых платежей в виде взыскания пени в размере, предусмотренном подп. "в" п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Теперь уплата налога на пользователей автомобильных дорог производится ежемесячно исходя из данных бухгалтерского учета о реализации продукции (работ, услуг) и продаже товаров за истекший месяц не позднее 15-го числа следующего месяца с последующим исчислением нарастающим итогом по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года суммы налога с учетом ранее уплаченных взносов. Эти суммы вносятся в соответствующие дорожные фонды по квартальным и годовым расчетам.

Исключение из общего порядка составляют плательщики налога, имевшие по отчетным данным предыдущего квартала размер среднемесячного платежа налога не более 2 млн руб., малые предприятия, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения и учета, а также субъекты малого предпринимательства (юридические лица), не подпадающие под действие Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства". Они производят уплату налога один раз в квартал по квартальным расчетам.

Отметим, что Изменения N 6 коснулись и сроков уплаты ежеквартальных взносов налога на пользователей автомобильных дорог. Так, на пять дней увеличен срок, до истечения которого плательщиками налога вносятся в соответствующие дорожные фонды налоговые платежи по квартальным расчетам, и на десять дней - по годовым. Прежде эти платежи следовало осуществлять в сроки, установленные для представления соответствующей квартальной или годовой отчетности.


Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств
(Раздел III)


Анализируя изменения, внесенные Госналогслужбой РФ в действующий порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, мы уже косвенным образом коснулись и отдельных изменений в налогообложении владельцев транспортных средств.

Во-первых, в разделе III использовано уже знакомое нам по разделу I понятие "автомобильные дороги общего пользования", а во-вторых, изложен аналогичный порядок определения удельного веса доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в целях освобождения от уплаты налога сельскохозяйственными предприятиями и организациями.

Новая редакция Инструкции содержит также и специальные положения, изменяющие порядок уплаты налога.

Так, в п. 41 установлен единый срок уплаты налога с владельцев автотранспортных средств для всех плательщиков независимо от места регистрации принадлежащего им автотранспорта и места прохождения его технического осмотра. Теперь все плательщики-владельцы автотранспортных средств уплачивают соответствующий налог не позднее срока регистрации или перерегистрации и фактического проведения технического осмотра транспортного средства.

При этом в случае уплаты налога после осуществления указанных мероприятий начисление пени производится со дня проведения регистрации или перерегистрации и фактического проведения технического осмотра транспортного средства.


Порядок исчисления и уплаты налога на приобретение автотранспортных средств
(Раздел IV)


Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств по-прежнему являются предприятия и индивидуальные предприниматели, приобретающие автотранспортные средства одним из четырех способов: путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал.

В этой связи рассмотрим изменения Инструкции применительно к каждому из указанных способов приобретения автотранспорта, но прежде всего отметим, что п. 47 Инструкции дополнен общим правилом, в соответствии с которым по автотранспортным средствам, приобретенным независимо от способа в рамках совместной деятельности, уплату налога производит тот ее участник, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел простого товарищества.

Итак, как было ранее зафиксировано в п. 48 Инструкции, налог на приобретение автотранспортных средств путем купли-продажи исчисляется от продажной цены автомобиля без учета налога на добавленную стоимость и акциза. В новой редакции данного пункта Инструкции появилось положение, уточняющее условие, когда из продажной стоимости автомобиля при исчислении налога исключается акциз. Это случай, связанный с приобретением автомобиля у организации, которая сама произвела и реализовала этот автомобиль.

Существенные изменения произошли и в порядке определения налогооблагаемой базы по этому виду налога в случае приобретения автомобиля по договору мены. Если ранее для исчисления суммы налога принималась стоимость обмениваемых товаров (работ, услуг) исходя из их рыночных цен, то теперь налогообложение производится исходя из продажных цен, но не ниже рыночных цен на автотранспортные средства таких или аналогичных марок, сложившиеся на момент совершения сделок.

