Специфика работы организации, не имеющей в своем штате генерального директора и главного бухгалтера (Выпуск 4, февраль 1998 г.)

87. Может ли общество с ограниченной ответственностью, в штате которого нет генерального директора и главного бухгалтера, заключить с организацией А (либо частным предпринимателем) договор доверительного управления имуществом и с организацией В (либо частным предпринимателем) договор на ведение бухгалтерского учета?

Как правильно оформить эти отношения?

Кто будет подписывать бухгалтерскую отчетность, договоры с партнерами, банковские и кассовые документы и т.д.?


Общество с ограниченной ответственностью, в штате которого нет генерального директора, может заключить с индивидуальным предпринимателем либо коммерческой организацией договор доверительного управления имуществом, по которому ООО будет являться учредителем управления, а другая сторона - доверительным управляющим. Доверительный управляющий вправе совершать сделки с переданным ему в управление имуществом от своего имени, указывая при этом, что он действует именно в качестве такого управляющего. Иными словами, совершая действия, не требующие письменного оформления, управляющий информирует о них учредителя, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего должна быть сделана пометка "Д.У.". При ее отсутствии будет считаться, что управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом (статьи 1012, 1015 ГК РФ).

Согласно ст. 1017 ГК РФ, договор доверительного управления имуществом будет считаться действительным, только если он заключен в письменной форме. Срок действия договора не должен превышать пяти лет (ст. 1016 ГК РФ), если иное не предусмотрено законодательством.

Организация бухгалтерского учета при этом может осуществляться следующим образом. На основании п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) ответственность за ведение бухгалтерского учета несет руководитель организации. Под руководителем понимается также и лицо, ответственное за ведение дел организации (ст. 2 Закона). Таким образом, если в штате предприятия должность руководителя отсутствует, вопрос о том, на кого возлагается ответственность (в том числе и административная) за состояние бухучета, решается на основании либо устава предприятия, либо договора доверительного управления - в зависимости от того, как этим договором было определено лицо, ответственное за ведение дел предприятия, и какие полномочия были ему предоставлены.

При отсутствии в организации бухгалтера руководитель (лицо, ведущее дела в соответствии с возложенными на него обязанностями) вправе передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту (п. 2 ст. 6 Закона). Согласно п. 5 ст. 13 Закона, бухгалтерскую отчетность организации, в которой учет ведется таким образом, подписывает руководитель централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтер-специалист, ведущий бухгалтерский учет.

Следует отметить, что п. 1.11 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина РФ от 12.11.96 N 97 предусмотрена необходимость двух подписей (руководителя и бухгалтера) при ведении бухгалтерского учета посторонней организацией или внештатным бухгалтером-специалистом. Но в связи с тем, что положения Закона имеют приоритет перед положениями Приказа, с 28 ноября 1996 г. (даты вступления в силу Закона) следует применять нормы Закона.

В силу п. 2.2 письма ЦБ РФ от 09.07.92 N 14 (в редакции от 08.04.96) расчетные документы (в том числе банковские и кассовые) принимаются банком к исполнению при наличии подписей должностных лиц, имеющих право подписи для совершения расчетно-кассовых операций по счетам в банке.

При отсутствии в штатном расписании и руководителя, и бухгалтера, полномочия осуществлять расчетно-кассовые операции возлагаются на лиц (представителей организаций), с которыми заключены договоры доверительного управления и ведения бухгалтерского учета. Целесообразно при заключении договоров указывать в них конкретное лицо (круг лиц) или порядок определения уполномоченных, на которых непосредственно возлагается обязанность по контролю за осуществлением расчетно-кассовых операций. Именно указанному в договоре лицу (кругу лиц) может быть предоставлено право подписи на расчетно-кассовых документах. Они соответственно обязаны представить в банк образцы своих подписей для осуществления предоставленных им договором прав и обязанностей.


Т. Орбачевская

Выпуск 4, февраль 1998 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.