• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Валютное регулирование в Российской Федерации (Выпуск 17, сентябрь 1997 г.)

Валютное регулирование в Российской Федерации


В настоящее время валютные операции стали обычным явлением в деловой жизни страны. Однако все более широкое их распространение не только не делает учет их специфики менее важным, но, напротив, повышает уровень требований, предъявляемых к квалификации тех лиц, которые их осуществляют. В частности, во избежание конфликтов с контролирующими органами необходимо иметь четкое представление о том, какое имущество относится к валютным ценностям, что является сущностью валютных операций, для проведения каких операций требуется специальное разрешение и какие органы его выдают.

В ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, является рубль. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории РФ определяются законом или в установленном им порядке. В ст. 141 ГК РФ указано, что виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Руководствуясь приведенными положениями, Законом РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) и иными нормативными актами, рассмотрим специфику валютных операций и валютного контроля.

(Мы не будем здесь касаться вопросов использования иностранными лицами валюты РФ - рубля, перевода валюты РФ за границу и т.д. в связи с тем, что это, по существу, самостоятельная тема.)


I. Основные понятия, используемые при осуществлении валютных операций и валютного контроля


1. Валютные ценности


В соответствии со ст. 1 Закона валютными ценностями являются:

а) иностранная валюта (в это понятие включаются: денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах);

б) ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

(Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливаются Правительством Российской Федерации.)


2. Субъекты валютных отношений


Субъектами валютных отношений являются:

1) граждане РФ, лица без гражданства, иностранцы;

2) юридические лица;

3) филиалы, представительства;

4) государство.

Основополагающим в валютном регулировании является деление субъектов, указанных в пунктах 1 - 3, на резидентов и нерезидентов.

Для физических лиц основанием отнесения к той или иной категории является место постоянного жительства. Резидентом является лицо, место постоянного проживания которого находится на территории РФ. Статус физического лица не изменится и в том случае, если оно будет находиться временно вне территории РФ. Соответственно физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации, являются нерезидентами.

Для юридического лица статус определяется по месту его создания и нахождения. Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ, местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в его учредительных документах не установлено иное. Организационно-правовая форма и вид деятельности юридического лица значения не имеют. Статус филиалов и представительств юридических лиц, находящихся за рубежом, определяется по статусу юридического лица - учредителя.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации, а также их филиалы и представительства, расположенные за границей, являются резидентами.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, а также их представительства и филиалы, находящиеся в РФ, являются нерезидентами.

Смысл деления субъектов валютных отношений на резидентов и нерезидентов заключается в том, что они имеют разный объем прав и обязанностей.


3. Валютные операции


Валютные операции представляют собой операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, ввозом и пересылкой в РФ и вывозом и пересылкой из нее валютных ценностей, осуществлением международных денежных переводов.

В Законе (пункты 9, 10 ст.1) выделены два вида валютных операций: текущие и связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Валютные операции, связанные с движением капитала, включают:

а) прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Следует обратить внимание на два существенных момента, связанных с делением валютных операций на текущие и связанные с движением капитала. Во-первых, данное деление применимо только к операциям, связанным с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, о чем прямо сказано в п. 8 ст. 1 Закона. Во вторых, в Законе дан закрытый перечень текущих валютных операций. Все операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, прямо не перечисленные в Законе, относятся к операциям, связанным с движением капитала.

Особенности осуществления валютных операций зависят от их вида и от статуса субъекта - резидент или нерезидент.


4. Уполномоченные банки


Уполномоченные банки - это банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка Российской Федерации на проведение валютных операций.


II. Валютное регулирование и валютный контроль


В РФ законодательно закреплена возможность иметь в собственности валютные ценности (ст. 3 Закона). Однако операции, связанные с их обращением, являются предметом особого регулирования со стороны государства. В Законе определены органы, которые могут принимать обязательные для всех субъектов валютных отношений решения по порядку проведения валютных операций: Президент РФ, Правительство РФ, Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ.

