• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Учет себестоимости строительных работ (Выпуск 3, февраль 1998 г.)

80. Строительная организация использует в своей деятельности позаказный метод учета затрат. При проверке организации налоговые органы использовали расчетный метод учета затрат, в результате чего выявили занижение налогооблагаемой прибыли. Организация обратилась с иском в арбитражный суд о признании решения налоговых органов недействительным, ссылаясь на то, что расчетный метод не может быть применим в том случае, когда строительные работы имеют разный уровень рентабельности.

Арбитражный суд отклонил иск организации. Решение суда основывалось на том, что:

1) в приказе об учетной политике организации не был установлен применяемый метод учета затрат;

2) расчетный метод учета затрат может применяться в том случае, если организация выполняет однородные виды работ, независимо от уровня их рентабельности.

Правомерно ли в описанной ситуации решение суда?


Согласно п. 4.2 Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденных Минстроем РФ 04.12.95 N БЕ-11-260/7 и доведенных письмом Минфина РФ от 15.01.96 N 2 (далее - Типовые рекомендации), строительная организация, выполняющая однородные специальные виды работ или осуществляющая строительство однотипных объектов, имеет право вести учет затрат на производство строительных работ одним из двух методов: позаказным методом или методом накопления затрат.

При позаказном методе учет затрат ведется нарастающим итогом по каждому отдельному заказу (договору) до окончания работ по этому заказу (договору).

При использовании метода накопления затрат себестоимость сданных заказчику строительных работ определяется расчетным путем исходя из процента, исчисленного как отношение фактических затрат по производству работ, находящихся в незавершенном производстве, к их договорной стоимости и договорной стоимости сдаваемых работ или с помощью других экономически обоснованных методов, установленных организацией при формировании учетной политики. При этом никаких ограничений в использовании метода накопления затрат, связанных с различным уровнем рентабельности выполняемых строительных работ, Типовыми методическими рекомендациями не установлено.

Организация, видимо, выполняет однородные виды строительных работ, что делает возможным применение как позаказного метода, так и метода накопления затрат. В том случае, когда по какому-либо направлению ведения бухгалтерского учета законодательными и нормативными актами допускается применение нескольких возможных методов, организации при формировании учетной политики предоставляется право самостоятельно выбрать тот метод, который она будет использовать в своей деятельности (см. п. 2.4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/94), утвержденного Приказом Минфина РФ от 28.07.94 N 100). Учетная политика организации (выбранные способы, методы ведения бухгалтерского учета) оформляется соответствующим приказом (распоряжением и т.п.) (см. п. 2.5 ПБУ 1/94).

Приступая к проверке организации, представители налоговых органов должны предварительно ознакомиться с приказом об учетной политике организации, так как сама проверка соблюдения налогового законодательства должна осуществляться проверяющими исходя из способов и методов ведения бухгалтерского учета, принятых в данной организации (см. Временные указания о проведении документальных проверок юридических лиц независимо от видов деятельности и формы собственности по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль, изложенные в письме Госналогслужбы РФ от 28.08.92 N ИЛ-6-01/284).

То есть, если система нормативного регулирования бухгалтерского учета предусматривает несколько способов ведения бухгалтерского учета по какому-либо направлению, то проверяющие должны исходить из тех способов (методов), которые были выбраны самой организацией, так как ни налоговым органам, ни органам налоговой полиции законодательством не предоставлено право самостоятельного выбора того или иного метода (см. ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О государственной налоговой службе РСФСР", ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции").

В данном случае в приказе об учетной политике организации не был указан применяемый метод учета затрат на производство строительных работ. В такой ситуации, по нашему мнению, представителям налоговых органов следовало потребовать от руководства организации внести в приказ об учетной политике соответствующие дополнения, касающиеся применяемого организацией метода учета затрат, так как отсутствие информации о применяемом организацией методе учета затрат делает невозможным проведение достоверной проверки соблюдения налогового законодательства. При этом, согласно ст. 18 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", руководитель организации и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, могут быть привлечены к ответственности за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете.

После внесения соответствующих дополнений в приказ об учетной политике проверяющие должны проводить проверку правильности учета затрат и оценки незавершенного производства с использованием того метода, который указан в приказе об учетной политике, т.е. метода, который был выбран самой организацией.

Таким образом, действия налоговых органов в описанной ситуации нельзя, по нашему мнению, признать правомерными. Можно рекомендовать организации оспорить решение суда, основываясь на аргументах, изложенных выше.


Т. Крутякова

(Выпуск 3, февраль 1998 г.)



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.