Не менее важное изменение Инструкции коснулось пункта 51.4, регулирующего порядок исчисления налога при приобретении автотранспортных средств путем лизинга. Многие специалисты не раз высказывали свои критические взгляды на принятую Госналогслужбой РФ в целях налогообложения трактовку понятия лизинговых операций. Напомним, что в прежней редакции Инструкции под лизингом фактически подразумевалась долгосрочная аренда автотранспортного средства, и это положение, разумеется, шло вразрез с гражданско-правовым пониманием лизинговых отношений.

Теперь пункт 51.4 полностью изложен в новой редакции и указанное выше определение лизинга из него исключено. Представляется, что с внесением Изменений N 6 в налоговом законодательстве будет использоваться понятие лизинговых операций, принятое в гражданском праве. В этой связи коренным образом изменился порядок налогообложения транспортных средств, приобретенных по договору лизинга, а кроме того, был полностью исключен п. 58.2 Инструкции, устанавливающий правила отражения лизинговых операций в бухгалтерском учете лизингополучателя.

Так, арендодатель (лизингодатель), приобретающий в собственность автотранспортные средства для осуществления лизинговой деятельности, уплачивает налог в общеустановленном порядке, как в случае купли-продажи автомобилей.

В свою очередь арендатор (лизингополучатель) осуществляет уплату налога на приобретение автотранспортных средств при их выкупе. При этом важно иметь в виду, что налог рассчитывается исходя из продажной цены автомобиля, определенной в договоре лизинга. Это положение имеет принципиальное значение, поскольку в ранее действовавшей редакции пункта 51.4 при приобретении автотранспортного средства путем лизинга налог уплачивался лизингополучателем исходя из балансовой стоимости имущества за вычетом износа.

По-новому изложен п. 55 Инструкции, касающийся срока уплаты плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств. Так, налог по-прежнему уплачивается по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства в течение 5 дней со дня его приобретения. Однако если ранее днем приобретения автомобиля считался день его зачисления в состав основных средств на основании акта приемки-передачи, то теперь такой день четко привязан к способам приобретения автомобиля. Им следует считать день приобретения автотранспортного средства по сделке купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал.


В заключение хотелось бы сказать о тех небольших, но довольно существенных изменениях, которые были внесены в раздел VI Инструкции, касающихся мер ответственности плательщиков налогов в дорожные фонды, а также функций налоговых органов по осуществлению контроля за полнотой, правильностью и своевременностью исчисления и уплаты этих видов налоговых платежей.

Так, в связи с отменой декадных платежей налога на реализацию ГСМ и авансовых взносов по налогу на пользователей автомобильных дорог из п. 61 Инструкции был исключен второй абзац, устанавливающий возможность применения к плательщикам за нарушение сроков уплаты авансовых и декадных платежей финансовых санкций в виде взыскания пени в размере, предусмотренном подп. "в" п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Кроме того, довольно интересное изменение претерпело содержание п.62.5 Инструкции, в котором была установлена необходимость в случае выявления в результате камеральных и документальных проверок фактов, свидетельствующих о том, что налог в дорожный фонд подлежит уплате в большей сумме, чем это показано в расчете плательщика, уплатить доначисленные суммы налога в пятидневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты. Теперь этот факт формализован, и течение пятидневного срока начинается не с момента сообщения об образовавшейся сумме доплаты налогоплательщику, а с момента вручения руководителю организации-плательщика принятого решения по акту проверки. Таким образом, в п. 62.5 Инструкции появилась четко закрепленная обязанность налоговых органов доводить до сведения плательщиков в строго определенной форме принятые ею решения, что, несомненно, направлено на защиту интересов последних, поскольку, как показывает судебно-арбитражная практика, наличие принятого по результатам проверки акта налогового органа значительно облегчает возможность его обжалования в судебном порядке.


Ю. Камфер

Выпуск 10, май 1997 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.