Особая роль отводится Центральному банку РФ, который в соответствии со ст. 9 Закона является основным органом валютного регулирования в РФ. В его компетенцию входят:

а) определение сферы и порядка обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте (обращаем Ваше внимание, что валютные ценности - более широкое понятие);

б) издание нормативных актов, обязательных к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

в) проведение всех видов валютных операций;

г) определение правил проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правил проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

д) определение порядка обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаев и условий открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

е) определение общих правил выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдача таких лицензий;

ж) определение единых форм учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе для уполномоченных банков, а также порядка и сроков их представления;

з) подготовка и публикация статистики валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;

и) выполнение других функций, предусмотренных Законом.

Помимо валютного регулирования Закон предусматривает осуществление валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль осуществляется органами и агентами валютного контроля, полномочия которых различаются тем, что органы валютного контроля в пределах своей компетенции вправе издавать нормативные акты, а также определять порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. И органы, и агенты валютного контроля, согласно ст. 12 Закона, в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля, в частности уполномоченные банки. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.


III. Осуществление валютных операций, связанных с движением капитала


В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ.

Для осуществления операции, связанной с движением капитала, требуется лицензия ЦБ РФ. Порядок предоставления документов для ее получения определен в письме ЦБ РФ от 06.10.95 N 12-524.

Для получения лицензии необходимо представить:

a) письмо-заявление в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Банка России;

б) нотариально заверенные копии учредительных документов резидента;

в) нотариально заверенную копию документа о государственной регистрации резидента;

г) справку из налогового органа об отсутствии задолженности резидента по платежам в бюджет и об отсутствии нарушений налогового законодательства;

д) справки из уполномоченных банков Российской Федерации, в которых у резидента открыты валютные счета, об отсутствии задолженности по поступлению валютной выручки и обязательной продаже ее части, об имевших место нарушениях валютного законодательства, а также о достаточности средств на счете для осуществления перевода (для операций, предусматривающих перевод средств);

е) справку из Госкомимущества России, его территориальных управлений и/или других уполномоченных государственных органов при распоряжении объектами, находящимися в федеральной собственности (в случае, если распоряжение этими объектами должно осуществляться по решению указанных органов и/или с их согласия);

ж) баланс резидента за последний отчетный год с приложением аудиторских заключений (если аудиторские проверки имели место);

з) баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату перед датой обращения с заявкой в Банк России (заверенный подписями руководителя, главного бухгалтера и удостоверенный печатью резидента);

и) отчет о финансовых результатах резидента (прибыли / убытках) за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату перед датой обращения с заявкой в Банк России (заверенный налоговой инспекцией);

к) справку из соответствующего государственного органа по статистике о присвоении кодов резиденту.

Этот перечень является основным. При внесении валютных средств в уставный капитал (покупке акций) зарубежного предприятия, при привлечении резидентом финансового кредита от нерезидента на срок более 180 дней, при предоставлении резиденту рассрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту/импорту товаров, работ и услуг до момента исполнения контракта, при предоставлении резиденту рассрочки платежа на срок более 180 дней по импорту/экспорту товаров, работ и услуг в процессе исполнения контракта, при лизинговых операциях, операциях по аренде оборудования, используемого в производственных целях, на срок более 180 дней требуется представить ряд дополнительных документов.


IV. Обязательная продажа части валютной выручки


В соответствии с действующим валютным законодательством резиденты обязаны продавать часть их валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ в соответствии с порядком, установленным инструкцией ЦБ РФ от 29.06.92 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведение операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Инструкция N 7).

Установленный порядок распространяется на обязательную продажу части экспортной выручки в свободно конвертируемых валютах и операции на внутреннем валютном рынке в свободно конвертируемых, клиринговых и замкнутых национальных валютах.

Норма обязательной продажи установлена в размере 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) для всех юридических лиц независимо от формы собственности, в том числе с иностранными инвестициями.

Обязательной продаже не подлежат следующие поступления в иностранной валюте от нерезидентов (п. 4 Инструкции N 7):

1) поступления в качестве взносов в уставный капитал (фонд), а также доходы (дивиденды), полученные от участия в капитале;

2) поступления от продажи фондовых ценностей (акций, облигаций), а также доходы (дивиденды) по фондовым ценностям (акциям, облигациям);

3) поступления в виде привлеченных кредитов (депозитов, вкладов), а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты;

4) поступления в виде пожертвований на благотворительные цели;

5) поступления от реализации гражданами в установленном Банком России порядке товаров (работ, услуг) на территорию Российской Федерации;

6) поступления в виде возврата авансовых платежей (предоплаты) по неисполненным импортным контрактам.

