483. Воинская часть, финансируемая из бюджета, занимается оказанием услуг.
Следует ли уплачивать налог на содержание жилищного фонда и налог на нужды образовательных учреждений, если в организации отсутствует фонд оплаты труда?
В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ учреждения, финансируемые собственником, в том числе и воинские части, состоящие на бюджетном финансировании, могут заниматься предпринимательской деятельностью в случае, если данное право предоставлено им собственником и закреплено в учредительных документах. При этом, осуществляя деятельность, приносящую доход, данные организации должны уплачивать налоги, объектом которых является такой доход.
При ответе на данный вопрос необходимо прежде всего сказать, что налог, о котором идет речь, установлен Законом РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон).
Так, согласно подп. "г" ст. 20 Закона, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, устанавливается законодательными актами субъектов РФ, которые определяют порядок уплаты и размер ставок (Примерное положение по налогу на нужды образовательных учреждений утверждено совместным письмом Верховного Совета РФ от 04.06.92 N 5.1/693, Госналогслужбы РФ от 02.06.92 N ИЛ-6-04/176, Минфина РФ от 02.06.92 N 04-05-20).
Налогооблагаемой базой для исчисления и уплаты данного налога является фонд оплаты труда предприятия. При этом ставки налога на нужды образовательных учреждений, устанавливаемые законодательными актами субъектов РФ, не могут превышать 1% от годового фонда заработной платы предприятий (учреждений и организаций).
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона обязанность налогоплательщиков по уплате налогов возникает только при наличии объекта налогообложения. В случае если организация по каким-либо причинам не имеет фонда оплаты труда, т.е. не выплачивает заработную плату и вознаграждения своим работникам за выполненную ими работу, то у нее отсутствует объект налогообложения. Следовательно, данное предприятие не должно уплачивать такой налог.
Что касается налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, установленного подп. "ч" п. 1 ст. 21 Закона и являющегося местным налогом, то необходимо сказать, что объектом для его исчисления и уплаты является объем реализации предприятием (организацией, учреждением) продукции (работ, услуг), а не фонд оплаты труда. Таким образом, несмотря на то что у организации отсутствует фонд оплаты труда, она должна уплачивать данный налог при осуществлении предпринимательской деятельности в виде оказания услуг.
Порядок исчисления, конкретные размеры ставок, сроки уплаты данного налога устанавливаются нормативными актами местных органов власти. При этом ставка налога не должна превышать 1,5 % от объема реализации продукции (работ, услуг).
В Москве, например, существует Закон г. Москвы от 16.03.94 N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы". При этом, согласно п. 6.7 инструкции ГНИ по г. Москве от 31.03.94 N 4 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы", принятой во исполнение данного Закона г. Москвы, бюджетные и другие некоммерческие учреждения уплачивают налог в том случае, если они имеют доходы от реализации продукции (работ, услуг).
Таким образом, в случае если организация занимается оказанием услуг, она должна уплачивать налог на содержание жилищного фонда, относя данные затраты на финансовые результаты деятельности (п. 5 ст. 21 вышеуказанного Закона РФ "Об основах налоговой системы").
Р. Алексахина
Выпуск 15, август 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".