Об определении объекта налогообложения для исчисления НДС при выполнении строительных работ собственными силами (Выпуск 11, июнь 1997 г.)

359. Инструкция Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых товаров предусматривает представление в налоговые органы ряда документов. На практике у предприятий, экспортирующих товары по договорам комиссии (комитентов), возникают большие трудности при обосновании льгот по налогообложению. В частности, возникает вопрос, как комитент может представить платежные документы и выписку из банка, подтверждающие оплату иностранным партнером экспортируемых товаров, если указанные документы поступают в банк комиссионера и составляют коммерческую тайну?


Согласно подп. "а" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон), от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары собственного производства или приобретенные. Данная льгота распространяется и на предприятия, осуществляющие экспорт товаров через посредников по договорам комиссии, так как в соответствии с п.1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.

В пункте 22 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39) установлен перечень документов, представление которых необходимо для получения права на применение льготы по экспортируемым товарам. Буквальное толкование положений этого пункта в редакции Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ от 22.08.96 N 3 (в частности, отсутствие указаний на возможность представления копий документов) действительно делало сложным обоснование права на получение льготы предприятиями, осуществляющими экспорт товаров через посредников по договорам комиссии.

Новой редакцией п. 22 Инструкции N 39 (Изменения и дополнения от 12.03.97 N 4) предусмотрена возможность предоставления не только оригинала, но и копии грузовой таможенной декларации с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ, а также копии транспортных, или товаросопроводительных, или таможенных, или любых иных документов с отметками пограничных таможенных органов государств - участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств - участников СНГ.

Упразднено требование о представлении документов, подтверждающих поступление товаров в страну назначения.

Таким образом, реальные сложности при обосновании права на льготу у комитента могут возникнуть при выполнении двух требований Инструкции N 39:

1) о необходимости представления контракта (его копии) российского юридического лица-налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров.

При экспорте товаров через посредническую организацию по договору комиссии налогоплательщик (комитент) не заключает контракт с иностранным лицом. В этом случае комитенту следует представить копии двух договоров: своего с комиссионером и комиссионера с иностранным лицом, из которых следовало бы, что они касаются одного и того же товара. Кроме того, следует представить документы, подтверждающие отгрузку товаров собственником комиссионеру;

2) о необходимости представления выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика.

Денежные средства должны поступить именно на счет налогоплательщика, т.е. комитента. Именно комитент должен представлять выписку из своего банка о поступлении денежных средств на его счет. При этом указанная выписка должна подтверждать поступление денег от иностранного лица. В противном случае комитенту необходимо будет представить дополнительные документы или их копии, подтверждающие, что поступившие на счет деньги действительно являются выручкой от реализации товаров иностранному лицу.

Такие документы комитент может получить только у комиссионера. Платежные документы, поступающие в банк комиссионера (равно как и другие документы, связанные с выполнением договора комиссии), не могут составлять коммерческую тайну для комитента, так как по договору комиссии принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить в соответствии с указаниями комитента (ст. 992 ГК РФ). По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет (ст. 999 ГК РФ). Однако во избежание споров можно рекомендовать включать условие о представлении комиссионером документов, подтверждающих поступление денежных средств от иностранного лица, непосредственно в договор комиссии.

Косвенным подтверждением необходимости представления указанных выше документов служит содержание официальной переписки Министерства финансов РФ: писем от 28.10.96 и от 10.01.97 N 04-03-08.


А. Морозов

Выпуск 11, 1 июня 1997 г.




Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.