Обязательной продаже не подлежат поступившие от резидентов платежи в иностранной валюте, которые производятся за счет средств, оставшихся после обязательной продажи части экспортной выручки (средства на текущих валютных счетах юридических лиц), а также средства в иностранной валюте, купленные на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

До осуществления обязательной продажи валюты юридические лица вправе оплачивать (с соответствующим уменьшением базы при расчете сумм экспортной выручки, подлежащих обязательной продаже) следующие расходы (за исключением расходов и потерь, относимых на счет прибылей и убытков):

- в пользу нерезидентов (на их валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации или в иностранных банках) - в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

- в пользу юридических лиц - резидентов (на их транзитные валютные счета в уполномоченных банках) - в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении;

- по уплате экспортных таможенных пошлин в иностранной валюте, а также по оплате таможенных процедур;

- в пользу уполномоченных банков по начисленным ими комиссионным вознаграждениям за осуществление с транзитных валютных счетов платежей в соответствии с п. 8 Инструкции N 7;

- иные расходы в случаях, разрешенных Банком России.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки следующий.

Юридическому лицу на основании договора банковского счета, заключенного с уполномоченным банком, параллельно открываются:

- транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих обязательной продаже, и проведения других операций в соответствии с Инструкцией N 7;

- текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной выручки, и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством.

Обязательная продажа валюты производится по поручению юридических лиц, в пользу которых поступила валютная выручка, с их транзитных валютных счетов. После обязательной продажи валютных средств с транзитных валютных счетов оставшаяся часть валютной выручки перечисляется по поручению юридических лиц на их текущие валютные счета и может использоваться на любые цели в соответствии с действующим законодательством.

На практике достаточно часто возникают ситуации, когда экспорт товаров осуществляется через посреднические организации. В этом случае возможны различные варианты продажи части валютной выручки, которые зависят от условий договора.

Вариант I. Посреднические организации могут переводить валютную выручку по поручению юридических лиц - поставщиков экспортной продукции со своих транзитных валютных счетов на транзитные валютные счета юридических лиц за вычетом начисленного в свою пользу комиссионного вознаграждения. Юридические лица самостоятельно оплачивают со своих транзитных валютных счетов в уполномоченных банках расходы в иностранной валюте, уменьшающие сумму экспортной выручки, от которой рассчитывается размер подлежащей обязательной продаже валюты, а затем осуществляют обязательную продажу на внутреннем валютном рынке соответствующей части валютной выручки.

Вариант II. Посреднические организации по поручению юридических лиц - поставщиков экспортной продукции могут без осуществления обязательной продажи части экспортной выручки, причитающейся названным юридическим лицам, оплачивать перечисленные выше расходы по транспортировке, экспедированию и т.д. Оставшаяся часть валютной выручки за вычетом комиссионного вознаграждения переводится посредническими организациями на транзитные валютные счета юридических лиц в уполномоченных банках, которые самостоятельно осуществляют обязательную продажу 50% полученных сумм.

Вариант III. Посреднические организации по поручению юридических лиц - поставщиков экспортной продукции могут осуществлять обязательную продажу части экспортной выручки, причитающейся указанным юридическим лицам после оплаты посредниками транспортных и иных расходов в иностранной валюте, а также начисления последними комиссионного вознаграждения в свою пользу. Оставшаяся после обязательной продажи часть валютной выручки переводится посредническими организациями на текущие валютные счета указанных юридических лиц в уполномоченных банках (с отметкой в платежном поручении "Расчеты по обязательной продаже валюты произведены") либо по поручению клиентов на свои текущие валютные счета для оплаты импорта в Российской Федерации на основании заключенных с юридическими лицами договоров на импорт продукции.

Во всех случаях суммы комиссионного вознаграждения посреднических организаций, начисленные ими в соответствии с договорами на экспорт продукции, остаются на транзитных валютных счетах этих организаций и в качестве экспортной выручки подлежат частичной обязательной продаже в порядке и сроки, установленные Инструкцией N 7.

