Об уплате образовательными учреждениями налога на пользователей автомобильных дорог (Выпуск 17, сентябрь 1997 г.)

550. Должно ли пройти регистрацию в Министерстве юстиции РФ письмо Госналогслужбы РФ от 28.03.97 N СШ-4-07/14н?


Письмо Госналогслужбы от 28.03.97 N СШ-4-07/14н "Об уплате налога на пользователей автомобильных дорог образовательными учреждениями", согласованное с Минфином РФ, действительно, в Минюсте РФ зарегистрировано не было.

Обоснованием отказа в государственной регистрации представленного Госналогслужбой РФ ведомственного нормативного акта послужило то, что он носит нормативно-технический характер и в подобной регистрации не нуждается. Это резюме Минюста РФ приведено в письме от 16.04.97 N 07-02-492-97 (см. "Экономика и жизнь", 1997, N 17, 24.04.97).

Хотелось бы дать по этому поводу небольшие разъяснения, тем более, что выводы Госналогслужбы РФ, изложенные в этом письме, на наш взгляд, довольно спорны и нуждаются в дополнительных комментариях.

В общих чертах позиция Госналогслужбы РФ такова.

Образовательные учреждения, как принадлежащие к государственной и муниципальной системам образования, так и относящиеся к негосударственным учреждениям, оказывающие дополнительные образовательные услуги за плату, являются плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог с выручки, полученной от оказания таких услуг. Основанием для этого является отсутствие в Законе РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" указания на то, что деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг не является предпринимательской.

По нашему мнению, с таким выводом Госналогслужбы РФ согласиться нельзя, прежде всего исходя из следующих соображений.

Согласно п.1 ст.5 вышеназванного Закона, плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являются предприятия, учреждения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, т.е. деятельностью, имеющей своей целью систематическое извлечение прибыли.

При этом некоммерческие организации, реализующие продукцию, работы или услуги в рамках предпринимательской деятельности, привлекаются к уплате налога на пользователей автомобильных дорог, исчисляемого от выручки, полученной от реализации, по ставке 2,5% (п. 21.1 инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды").

Между тем ни в названном Законе, ни в Инструкции по его применению не говорится о том, какие конкретно виды деятельности некоммерческих организаций следует считать предпринимательскими. И это вполне логично, поскольку данный Закон (как и любой другой налоговый нормативно-правовой акт) направлен на урегулирование совершенно иных вопросов, связанных прежде всего с определением объекта, а также субъектов налогообложения.

В этой связи необходимо обратиться к тем нормативно-правовым актам, которые определяют порядок создания и функционирования таких организаций. В данном случае таким актом будет Закон РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон).

Законом четко разграничены случаи, когда деятельность образовательного учреждения носит предпринимательский характер, а когда - нет.

Так, согласно п. 2 ст. 47 Закона, предпринимательской деятельностью образовательных учреждений считается реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; торговля покупными товарами; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений и организаций; приобретение акций и иных ценных бумаг и получение доходов по ним; ведение иных приносящих доход внереализационных операций, непосредственно не связанных с предусмотренными уставом работами и услугами.

Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 47 Закона деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных его уставом работ и услуг к предпринимательской не относится, если получаемый от нее доход реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования его образовательного процесса (в том числе на заработную плату).

Кроме того, согласно п. 2 ст. 45 и п. 2 ст. 46 Закона, не является предпринимательской деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг за плату, но при соблюдении определенных условий.

Так, оказание платных дополнительных услуг образовательного характера для государственного или муниципального образовательного учреждения не считается предпринимательской деятельностью, если получаемый от него доход за вычетом доли учредителя (собственника) учреждения реинвестируется в данное образовательное учреждение. Что же касается негосударственного учреждения, то для него доход от предоставления дополнительных услуг за плату должен полностью идти на возмещение затрат, связанных с обеспечением, развитием и совершенствованием образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

Иными словами, соблюдение вышеприведенных условий не может трактоваться как осуществление образовательным учреждением предпринимательской деятельности, выручка от которой облагается налогом на пользователей автомобильных дорог и другими налогами, уплачиваемыми с выручки от реализации товаров (работ, услуг) (налог на прибыль, налог на содержание жилищного фона и объектов социально-культурной сферы).

Таким образом, данный вывод полностью противоречит позиции Госналогслужбы РФ, представленной в письме от 28.03.97 N СШ-4-07/14н "Об уплате налога на пользователей автомобильных дорог образовательными учреждениями", и, на наш взгляд, имеет гораздо большее нормативное обоснование для решения спора с налоговыми органами.

Кроме того, хотелось бы сказать, что Департаментом налоговых реформ Минфина РФ в письме от 07.02.97 N 04-05-17/8 была изложена аналогичная позиция по рассматриваемому вопросу.


Ю. Камфер

Выпуск 17, сентябрь 1997 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.