Порядок предоставления органами власти субъектов Российской Федерации налоговых льгот (Выпуск 14, июль 1997 г.)

457. Имеет ли право орган государственной власти административно-территориального образования освобождать от уплаты НДС и налога на прибыль группу плательщиков либо индивидуального плательщика?


Прежде всего следует сказать, что налог на добавленную стоимость и налог на прибыль являются федеральными налогами (ст. 19 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

По общему правилу в соответствии с п. 5 ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах налоговой системы) федеральные налоги (в том числе объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляются Государственной Думой РФ и другими органами государственной власти (ст. 1 Закона об основах налоговой системы).

Органы государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований дополнительные льготы по налогообложению могут предоставлять только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты.

Суммы отчислений налога на прибыль определяются при утверждении бюджетов и установленная часть зачисляется непосредственно в республиканский бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 19 Закона об основах налоговой системы).

Согласно п. 2 ст. 19 Закона об основах налоговой системы, все суммы поступлений от НДС зачисляются в федеральный бюджет.

Однако ст. 17 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" было установлено, что в бюджеты субъектов Российской Федерации в 1997 г. зачисляются не только доходы от налога на прибыль предприятий и организаций, но и 25% поступлений от НДС, в данном случае имеется в виду распределение доходов от НДС после зачисления их в бюджет РФ. Кроме того, ст. 30 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год" было предусмотрено, что не подлежат применению налоговые льготы, предоставленные нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, а также договорами между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, противоречащие действующим федеральным законам и единому подходу в финансово-бюджетных взаимоотношениях федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Закон РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", предусматривает освобождение от обложения налогом только отдельных товаров (работ, услуг), п. 3 ст. 5 которого установлен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, единый на всей территории Российской Федерации. Кроме того, Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" не содержит права органов государственной власти субъектов федерации устанавливать льготы по данному налогу. Таким образом, в силу вышеуказанной ст. 30 Закона РФ "О федеральном бюджете на 1996 год" и ст. 3 Закона РФ от 10.10.91 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" субъекты федерации не могут предоставлять льготы по такому федеральному налогу, как НДС.

Что касается налога на прибыль, то в Законе об основах налоговой системы предусмотрено непосредственное зачисление его в бюджеты разных уровней по установленным ставкам, а в п. 9 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прямо указано, что органы государственной власти национально-государственных и административно-территориальных образований, помимо льгот, предусмотренных данным Законом, могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.

Дополнительно необходимо отметить, что, согласно ст. 10 Закона об основах налоговой системы, запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если только иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Под отдельной категорией плательщиков следует понимать совокупность предприятий, расположенных на территории района, города, области, по видам деятельности или по отраслевому признаку. Если же к данному виду деятельности или отрасли относится только одно предприятие, то на него также распространяются эти льготы (п. 4.9 инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций").


С. Клочихина

Выпуск 14, июль 1997 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.