Средства, поступившие с транзитных валютных счетов юридических лиц и посреднических организаций на транзитные валютные счета российских транспортных, страховых и экспедиторских организаций, являются валютной выручкой последних и подлежат частичной обязательной продаже в порядке, установленном Банком России.


V. Осуществление отдельных видов валютных операций


1. Контроль за поступлением выручки от экспорта товаров


Порядок осуществления контроля за поступлением выручки от экспорта товаров установлен в Инструкции ЦБ РФ N 19, ГТК РФ N 01-20/10283 от 12.10.93 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" (далее - Инструкция N 19).

В соответствии с п. 2.1 Инструкции N 19 экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Зачисление экспортной выручки на иной счет допускается только при наличии разрешения ЦБ РФ.

Для осуществления контроля за выполнением данного требования установлено, что по каждому заключенному экспортному контракту необходимо заполнять паспорт сделки. Используя этот документ, уполномоченные банки и таможенные органы осуществляют контроль за реальным получением денег за отгруженные товары, которые пересекли границу РФ.

Мы не будем здесь рассматривать механизм взаимодействия банков и таможенных органов, а остановимся на наиболее существенных моментах, относящихся непосредственно к юридическому лицу - экспортеру.

По каждому экспортному контракту предусмотрено оформление только одного паспорта сделки (ПС). Он подписывается одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в котором должна поступить валютная выручка в полном объеме. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах.

Вместе с заполненным и подписанным паспортом сделки экспортер представляет в банк оригинал или копию контракта, на основании которого был составлен ПС. Копия должна быть заверена лицом, имеющим право первой подписи по счету экспортера, и заверена печатью экспортера.

С момента подписания паспорта сделки экспортер несет ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в ПС, условиям контракта, на основании которого он был составлен, и за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по данному контракту на транзитный валютный счет экспортера в банке, в который он представляет ПС для оформления.

Банк может отказать в подписании паспорта сделки при наличии хотя бы одного из следующих условий:

- при несоответствии данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в паспорте сделки;

- при несоответствии предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего законодательства Российской Федерации;

- при оформлении паспорта сделки с нарушениями установленных требований;

- при наличии в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки по нему на счета предприятий или лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту в соответствии с Инструкцией N 19;

- при отсутствии в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке Российской Федерации;

- при отсутствии в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления паспорта сделки в установленном порядке.

Паспорт сделки, в подписании которого отказано, возвращается экспортеру вместе с представленными документами. При этом банк может дать экспортеру рекомендации по оформлению паспорта сделки и внесению изменений в условия контракта, связанные с оформлением ПС.

На практике порой в заключенный контракт вносятся изменения. В этом случае, согласно п. 3.7 Инструкции N 19, экспортер в 10-дневный срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее даты представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых на основании внесенных в контракт изменений и/или дополнений, представляет в банк:

- оригиналы или копии дополнений и/или изменений к контракту, заверенные подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера, и скрепленные его печатью;

- дополнительные листы к ПС, составляемые по форме ПС, но с заполнением только тех граф (позиций), сведения в которых подлежат уточнению.

Таможенное оформление экспортируемого товара возможно только при предъявлении ксерокопии паспорта сделки, заверенной ответственным лицом банка и скрепленной печатью банка. В 10-дневный срок со дня выпуска товаров таможенными органами экспортер представляет в банк копию ГТД, полученную от таможенного органа, оформившего выпуск товаров.

При поступлении на транзитный валютный счет экспортера в банк валютной выручки от экспорта товаров в поручении о переводе поступившей суммы или ее части на свой текущий валютный счет и продаже части экспортной выручки в порядке обязательной продажи экспортер отдельной строкой указывает реквизиты (номер и дату) паспорта сделки и иных документов в соответствии с требованиями п. 6.6 Инструкции N 19.

Если валютная выручка от экспорта товаров поступает в банк, оформивший паспорт сделки, в неполном объеме или с нарушением срока, экспортер имеет право обратиться в МВЭС РФ или уполномоченные МВЭС РФ органы для получения письменного подтверждения обоснованности недополучения или задержки получения им валютной выручки от экспорта товаров либо представить в банк письменное подтверждение Банка России об освобождении его от обязательного зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации (п. 6.10 Инструкции N 19).


2. Контроль за обоснованностью платежей в валюте за импортируемые товары


Порядок осуществления контроля за обоснованностью платежей при импорте установлен инструкцией ЦБ РФ N 30, ГТК РФ N 01-20/10538 от 26.07.95 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" (далее - Инструкция N 30).

Цель данного документа - обеспечить контроль за соответствием сумм средств в иностранной валюте, переведенных в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных на территорию РФ товаров.

В п. 2.1 Инструкции N 30 установлено, что импортер обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте, а в случае непоставки товара - возврат указанных средств, ранее переведенных по импортному контракту иностранной стороне или ее приказу, в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.

Аналогично ситуации с экспортом товара импортер при расчетах с контрагентом может использовать только один счет, открытый в уполномоченном банке. Оплата товара может производиться только банком импортера и/или банком-корреспондентом, действующим по его поручению.

Если импортер берет кредит в иностранной валюте не в банке, который будет производить расчеты по импортному контракту, сумма кредита должна быть переведена им на текущий валютный счет банка, через который будет производиться оплата импортируемого товара. Оплата импортируемого товара иным банком, чем банк импортера или банк - его корреспондент, действующий по поручению последнего, или со счета третьего лица, не являющегося импортером, допускается только при наличии у импортера разрешения (лицензии) Банка России на осуществление такой операции.

Согласно п. 2.3 Инструкции N 30, после оплаты в иностранной валюте импортируемых товаров импортеру запрещается (если он не имеет разрешения Банка России) до завершения таможенного оформления оплаченных товаров на территории Российской Федерации уступать третьим лицам требования, вытекающие из подписанного им импортного контракта. Исключением является переуступка прав требования банку импортера.

Так же как и при экспорте товаров, при заключении импортного контракта оформляется паспорт сделки. Требования к его содержанию аналогичны требованиям к паспорту экспортной сделки. В частности, по каждому заключенному импортером контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый одним уполномоченным банком, в котором открыт текущий валютный счет импортера и который осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары по поручению импортера (п. 3.1 Инструкции N 30).


VI. Ответственность за нарушение валютного законодательства


Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Органами валютного контроля являются ЦБ РФ и Правительство РФ в лице Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.

К агентам валютного контроля прежде всего относятся уполномоченные банки, а также другие организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля.

Должностные лица органов и агентов валютного контроля имеют право в соответствии со статьями 14, 15 Закона:

а) проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;

б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых выше в настоящей статье документов и информации. Вместе с тем следует учитывать совместное заявление Правительства РФ и ЦБ РФ "О применении органами и агентами валютного контроля литеры "б" п.1 ст.15 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", сделанное на основании Указа Президента РФ от 16.05.96 N 721 и п. 68 заявления Правительства РФ и ЦБ РФ от 22.02.96 "О среднесрочной стратегии и экономической политике на 1996 год". В упомянутом совместном заявлении говорится, что, за исключением случаев наложения ареста судами, арбитражными судами, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора, на денежные средства, находящиеся на счетах, органы и агенты валютного контроля, их должностные лица, органы, выполняющие функции органов и агентов валютного контроля, их должностные лица не будут осуществлять общую приостановку проведения операций, связанных с текущими международными платежами и переводами по счетам нерезидентов, открытым в уполномоченных банках. Приостановка операций по счетам нерезидентов в уполномоченных банках может осуществляться только в отношении отдельных операций, по которым не представлена обязательная к представлению информация и документация и только в пределах суммы этой операции;

в) приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;

г) органы валютного контроля имеют право взыскивать штрафы и применять иные санкции, предусмотренные нормативными актами;

д) имеют другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Согласно ст.14 Закона, резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие установленные Законом положения, несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам;

б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

За отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля соответствующих документов и информации предусмотрена ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При допущении повторного нарушения, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства сумм, полученных по недействительным сделкам или необоснованно приобретенных не по сделке, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации;

б) приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

в) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Должностные лица юридических лиц - резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц - нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


А. Морозов

Выпуск 17, сентябрь 1997 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.