Особенности уплаты НДС в бюджет при кооперированных поставках товаров (Выпуск 15, август 1997 г.)

480. Наше предприятие получает товар в рамках Ашгабатского соглашения от 23.12.93. Как известно, при таможенном оформлении товары, ввозимые по этому Соглашению, освобождаются от уплаты НДС.

Дальнейшая реализация этого товара производится предприятиям и частным лицам как состоящим, так и не состоящим в списках участников производственной кооперации.

Как в данном случае будет производиться расчет НДС, подлежащего уплате в бюджет?


Соглашение "Об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников СНГ", подписанное государствами - участниками СНГ в Ашгабате 23 декабря 1993 г., представляет собой договоренность его сторон на предмет поставок товаров и предоставления услуг в рамках совместной производственной кооперации и специализации производства и отраслей.

Одним из условий этого Соглашения является обязанность сторон не применять ввозные и вывозные таможенные пошлины, налоги, акцизы и количественные ограничения в отношении товаров, поставляемых по кооперации (ст. 5 Соглашения).

На основе данного Соглашения государствами - участниками СНГ заключаются межправительственные, отраслевые и межотраслевые соглашения о производственной кооперации и специализации производства, включающие в себя перечни предприятий, осуществляющих такие поставки.

Эти соглашения, в свою очередь, являются основаниями для заключения контрактов (договоров) между непосредственными участниками хозяйственных отношений (предприятиями и иными аналогичными структурами) на конкретные поставки товаров по кооперации.

При этом в соответствии со ст.3 Соглашения под кооперированными поставками товаров понимаются поставки сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и иных изделий отраслевого и межотраслевого назначения, технологически взаимосвязанных и необходимых для совместного изготовления конечной продукции.

Таким образом, основным условием освобождения от уплаты на таможне налога на добавленную стоимость будет являться назначение ввозимых товаров, в данном случае - совместное изготовление предприятиями государств - участников СНГ конечной продукции. Причем основанием пропуска таможенными органами товаров, поставляемых по кооперации, через границу без взимания НДС служат договоры поставки, заключенные между предприятиями - участниками поставки (ст. 4 Соглашения).

Кроме того, при таможенном оформлении товаров, согласно п. 3.3 Положения о порядке перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с Соглашением "Об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников СНГ", утвержденного Приказом ГТК РФ от 07.02.95 N 79, одновременно с грузовой таможенной декларацией (ГТД) таможенному органу должен быть представлен список товаров, заверенный соответствующим органом федеральной исполнительной власти и зарегистрированный в Московском таможенном управлении. Также при заполнении ГТД в графе 44 "Дополнительная информация" делается специальное указание на то, что поставка осуществляется в соответствии с Соглашением о производственной кооперации от 23.12.93.

Поэтому предприятие, реализующее поставленные товары в рамках указанного выше Соглашения, допускает грубое нарушение ст. 3 Соглашения, поскольку, как отмечалось выше, эти товары являются технологически взаимосвязанными и предназначаются для совместного изготовления предприятиями государств - членов СНГ конечной продукции.

В этой связи предприятие также может быть привлечено к ответственности за нарушение ст. 3 Соглашения, так как в соответствии с п. 5.2 Положения ГТК РФ на основе баз данных по грузовым таможенным декларациям ведет учет товаров, перемещаемых в рамках отраслевых соглашений.

Другим аспектом рассматриваемой проблемы является то, что предприятием была неправомерно использована возможность ввоза товара без уплаты таможенному органу налога на добавленную стоимость. Соответственно формирование цены на импортированные товары должно производиться с учетом первого варианта, предложенного в письме Минфина РФ и Роскомцен от 31.05.93 N 66, 01-17/752-06 "О порядке учета НДС и акцизов при формировании цен на импортные товары (продукцию)". Согласно этому варианту, по товарам, не освобожденным от уплаты НДС при таможенном оформлении, сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей, и суммами налога, относящимися к расходам по приобретению реализованного товара, включая и суммы НДС, уплаченные таможенным органам.

Между тем следует учитывать, что неуплаченные таможенные платежи, а также пени в размере 0,3% от суммы недоимки за просрочку их уплаты взыскиваются таможенными органами с юридических лиц в бесспорном порядке (пункты 12.2, 12.3 Временной инструкции о взимании таможенных платежей, утвержденной ГТК РФ от 08.06.95 N 01-20/8107).

Кроме того, согласно п. 12.4 Инструкции, лица, виновные в умышленном уклонении от уплаты таможенных платежей, могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Конкретные меры ответственности установлены в ст. 220 Таможенного кодекса РФ и ст. 194 Уголовного кодекса РФ 1996 г.


Ю. Камфер

Выпуск 15, август 1997 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.