Порядок сдачи в аренду объектов федеральной собственности (Выпуск 20, октябрь 1997 г.)

625. Какими нормативными актами в настоящее время следует руководствоваться в отношении сдачи в аренду объектов федеральной собственности (нежилых помещений в жилых домах, находящихся на балансе Минобороны РФ, которое выступает в качестве квартирно-эксплуатационного управления) и куда следует перечислять арендную плату - полностью в бюджет либо на счет балансодержателя?

Как быть в случае, если государственному хозрасчетному предприятию по договору с Госкомимуществом РФ передан в бессрочное хозяйственное ведение объект федеральной собственности (недвижимость)?


В настоящее время арендные отношения регулируются гл. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.03.96 Федеральным законом от 26.01.96 N 15-ФЗ.

Согласно ст. 608 ГК РФ, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику или лицам, управомоченным законом или собственником.

От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы власти и управления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч. 3 ст. 214 ГК РФ).

Право распоряжения объектами федеральной собственности принадлежит Государственному комитету РФ по управлению имуществом (п. 1 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.95 N 1190; далее - Положение о ГКИ РФ).

В соответствии с Указом Президента РФ от 14.10.92 N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" (далее - Указ N 1230) распоряжением Госкомимущества РФ от 28.01.93 N 148-Р введен в действие Порядок сдачи и переоформления договоров на аренду зданий, сооружений и нежилых помещений в жилых домах, находящихся на балансе предприятий, организаций, учреждений, воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального управления железнодорожных войск Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее - Порядок).

Упомянутые Указ N 1230 и Порядок действуют и в настоящее время, однако в части, не противоречащей положениям гл. 34 ГК РФ.

Согласно п. 3 Указа N 1230 и п. 1.2 Порядка, Госкомимуществу РФ (или по его поручению - его территориальным комитетам) предоставлены полномочия арендодателя при сдаче в аренду недвижимого имущества государственных предприятий федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе находятся эти объекты в перечисленных выше министерствах.

Для сдачи в аренду объектов государственной собственности бюджетные организации, учреждения, воинские части оформляют проекты договоров аренды, представляют их на согласование в вышестоящие управления с последующим утверждением в Госкомимуществе РФ (п. 2.6 Порядка).

Основным документом, регулирующим права и обязанности арендодателя и арендатора, является договор аренды. Согласно договору на сдачу Госкомимуществом РФ в аренду зданий, объектов, сооружений и нежилых помещений, являющихся федеральной собственностью (приложение 1 к Порядку), арендодателем от имени собственника федерального имущества выступают Госкомимущество РФ и балансодержатель (т.е. такие договоры являются тройственными).

В договоре аренды, в частности, предусматриваются размер и порядок внесения арендной платы.

Приложением 1 к распоряжению Госкомимущества РФ от 13.06.97 N 463-Р предусмотрено перечисление арендатором арендной платы в процентном отношении как балансодержателю, так и в федеральный бюджет. Поскольку в нормативных документах отсутствует конкретное процентное соотношение данных перечислений, оно должно определяться сторонами в договоре аренды. Так как в соответствии с п. 4.5 Порядка амортизационные отчисления на полное восстановление объектов, исчисляемые по установленным нормам, остаются в распоряжении балансодержателя и используются им в установленном порядке, то очевидно, что размер арендных платежей, причитающихся балансодержателю, должен быть зафиксирован в договоре аренды в сумме не ниже амортизационных отчислений. Если стоимость коммунальных услуг входит в состав арендной платы, то, по нашему мнению, на эту сумму (к сумме амортизационных отчислений) следует увеличить платежи арендатора, осуществляемые им на счет балансодержателя.

Таким образом, арендную плату по договору аренды объектов федеральной собственности следует перечислять и в бюджет, и балансодержателю в процентном отношении, определенном договором.

Однако допустима ситуация, когда в соответствии со ст. 608 ГК РФ и п. 5 Положения о ГКИ РФ арендодателем может выступать и только балансодержатель, распоряжающийся государственным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, если он на то специально уполномочен Госкомимуществом РФ или такое право предоставлено ему уставными документами.

Если учредительными документами предприятию, которому федеральное имущество принадлежит на праве оперативного управления, предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность (в частности, сдавать в аренду объекты федеральной собственности), то доходы, полученные от такой деятельности (в рассматриваемой ситуации - арендная плата), поступают в самостоятельное распоряжение предприятия (учреждения, организации) и учитываются на отдельном балансе (ч. 2 ст. 298 ГК РФ).

Предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, также вправе сдавать в аренду недвижимое имущество лишь с согласия собственника, причем собственник имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества (ст. 295 ГК РФ).

Согласие собственника может быть выражено в виде утверждения Госкомимуществом РФ договора аренды (заключения тройственного договора), которым и будет определен порядок перечисления арендной платы, а также в учредительных документах, в передаточном акте, которым фиксируется момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления, или в отдельном распоряжении Госкомимущества РФ.

Таким образом, в указанных документах и должны найти свое отражение вопросы о размере и порядке перечисления арендной платы.


И. Завражнова

Выпуск 20, октябрь 1997 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.