Несоответствие нормативного акта местного органа власти требованиям федерального налогового законодательства (Выпуск 3, февраль 1998 г.)

72. В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" уплата сбора за право торговли производится путем приобретения патента или лицензии на право торговли. Налоговая инспекция требует, чтобы мы перечислили сумму сбора в местный бюджет без выдачи нашему предприятию соответствующих документов (патента, лицензии) и даже без представления расчетов по сбору.

Правомерны ли действия налоговой инспекции?


Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства (ст. 6 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР"). Правомерность действий налоговых органов определяется в зависимости от их соответствия содержанию норм конкретного налогового нормативного акта. Иными словами, если в Вашем случае в нормативном акте местного органа власти, устанавливающем порядок исчисления и уплаты сбора за право торговли, не предусмотрена выдача плательщику патента или лицензии по мере уплаты сбора, то требования налоговых органов правомерны.

Другое дело, соответствует ли нормативно-правовой акт местного органа власти, не содержащий такого условия, требованиям действующего законодательства.

Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации определяются федеральным законодательством (п. 3 ст. 75 Конституции РФ). В настоящее время в качестве законодательного акта действует Закон РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (см. преамбулу) (далее - Закон N 2118-1). Сбор за право торговли как один из видов местных налоговых платежей предусмотрен подп. "е" п. 1 ст. 21 Закона N 2118-1.

Введение сбора на соответствующей территории осуществляется местными органами власти самостоятельно, но при соблюдении следующих условий:

1) сбор устанавливается местными представительными органами власти;

2) суммы сбора полностью зачисляются в соответствующий местный бюджет;

3) плательщикам выдается разовый талон или временный патент, подтверждающий право на осуществление торговой деятельности на данной территории.

Несоблюдение при установлении сбора одного из перечисленных условий является нарушением Закона N 2118-1.

Таким образом, нормативный акт, не соответствующий указанным выше требованиям, может быть признан недействительным (полностью или частично). Заинтересованное предприятие-плательщик сбора может:

1) обратиться в суд общей юрисдикции с иском о признании данного нормативного акта недействительным полностью или частично (п. 11 письма Верховного Суда РФ от 14.10.97 "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам";

2) обратиться с заявлением в прокуратуру. Прокурор, согласившись с изложенными в заявлении аргументами, может обратиться с соответствующим протестом либо в орган, издавший правовой акт, противоречащий закону, либо в суд (п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.11.95 N 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", Постановление Пленума ВС РФ от 27.04.93 N 5).


Е. Тимохина

(Выпуск 3, февраль 1998 г.)



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.