Порядок определения снабженческо-сбытовыми организациями облагаемой базы для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог (Выпуск 16, август 1997 г.)

516. Организация занимается снабженческо-сбытовой деятельностью. При поставках ей строительных материалов предприятия-продавцы в счетах-фактурах указывают отдельными строками стоимость товара, НДС и сумму железнодорожного тарифа. При выписке счетов-фактур своим покупателям на стоимость товара организация делает наценку, а железнодорожный тариф учитывается в той же сумме, что была указана первоначальным продавцом.

Как в этом случае рассчитывается база для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог?


Согласно п.16 инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (в редакции от 27.03.97) (далее - Инструкция N 30), для организаций, занимающихся снабженческо-сбытовой, торговой или заготовительной деятельностью, объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в процессе осуществления их деятельности.

При этом для исчисления налогооблагаемой базы снабженческо-сбытовыми организациями из суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров исключается сумма НДС, исчисленная от разницы между продажной и покупной ценами реализованных товаров (п. 18 Инструкции N 30).

В этой связи необходимо определить, какая цена перепродаваемых строительных материалов для снабженческо-сбытовой организации будет считаться покупной, а какая - продажной.

Рассмотрим данный вопрос отдельно для каждого из двух этапов - приобретения строительных материалов у их первого продавца и их перепродажи конечному покупателю.

1. Формирование покупной цены материалов.

Снабженческо-сбытовая организация приобретает строительные материалы на определенную сумму. При этом поставщик, доставляя материалы до пункта назначения (либо пункта отправления), выставляет организации счет, в котором указаны цена материалов, сумма НДС и сумма железнодорожного тарифа.

Организация, принимая строительные материалы на балансовый учет (Д-т счета 41 - К-т счета 60), сумму транспортных расходов по их доставке может как учитывать в составе покупной цены материалов, так и относить ее в дебет счета 44 на издержки производства и обращения (п. 2.2 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Комитетом РФ по торговле 20.04.95 N 1-550/32-2).

Таким образом, в зависимости от выбранной в снабженческо-сбытовой организации учетной политики покупная цена приобретенных строительных материалов будет составлять либо стоимость материалов без учета железнодорожного тарифа, либо стоимость, включающую в себя указанную поставщиком сумму оплаты доставки.

2. Формирование продажной цены материалов.

Продажная цена строительных материалов, реализованных снабженческо-сбытовой организацией конечным покупателям, будет зависеть прежде всего от условий доставки строительных материалов их покупателям.

Так, если договором купли-продажи предусмотрено, что доставка материалов производится снабженческо-сбытовой организацией за ее счет до пункта отправления, расходы по транспортировке от пункта отправления до пункта назначения, возмещаемые покупателями сверх отпускной цены, у организации в выручку от реализации продукции (работ, услуг) и в продажные цены материалов включаться не будут. Соответственно не будет производиться их обложение налогом на пользователей автомобильных дорог.

В другой ситуации, если условия договора предусматривают доставку материалов до пункта назначения за счет снабженческо-сбытовой организации, независимо от того, учтены транспортные расходы (железнодорожный тариф) в составе продажной цены стройматериалов или же выделены в счетах-фактурах отдельной строкой, они будут включаться в состав продажной цены материалов и в выручку от реализации продукции (работ, услуг). Следовательно, эти расходы подлежат учету при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог.

Такой подход к формированию продажных цен материалов, а также иной продукции (работ, услуг), изложен в п. 17 Инструкции N 30.

Таким образом, порядок определения налогооблагаемой базы снабженческо-сбытовой организацией для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог зависит от того:

1) какую учетную политику в области формирования покупных цен приобретаемых товаров (продукции, работ, услуг) она проводит;

2) каковы условия поставки снабженческо-сбытовой организацией строительных материалов своим покупателям.

В заключение заметим, что, согласно п. 2 ст. 5 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", налог уплачивается в размере 2,5 % от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате снабженческо-сбытовой деятельности.


Ю. Камфер

Выпуск 16, август 1997 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение